Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 21:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является получение навыков грамотно составлять договоры и предвидеть последствия их нарушения и невыполнения. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать правовым нормам, действующим в момент его заключения. Последующие изменения законодательства влияют на условия состоявшегося договора только в том случае, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 [3]). Такие случаи придания правовым нормам обратной силы в действующем законодательстве крайне редки.
В качестве процедур разбирательства между сторонами договора могут быть преддоговорные разногласия, претензия, предъявление иска.
При заключении договора между его
сторонами могут возникать разн
В случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
При недостижении сторонами соглашения по существенным условиям договора и после того как принятые сторонами меры по разрешению возникших разногласий оказались безуспешными, разногласия, возникающие между сторонами при его заключении, возможно передать на рассмотрение суда, арбитражного суда, третейского суда (ст.446 [3]). Понятие "разногласия" может означать либо несовпадение предложенных контрагентами содержания или формулировок условий договора, либо уклонение одним из них от его заключения.
В этой связи заслуживает внимания доктринальное толкование комментируемого положения, в соответствии с которым преддоговорный спор, связанный с уклонением от заключения договора, может возбудить любая сторона, а с его содержанием - только та, которая выступила с предложением заключить договор и не согласилась с позицией контрагента в составленном им протоколе разногласий.
Допустим, одна из сторон получила проект договора. В ходе его рассмотрения выяснилось, что часть условий договора не соответствует интересам данной стороны. Здесь можно поступить одним из двух способов:
– договориться об изменении этих условий и внести корректировки в проект договора;
– подписать договор в
Чем предпочтителен второй вариант?
Во-первых, чтобы объяснить, какие формулировки подлежат изменению, все равно придется вступать в переписку, так лучше это сделать не просто «записками» по факсу или электронной почте, а в виде документа – протокола разногласий. Это особенно удобно, когда предложения должен оценить не просто один собеседник, а целый ряд согласующих лиц из разных отделов.
Во-вторых, сохранение «нетронутого» начального договора и отражение всех индивидуальных условий в другом документе (протоколе разногласий или дополнительном соглашении) позволяет сразу увидеть, какой «эксклюзив» есть в отношениях с данным партнером. Когда одна форма договора подписывается с сотнями клиентов и лишь у десятка из них есть «эксклюзив», это удобно.
Каких-либо требований к форме данного
документа действующее законода
– номер и дату основного договора;
– наименования и реквизиты сторон договора;
– должностных лиц, уполномоченных на подписание договора и протокола разногласий, а также реквизиты документов, удостоверяющих их полномочия.
Содержательная часть
Ниже содержательной части ставятся подписи лиц, уполномоченных на подписание договора и протокола разногласий.
После составления протокола
Сторона, получившая протокол разногласий, подписывает его в случае согласия с новой редакцией спорных условий. В результате соответствующее условие договора будет действовать в редакции протокола разногласий, а не договора. Однако вполне вероятно, что часть предложенных условий может не устроить контрагента. В этом случае на протокол разногласий составляется протокол согласования (урегулирования) разногласий.
Данный документ оформляется по аналогии с протоколом разногласий с добавлением колонки «Согласованная редакция», в которой прописывается спорное условие с учетом требований обеих сторон. При этом в первоначальном протоколе разногласий делается отметка «С протоколом согласования разногласий».
Проект договора, протокол разногласий и протокол согласования разногласий целесообразно отправлять с сопроводительными письмами, в которых должно содержаться предложение подписать направляемые документы. В письме может быть указан и срок для рассмотрения данного вопроса.
Текст протокола разногласий приводится в Приложении 3.
Заключая любую сделку, стороны
оформляют отношения между собо
Как и любой другой договор, договор поставки устанавливает сторонам права и обязанности. На практике нередки случаи, когда одна из сторон нарушает принятые на себя в соответствии с договором обязанности или выполняет их ненадлежащим образом. Такой стороной может быть и поставщик, и покупатель.
Если покупатель нарушает свои обязанности,
то поставщик может также
Претензионное урегулирование споров между сторонами обязательно в следующих случаях:
В соответствии с ст. 4 [2] "Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка".
То есть организации могут обратиться в арбитражный суд только после того, как был соблюден претензионный порядок. Если же организации напрямую обращаются в судебные органы, то в этом случае арбитражный суд вправе вернуть исковое заявление.
Надо сказать, что судебная процедура разрешения споров по исполнению договора поставки достаточно длительна. Она связана с различными материальными затратами истца, например, с уплатой государственной пошлины, кроме того, судебный процесс требует большого терпения и времени. Если же предъявить претензию, то часть разногласий между поставщиком и покупателем можно разрешить быстрее и безболезненнее, чем в арбитражном суде.
Заключая договор, можно оговорить отдельным пунктом, что любые споры между сторонами первоначально решаются путем предъявления претензии, либо установить досудебный порядок только для каких-то определенных разногласий, например, в случае просрочки покупателем оплаты поставленного товара применяется досудебный претензионный порядок. Однако если между контрагентами заключен договор, в котором не оговаривается претензионное урегулирование споров, то выбирать не из чего, придется сразу обращаться в арбитраж.
Итак, если договором поставки не установлено, что поставщик обязан предъявлять покупателю претензию при нарушении своих прав, то спор может быть разрешен сразу в судебном порядке. Если же договором предусмотрен претензионный порядок разрешения споров, то сторона обязательно должна его придерживаться.
Федеральным законодательством предусмотрен только один случай, когда досудебное урегулирование споров по договору поставки обязательно, независимо от того, установлено оно договором или нет. Это одностороннее расторжение или изменение договора.
Обязанность покупателя оплатить товар предусмотрена статьей 486 [4]. В соответствии с этой статьей покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором поставки и не вытекает из существа обязательства.
Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором поставки товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 [3].
Если организация хочет
Претензию предъявляют в письменной форме. Ее подписывают: гражданин- предприниматель без образования юридического лица (в соответствии со статьей 23 [3] - индивидуальный предприниматель), если он является поставщиком товара; руководитель предприятия или его заместитель, если поставщик товара - юридическое лицо.
Претензию оформляют в произвольной
форме, но в ней обязательно должны
содержаться следующие
1. Какие конкретно требования поставщик предъявляет к покупателю.
2. Если претензия подлежит денежной оценке, то указывают сумму претензии, ее расчет. Сумма претензии состоит из суммы основного долга и неустойки (пеней или штрафа).
3. Если договор поставки не предусматривает срок, в течение которого следует рассмотреть претензию и ответить на нее, то этот срок нужно указать непосредственно в тексте претензии.
4. На каких обстоятельствах основываются требования поставщика и доказательства, подтверждающие их. Здесь нужно сделать ссылку на соответствующие нормы законодательства.
5. Перечень прилагаемых к претензии документов, а также иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
К претензии нужно приложить копии документов, подтверждающих предъявленные требования, или выписки из них.
Если покупатель в установленный срок не удовлетворит требования, заявленные в претензии, или не ответит на нее, то возникает право обратиться с иском в арбитражный суд.
Текст претензии приведен в Приложении 4.
Исковое заявление - документ, внешняя форма выражения иска. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.
Иск - применительно к российскому законодательству - это требование, предъявляемое истцом в судебном или арбитражном порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе. Иск - это средство защиты через суд (в том числе третейский суд и арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. В законе четко оговариваются мотивы, по которым суд отказывает в принятии иска, прекращает производство по делу или оставляет иск без рассмотрения.
Вид иска определяется характером предъявляемых истцом к ответчику требований. Целью иска может быть принуждение ответчика к совершению определенных действий или принуждение ответчика воздержаться от неправомерных действий (возвратить имущество, возместить убытки, уплатить неустойку, алименты, не препятствовать пользоваться имуществом). Также целью иска может быть установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (подтверждение договора или признание договора недействительным), изменение (например, выделение доли из общего имущества) или прекращение правоотношений.
Подача искового заявления в Арбитражный суд регулируется ст.125 [2], согласно которой истец при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложить к нему документы, которые у них отсутствуют. Исковое заявление в суд подается в письменной форме. Оно должно быть подписано истцом или его представителем.