Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 23:52, реферат
Как известно, с 1 марта на территории Российской Федерации введена в действие часть вторая Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), которая является продолжением части первой ГК РФ и представляет собой четвертый раздел кодекса "Отдельные виды обязательств". По отношению к третьему разделу, содержащему нормы об общих положениях, об обязательствах, четвертый его раздел, регулирующий отдельные виды договоров и договорных обязательств, является особенной частью, включающей в себя специальные правила, применяемые к конкретным договорам и недоговорным обязательствам.
Указанные убытки носят конкретный характер, так как исчисляются в виде разницы цен двух состоявшихся сделок. В то же время существует правило о, так называемых, абстрактных убытках. Например, если после расторжения договора вследствие нарушения обязательства контрагентом, потерпевшая сторона не совершила другой сделки взамен расторгнутого договора, величина понесенных ею убытков определяется в виде разницы между договорной ценой и текущей ценой на данный товар в момент расторжения договора. Текущей признается цена, обычно взимавшаяся при сравнимых обстоятельствах за аналогичный товар в месте предполагавшейся его передачи.
В качестве таких цен обычно выступают биржевые котировки стандартных товаров.
Величина другой составной части убытков – реального ущерба (который может устанавливаться помимо упущенной выгоды) – определяется по общим правилам статьи 15 ГК РФ.
2. Договор поставки товаров для государственных нужд, как особая разновидность договора поставки
2.1. Понятие
поставки товаров для
Деятельность любого государства выходит далеко за рамки отношений, регулируемых только гражданским правом. Функции государства, как формы организации общества многообразны и лежат, в основном в сфере публичного права. Они предполагают целый ряд мер, направленных на поддержание существующей системы общественных отношений. Государство стремится так же обеспечить свое собственное бытие в качестве независимой и эффективно функционирующей социально-экономической системы. В этих целях оно должно проводить необходимую экономическую и внешнюю политику, укреплять обороноспособность и государственный аппарат, поддерживать равновесие с окружающей средой и так далее.
Для выполнения всех этих задач государство должно располагать необходимой имущественной базой, формирование которой происходит путем закупок товаров для государственных нужд. Эти закупки оформляются государственными контрактами и договорами поставки для государственных нужд.
Договоры, обеспечивающие государственные нужды, не случайно именуются государственными контрактами. Это подчеркивает наличие в их правовом режиме публично-правовых элементов, затрагивающих нормативную базу, цели, предмет, субъективный состав, процедурные вопросы заключения и изменения контрактных условий, односторонний отказ от обязательств, ответственность сторон.
В целом, государственный контракт представляет собой комплексный правовой акт, содержащий одновременно и гражданско-правовые и административно-правовые элементы. На это справедливо указывают А.П. Алехин и Ю.М.Козлов, подчеркивая, что «государственные контракты (договоры) как правовые формы реализации государственных заказов имеют ту особенность, что сочетают в себе элементы административно-правового и гражданско-правового договоров».
Показательно в этом смысле разъяснение Высшего Арбитражного суда РФ о том, что «указанные выше договоры не следует рассматривать в качестве обычных предпринимательских договоров. Поэтому при рассмотрении споров нужно учитывать особенности этих отношений».
Договор (государственный контракт) поставки товаров для государственных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров и участием в поставках государственных органов – государственных заказчиков или уполномоченных ими лиц. При этом поставки обеспечиваются за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Цели продажи и приобретения товаров, а так же источники финансирования потребовали установления особого порядка заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированности государственным заказчиком платежей за поставленные товары.
К отношениям по поставкам для государственных нужд в части, не урегулированной параграфом четвертым ГК РФ, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих правил, в параграфе 3 главы 30 ГК РФ к отношениям, возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд, подлежат применению общие положения о купле-продаже.
Отношения по поставках товаров для государственных нужд регулируются тремя законами:
1. Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 года;
2. Федеральный закон РФ «О государственном материальном резерве»;
3. Федеральный закон РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции,0 сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2.12.1994 года, а так же принятое на его основе Постановление Правительства РФ «О мерах по реализации Федерального Закона РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 13.03.1995 года, №241.
Эти законы применяются к отношениям по поставкам для государственных нужд в части, неурегулированной ГК РФ.
По своему содержанию, структуре, предмету и методам регулирования, эти законодательные акты (кроме Гражданского Кодекса РФ) являются комплексными, включают в себя нормы гражданского и административного права. Причем административные нормы носят специальный характер, устанавливая отраслевые особенности для данной категории договоров по отношению к общим положениям и принципам обязательственного (гражданского) права, составляющим «общенормативный каркас» договорного права. Общие нормы ГК РФ применяются к государственным контрактам, если иное не предусмотрено специальными нормами соответствующих законодательных актов комплексного характера.
Предметом правового регулирования указанных законодательных актов выступает целенаправленная управленческая деятельность государства в сфере обеспечения федеральных государственных нужд – положение, характерное для источников административного права.
К сожалению, законодательные акты об обеспечении государственных нужд разрознены и часто плохо стыкуются друг с другом. Термины, понятия, порядок заключения и использования государственных контрактов (договоров) и ответственности за их нарушение существенно отличаются, хотя все законы имеют один предмет регулирования.
По существу, законодательство об обеспечении государственных нужд находится еще в стадии формирования. Автор считает, что целесообразнее было бы принять единый законодательный акт о «Государственных контрактах», содержащий общую часть (общие основы правового регулирования отдельных видов государственных контрактов – поставки и подряда для государственных нужд, государственный оборонный запас, подготовка ценностей в государственный резерв и другое).
В законах о поставках для государственных нужд перечислены цели поставки товаров для федеральных и региональных государственных нужд. К этим целям отнесены:
- создание и поддержание госрезерва;
- поддержание необходимого уровня обороноспособности страны;
- обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств;
- реализация федеральных и региональных целевых программ.
Эти цели позволяют определить сферу определения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд и отношения, подпадающие под регулирование правилами ГК о поставках для государственных нужд.
Цели государственных контрактов, отличаются от договоров частно-правового характера по следующим направлениям:
1. Они нормативно определены;
2. Имеют публично – правовой характер;
3. Не являются коммерческими в том смысле, что государство, в целом не являясь коммерческой организацией, реализует публичные, общие для всего социума, интересы и не обуславливает извлечение прибыли в качестве основы своей деятельности.
Не случайно законодатель нормативно устанавливает, что государственные закупки действуют исходя из интересов государства, а не собственных (ведомственных) интересов. Последнее характерно именно для гражданско-правовых договоров, опосредующих сферу частных интересов.
Нормативная определенность целей государственных контрактов проявляется в их прямом перечислении в тексте законодательных актов. Например, поставки продукции для федеральных государственных нужд осуществляются в целях создания и подержания государственных материальных резервов Российской Федерации, поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ, обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе и валютно-кредитных, обязательств России, реализации федеральных целевых программ.
Разумеется, в государственных контрактах присутствуют и частные цели товаропроизводителей, предприятий-посредников и других коммерческих организаций – контрагентов государства. Но не они являются определяющими.
Целевая и функциональная направленность государственных контрактов – обеспечить, прежде всего, достижение государственных интересов. Поэтому и юридические средства, посредством которых эти отношения регулируются, не могут быть исключительно частноправовыми.
Государственные контракты выступают особым средством косвенного управленческого воздействия на экономику, одной из своеобразных правовых форм регулирования, реализации государственных заказов, применяемых в различных отраслях и сферах.
Главной отличительной чертой этих договоров является особая цель использования товаров, а именно – их закупка для государственных нужд, в том числе в государственный резерв.
Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач государства, а так же для реализации государственных целевых программ. К ним относятся потребности обеспечения мобилизационных нужд РФ и первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, экспортных поставок продукции для выполнения международных обязательств России и другие.
Специфика предмета договора, в свою очередь, обуславливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения. Отношения по поставке для государственных нужд обычно опосредуются двумя договорами:
- государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд;
- договором поставки товаров для государственных нужд.
Они весьма близки по своей правовой природе и различаются, в основном, по субъектному составу, основаниям и порядку заключения.
По субъектному уровню все государственные контракты можно разделить на федеральные и региональные. По мнению автора, назрела необходимость нормативного оформления контрактной системы для обеспечения местных нужд, в рамках которой местные (муниципальные) органы должны получить право самостоятельно формировать заказы для обеспечения общественных нужд на соответствующей территории.
Как один из основных признаков договора поставки, В.Витрянский указывает то, что «в качестве покупателя по договору поставки должна выступить коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью». В отличие от обычных гражданско-правовых договоров поставки, покупателем и обязательным участником государственного контракта является государство в лице уполномоченных органов и организаций, именуемых государственными заказчиками. В роли последних выступают органы государственной власти, казенные предприятия, государственные учреждения.
Государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд называется договор, заключенный на основе заказа одной стороны (государственного заказчика), принятого другой стороной (поставщиком), по которому поставщик обязуется передать товары, предназначенные для государственных нужд, государственному заказчику, либо указанному им покупателю (получателю).
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключенный поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Общая характеристика государственных контрактов и договоров поставки для государственных нужд аналогична любым договорам купли-продажи: они являются консенсуальными, возмездными и взаимными.
2.2. Элементы договора
Государственный контракт регулирует права и обязанности контрагентов по обеспечению государственных нужд (причем государственный заказчик является обязательной стороной как по отношению к контрагенту, так и по отношению к государству) и регулирует экономические, правовые и организационно-технические отношения поставщика с государственным заказчиком при исполнении контракта. Кроме того, в государственном контракте определяются объемы, ассортимент, порядок поставки и ли выполнения работ, цены, сроки и порядок расчетов, имущественная ответственность сторон и другие условия.
Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов особым условиям, устанавливаемым контрагентом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды совместимость и взаимозаменяемость продукции. В целом, структура и содержание конкретного государственного контракта определяется его видом и сложившейся практикой ведомства или иного государственного заказчика, формирующего типовые условия.
Поставщиком в государственном контракте и в заключенном на его основе договоре поставки является одно и то же лицо – предприниматель. Другой стороной в государственном контракте является государственный заказчик.
Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого поставщиком, то есть на основе его свободного волеизъявления. Однако, согласно п.1 ст.527 ГК РФ, принятие заказа поставщиком порождает обязанность заказчика заключить государственный контракт.
Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994г. и Федеральный закон РФ «О государственном материальном резерве» устанавливают обязанность заключить государственный контракт, прежде всего для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Например, обязанность заключить государственный контракт возложена на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а так же на предприятий-монополистов и на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ составляет более 70%.