Договор поставки и его сравнение со смежными договорами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель - исследование договора поставки как вида договора купли-продажи, а также рассмотрение этого вида договора в соответствии с его отличительными особенностями.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- раскрыть сущность договора поставки;
- рассмотреть признаки договора поставки и порядок его заключения;
- проанализировать права и обязанности сторон в договоре поставки;
- рассмотреть ответственность сторон за несоблюдение договора, а также прекращение договора поставки;
- сравнить его со смежными договорами

Содержание работы

Введение 3
Понятие и признаки договора поставки.
Заключение и содержание договора поставки
исполнение договора поставки
Ответственность по договору поставки
Сравнение договора поставки со смежными договорами
5.1 Поставка товаров для государственных нужд
5.2 Договор контрактации.
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

поставка товаров.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

6) государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд отличаются особенностями обеспечения выполнения обязательств по реализации товаров для государственных нужд, а также особенностями ответственности за их нарушение.

Ответственность за нарушение обязательств по поставке товаров для государственных  нужд наступает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

За некоторые  нарушения при поставке товаров для государственных нужд ответственность установлена специальным законодательством. Так, в Законе о поставке товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г. предусмотрено, что поставщик-монополист, необоснованно уклоняющийся от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, уплачивает государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров, указанных в проекте государственного контракта.

Невыполнение  условий государственного контракта  по объему, сроку поставки или оплаты товара влечет уплату виновной стороной неустойки в размере 50 процентов стоимости недопоставленных или неоплаченных товаров. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательств с учетом недопоставленного или неоплаченного количества товара в предыдущем периоде поставки.

За поставку товаров, не соответствующих стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам) или иным обязательным требованиям  к качеству, оговоренным в государственном  контракте и договоре поставки, поставщик обязан уплатить покупателю штраф в размере 20 процентов стоимости некачественного товара. Кроме того, за период, в течение которого количество некачественного товара покупателю не восполняется, взыскивается указанная выше неустойка за невыполнение условий по объему и сроку поставки.

Поставщики  товаров для государственных  нужд в случае невыполнения или ненадлежащего  выполнения обязательств, предусмотренных  государственным контрактом, могут  также лишаться права на получение  предоставленных им по законодательству льгот (кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии, приоритетное обеспечение централизованно регулируемыми ресурсами и др.).[3, с 120-125]

          

         5.2  Договор контрактации.

В ст. 505 Гражданского Кодекса Республики Беларусь Далее - ГК дается следующее понятие договора контрактации : это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю для переработки или продажи.

Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется в условиях, иногда не зависящих от воли производителя. Специфика сельскохозяйственного  производства - сильная зависимость  от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат, - делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора [1 С. 78 - 79 ]. В том случае, когда сельскохозяйственному производителю, продающему выращенную им продукцию, противостоит предприниматель, закупающий ее для переработки или продажи, экономическое неравенство достигает той степени, при которой требуется юридический противовес в виде специальных норм института контрактации. Возникает необходимость в особом юридическом нормировании, которое позволило бы путем повышения уровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя - продавца устранить экономическое неравенство в его отношениях с лицом, закупающим сельскохозяйственную продукцию с предпринимательской целью.

Важно иметь в виду, что под заготовителем законодатель понимает любое лицо, закупающее сельскохозяйственную продукцию с предпринимательской  целью.

Таким образом, положения  о договоре контрактации отражают такое  экономическое неравенство контрагентов, которое существует в отношениях, характеризующихся одновременно следующими признаками: во-первых, на стороне поставщика выступает производитель сельскохозяйственной продукции; во-вторых, на стороне покупателя выступает предприниматель; в-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, выращенная самим поставщиком. Причем данная продукция должна быть результатом такой деятельности, которая характеризуется признаками, обусловившими экономическое неравенство сельскохозяйственного производителя.

Отсутствие одного из этих признаков исключает квалификацию правоотношения как договора контрактации. Так, не может рассматриваться как  контрактация обязательство, по которому сельскохозяйственный производитель  продает выращенную им сельскохозяйственную продукцию потребителю (гражданину или юридическому лицу), или договор, по которому сельскохозяйственный производитель продает предпринимателю сельскохозяйственную продукцию чужого производства. [6 ]

Отличие договора контрактации от поставки.

1) субъектный состав. У адпаведнасщ з артыкулам 476 ГК пастаушчыком па дагавору пастаую можа быць асоба, якая ажыццяуляе прадпрымальнщкую дзейнасць па вытворчасш або закупцы пастауляемых таварау. Таим чынам, у адносшах да сельскай гаспадарю у якасщ пастаушчыка выступаюць камерцыйныя аргашзацьп i грамадзяне-прадпрымальшю, яюя займаюцца вырошчваннем або вытворчасцю сельскагаспадарчай прадукцьп, у тым л1ку i сялянсюя (фермерсюя) гаспадарю.

]УНж тым некаторыя аутары  выказваюць меркаванне аб тым,  што i некамерцыйныя арган1зацьп могуць быць, у прынцыпе, пастаушчыкам1 [4, с. 15], таму што маюць права ажыц-цяуляць прадпрымальн1цкую дзейнасць, якая адпавядае ix статутным мэтам i неабходную для ix дасягнення (п.З арт.46 ГК).

Тэта меркаванне, на наш погляд, з'яуляецца абгрунтаваным, i у якасц1 прыкладу можна прывесц1 Згодна з Палажэннем аб спажывецкай кааперацьп, якое зацверджана вышэйназваным дэкрэтам, спажывецкае таварыства можа ажыццяу-ляць прадпрымальнщкую дзейнасць, паколью гэта служыць дасягненню мэтау, дзеля яюх яно створана (п. 6.3), а адна з асноуных задач спажывецкай кааперацьй — вытворчасць сельскагаспадарчай прадукцьп (п. 3.3). Таму, у якасщ пастаушчыка сельскагаспадарчай прадукцьп можа выступаць таксама спажывецю кааператыу, як1 вырабляе гэтую прадукцыю.

Прадауцом у дагаворы кантрактацьп з'яуляецца вытворца сельскагаспадарчай прадукцьп. Некаторыя аутары л1чаць, што вытворцам можа быць толью  юрыдычная асоба (камерцыйная арган1зацыя), якая вырошчвае (вырабляе) сельскагаспадарчую прадукцыю, або  грамадзян1н, якi займаецца гэтым вiдам прадпрымальн1цкай дзейнасц1.

Прадстауляецца, што у дачыненн! да квал1фжацьй дагавора як дагавора кантрактацьп не мае значэння прававы статус асобы, якая рэал1зуе сельскагаспадарчую прадукцыю. Галоунае заключаецца у тым, што такая асоба рэал1зуе сельскагаспадарчую прадукцыю, вырабленую ею ва уласнай гаспадарцы. Таму няма заканадаучых перашкод для таго, каб адносщь да дагаворау кантрактацьп таксама дагаворы па рэал1зацьи грамадзянам1 сельскагаспадарчай прадук-цьй, вырашчанай або вырабленай iMi на прысядз^бных або дачных участках [ 4, с. 148]. Гэта значыць, што у якасц1 вытворцы сельскагаспадарчай прадукцьп могуць быць i грамадзяне, у тым л1ку як!я вядуць асабютую падсобную гаспадарку.[ 5  c 31]

2) предмет договора. Прадметам дагавора кантрактацьп з'яуляецца сельскагаспадарчая прадукцыя, вырашчаная або вырабленая сам1м вытворцам. Размова щзе аб такой прадукцьп, якая непасрэдна вырош-чваецца (зерне, агароднша, фрукты i г. д.) або вырабляецца (жывёла, птушка, малако i г. д.) у сельскагаспадарчай вытворчасщ. У юрыдычнай л1таратуры вядзецца спрэчка аб тым, щ з'яу ляюцца предметам дагавора кантрактацьп прадукты перапрацоую вырашчанай (вырабленай) сельскагаспадарчай прадукцьп, напрыклад, масла, сыр. Адны аутары л1чаць, што гэтыя прадукты не могуць быць рэал1заваны па дагавору кантрактацьп . Друпя мяркуюць, што кан-■ трактавацца па дагавору можа не тольга сельскагаспадарчая прадукцыя або сыравша, але i прадукты ix перапрацоую . Безумоуна, адной з прычын гэтай спрэчю з'яуляецца тая акал1чнасць, што у дзеючым заканадаустве паняцце «сельскагаспадарчай прадукцьп» не раскрываецца.


      Акрамя гэтага, па дагавору кантрактацьп можа быць рэал1завана Толька прадукцыя, якая    выраблена або вырашчана непасрэдна вытворцам сельскагаспадарчай прадукцьп у яго асабктай гаспадарцы. Магчымасць рэал!зацьп закупляемай сельскагаспадарчай прадукцьп па гэтаму дагавору выключаецца.[5 с 31 - 32]

3) Обязательным условием является отсутствие продукции на момент заключения договора.

              4)        Ответственность по договору контрактации.  

          Применительно к договору контрактации  гражданско-правовая ответственность сторон неоднозначна. В отличие от заготовителя сельскохозяйственной продукции, ответственность которого наступает на общих для предпринимателей  основаниях - строится на началах риска ( п. 3 ст. 372 ГК ), производитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины ( п. 2 ст. 509 ГК ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1_Таким образом, на основании приведенного в ст. 476 ГК определения договора поставки к видовым признакам договора поставки необходимо отнести следующие:

  • специфика субъектного состава - сторонами договора обычно выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
  • цель приобретения товара покупателем -для использования в препринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.
  • срок (сроки) поставки товара покупателю

Для правильной квалификации договорных отношений между сторонами епедуп « каждом конкретном случае проанализировать соответствие договора зем признакам договора поставки, которые следуют из буквального толкования законодательного определения данного договора. Причем не сюит основополагающее значение придавать сроку передачи ювара покупателю прежде всего потому, что договор купли -продажи закже може-i быть заключен и исполнен в разное время (в соответствии со ст. 427 ГК). Нельзя рассматривать какой-либо из признаков договора поставки в качестве основного Именно исследование конкретного договора с точки зрения его соответствия всем признакам договора поставки позволяет правильно квалифицировать отношения сторон.

2) существенными условиями договора поставки являются предмет (наименование и количество) и цель приобретения товаров.

3) Особенности поставки для государственных нужд:

  • Во-первых, особенность договоров, регулирующих поставки товаров для государственных нужд, состоит в особых, нормативно закрепленных целях использования товаров (ст. 2 Закона о поставках товаров для государственных нужд от 24 ноября 1993 г.).
  • отношения по поставке товаров для государственных нужд характеризуются особенностями своего субъектного состава и структуры договорных связей.
  • для государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд установлены определенные основания их заключения.
  • особенности государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд проявляются в порядке их заключения (сочетание свободного волеизъявления сторон договорных отношений по поставке товаров для государственных нужд и элементов обязательности, наличие конкурсных начал).
  • договорным отношениям по поставке товаров для государственных нужд присущи особенности, связанные с исполнением обязательств, изменением и прекращением договорных отношений.
  • государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд отличаются особенностями обеспечения выполнения обязательств по реализации товаров для государственных нужд, а также особенностями ответственности за их нарушение.

4) Особенности контрактации:

  • специальная сфера применения (опосредование товарных отношений между городом и деревней)
  • субъектный состав (поставщик — обязательно производитель передаваемой сельскохозяйственной продукции)
  • особый предмет договора (только сельскохозяйственная продукция, произведенная поставщиком)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998..
  2. Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. Чигиря В.Ф, М.- 2002.
  3. Годунов В.П. Правовое регулирование поставок для государственных нужд.
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Б56  Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. – М   : «Статут», 2000
  5. И.М. Семенова.    Использование договоров поставки и контрактации при реализации сельскохозяйственной продукции. Вести НАН Беларуси сериягуманитарные науки.- 2001.- № 4  С 30-33
  6. Романец Ю.В. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров.   Вестник ВАС РФ, 2001.
  7. Томкович, Р. Р. 
       Договоры купли-продажи и поставки в предпринимательской деятельности / =// Право Беларуси. - 2004. - N 29. C. 64-70. - Окончание следует.
  8. Томкович, Р. Р. 
       Договоры купли-продажи и поставки в предпринимательской деятельности / =// Право Беларуси. - 2004. - N 30. C. 56-60. - Окончание. Начало N 29.
  9. Ананич, С. М. 
       Договор поставки: признаки и существенные условия / С. М. Ананич ; С. М. Ананич 
    // Право Беларуси. - 2005. - N 8. - С. 61-65.
  10. Ананич, С. М. 
       Урегулирование разногласий при заключении договора поставки / С. М. Ананич ; С. М. Ананич 
    // Право Беларуси. - 2005. - N 10. - С. 56-58.
  11.   Коноплёва, В. П. (гл. специалист отдела обобщения судебной практики Высшего Хозяйственного Суда РБ). 
       Судебная квалификация договора поставки // Право Беларуси. - 2005. - N 6. C. 72-75.
  12. Положение о поставках товаров в Республике Беларусь (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. N 444 )
  13. Положение о приемке товаров по количеству и качеству (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996 г. N 285 )
  14. «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Республики Беларусь о договоре поставки». Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2004 г. № 13
  15. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с неисполнением и ненадлежащим исполнением договора поставки». Разъяснении Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29 июля 2002 г № 04-03/1621
  16. О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров. Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 г. № 117
  17. О поставках товаров для государственных нужд. Закон РБ от 24 ноября 1993 г.

Информация о работе Договор поставки и его сравнение со смежными договорами