Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель - исследование договора поставки как вида договора купли-продажи, а также рассмотрение этого вида договора в соответствии с его отличительными особенностями.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- раскрыть сущность договора поставки;
- рассмотреть признаки договора поставки и порядок его заключения;
- проанализировать права и обязанности сторон в договоре поставки;
- рассмотреть ответственность сторон за несоблюдение договора, а также прекращение договора поставки;
- сравнить его со смежными договорами
Введение 3
Понятие и признаки договора поставки.
Заключение и содержание договора поставки
исполнение договора поставки
Ответственность по договору поставки
Сравнение договора поставки со смежными договорами
5.1 Поставка товаров для государственных нужд
5.2 Договор контрактации.
6. Заключение
7. Список литературы
В ст. 495 - 504 ГК дается понятие государственных нужд, определяются правовые формы отношений по поставке товаров для государственных нужд, основания и порядок их установления, предусматриваются особенности исполнения обязательств при поставке товаров для государственных нужд. При недостаточности этих норм применяется специальное законодательство о поставках товаров для государственных нужд.
Согласно пункту 1 ст. 495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. По своей сути данные договорные отношения не что иное как разновидность поставки. И хотя государственный контракт в определенной мере отличается от договора поставки товаров для государственных нужд, заключаемого поставщиком с конкретным покупателем (главным образом по субъектному составу, основаниям и порядку заключения), в целом их правовая природа одинакова.
Особенности договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд, позволяющие отличать их от договоров поставки.
1) особенность договоров, регулирующих поставки товаров для государственных нужд, состоит в особых, нормативно закрепленных целях использования товаров: выполнения обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами (соглашениями);
выполнения целевых программ, в которых участвует Республика Беларусь;
создания и поддержания
поддержания необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности Республики Беларусь;
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
государственной поддержки устойчивого
функционирования топливно-энергетического,
жилищно-коммунального и
проведения геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий;
удовлетворения нужд государственного управления.
[ст. 2 Закона о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г.] .
2) отношения по поставке товаров
для государственных нужд характеризуются
особенностями своего субъектного состава
и структуры договорных связей. Стороной
в государственном контракте является
само государство, представленное уполномоченными
органами и организациями, именуемыми
государственными заказчиками. Государственные
заказчики по выполнению республиканских
государственных нужд определяются Правительством
Республики Беларусь. В этом качестве
выступают министерства, другие республиканские
органы государственного управления,
объединения (учреждения), подчиненные
Правительству, облисполкомы и Минский
горисполком. Определение государственных
заказчиков по выполнению местных нужд
возлагается на исполнительные и распорядительные
органы соответствующих административно-
Государственные заказчики могут либо непосредственно осуществлять права и обязанности по поставке товаров для государственных нужд как покупатели, либо при заключении государственного контракта предусмотреть в нем заключение еще и договора поставки товаров для государственных нужд. Во втором случае поставщик (исполнитель) заключает наряду с государственным контрактом договор поставки товаров для государственных нужд с определенным покупателем.
В качестве поставщика (исполнителя) и в государственном контракте, и в договоре поставки товаров для государственных нужд выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Другая сторона в договоре поставки товаров для государственных нужд - покупатель. Покупателей по договорам поставки для государственных нужд определяют государственные заказчики. Ими в основном являются учреждения и организации, непосредственно использующие или аккумулирующие поставляемые товары либо обеспечивающие ими конечных потребителей.
Предмет государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд составляют любые товары, отвечающие целям поставок для госнужд. Как правило, это товары серийного или массового производства.
3) для государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд установлены определенные основания их заключения. Как установлено в пункте 1 ст. 497 ГК, государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем). Порядок заключения государственных контрактов регулируется ст. 498 ГК.
В случае заключения помимо государственного контракта договора поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Указанное извещение служит основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд, хотя и не носит характер планового акта . Оно выдается государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, где по договоренности сторон предусматривается поставка товаров поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд. Следовательно, поставщик (исполнитель) добровольно принимает на себя по государственному контракту обязательство заключить договор поставки товаров для государственных нужд.
4) особенности государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд проявляются в порядке их заключения (сочетание свободного волеизъявления сторон договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд и элементов обязательности, наличие конкурсных начал). Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется им поставщику (исполнителю). По соглашению между сторонами государственного контракта его проект может быть подготовлен поставщиком (исполнителем).
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контракта другой стороне. При наличии разногласий по условиям государственного контракта данная сторона в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.
В случае возвращения государственного контракта с протоколом разногласий сторона, его получившая, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Нарушение этой обязанности влечет последствия, предусмотренные пунктом 2 ст. 477 ГК, а именно: сторона, предложившая заключить договор (государственный контракт) и получившая предложение по соответствующим условиям договора, но не принявшая мер по согласованию условий договора и не уведомившая другую сторону об отказе от его заключения в установленный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
При отклонении
протокола разногласий или
Для случаев, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, действует правило о необходимости заключения государственного контракта в срок не позднее 20 дней со дня проведения конкурса (п. 4 ст. 498 ГК).
В силу ст. 497 ГК заключение государственного контракта является обязательным для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем). При размещении заказа на поставку товаров для государственных нужд по конкурсу государственный заказчик обязан заключить государственный контракт с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса.
Для поставщика
(исполнителя) заключение государственного
контракта является обязательным лишь
в предусмотренных
Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный контракт (п. 5 ст. 498 ГК).
Инициатива в заключении договора поставки товаров для государственных нужд принадлежит поставщику (исполнителю). Он обязан направить проект договора указанному в извещении о прикреплении покупателю не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется или отказывается от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием о понуждении поставщика заключить договор на предложенных им самим условиях. В этом случае проект договора поставки товаров для государственных нужд представляется покупателем.
В то же время ни государственный контракт, ни извещение государственного заказчика о прикреплении к поставщику (исполнителю), ни нормы права не создают для покупателя обязанности заключить договор поставки товаров для государственных нужд. Поэтому он вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (п. 1 ст. 500 ГК), причем без указания каких-либо мотивов.
5) договорным отношениям по поставке товаров для государственных нужд присущи особенности, связанные с исполнением обязательств, изменением и прекращением договорных отношений.[ 3 с 101 -102]
Поставщик (исполнитель) обязан передать товары государственному заказчику либо по его указанию - иному лицу, а государственный заказчик должен обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 496 ГК). При поставке товаров покупателю по договору поставки товаров для государственных нужд обязанность по оплате товаров возлагается на покупателя (ст. 502 ГК). Товары оплачиваются по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом. Вместе с тем при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя и в отношении его действуют правила ст. 341 - 347 ГК о поручительстве.
Если иное не
предусмотрено
Государственный
заказчик в установленных
Информация о работе Договор поставки и его сравнение со смежными договорами