Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 23:52, реферат
Как известно, с 1 марта на территории Российской Федерации введена в действие часть вторая Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), которая является продолжением части первой ГК РФ и представляет собой четвертый раздел кодекса "Отдельные виды обязательств". По отношению к третьему разделу, содержащему нормы об общих положениях, об обязательствах, четвертый его раздел, регулирующий отдельные виды договоров и договорных обязательств, является особенной частью, включающей в себя специальные правила, применяемые к конкретным договорам и недоговорным обязательствам.
Государственным заказчиком, согласно п.1 статьи 3 Федерального закона РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 г., может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие, государственное учреждение.
Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом.
Государственными заказчиками по формированию федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, определены, в зависимости от вида продукции, Федеральная продовольственная корпорация при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, само это Министерство, Комитет РФ по государственным резервам.
Для государственного заказчика является обязательным заключение договора на поставку продукции для государственных нужд с победителем конкурса по размещению госзаказа, а так же с поставщиком, принявшим заказ при его размещении.
Покупателем по договору поставки для государственных нужд может быть любое юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.
Предметом договора поставки товаров для государственных нужд, являются любые товары, предназначенные для использования в хозяйственных целях, в том числе и для предпринимательской деятельности. Как правило, это вещи, определяемые родовыми признаками, то есть товары массового серийного производства.
Форма и порядок заключения государственных контрактов и договоров поставки для государственных нужд обладают значительными особенностями.
Процедура поставки для государственных нужд состоит из нескольких этапов:
1. Определение потребности государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственного заказа на его поставку. Этот заказ определяет номенклатуру товаров, примерные сроки, цены и другие условия поставок.
2. Размещение госзаказа может происходить как открытым способом (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов), так и закрытым – путем выбора конкретного поставщика. По общему правилу отбор поставщиков должен производиться на конкурсной основе. Однако не практике это требование часто парализуется многочисленными исключениями, предусмотренными подзаконными актами.
3. Принятие госзаказа поставщиком порождает обязанность заключить соответствующий госконтракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком.
Поставщик, получивший проект госконтракта, обязан в тридцатидневный срок подписать его, либо уведомить об отказе от заключения госконтракта. В последнем случае, государственный заказчик вправе принудить поставщика к заключению контракта через суд.
4. Заключенный госконтракт может предусматривать поставку товаров как непосредственно государственному заказчику, так и покупателю, которого он укажет.
5. Извещение о прикреплении является основанием для заключения договора поставки для государственных нужд.
Здесь мы сталкиваемся со сложным юридическим составом, то есть совокупностью юридических фактов, порождающих обязательство: односторонняя сделка плюс договор. Их соотношение было предметом серьезного изучения юристов.
По общему правилу, обязанность заключения договора лежит только на поставщике, тогда как покупатель вправе отказаться от заключения договора или потребовать уменьшения количества поставляемых товаров против указанного в извещении о прикреплении (п.1 статьи 530 ГК РФ).
6. При отказе покупателя от договора, поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю.
Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, равно как государственный заказ и извещение о прикреплении, должны оформляться в письменной форме. Согласно ст.ст.528,529 ГК РФ, госконтракт и договор поставки обычно заключаются путем подписания сторонами одного документа (протокол разногласий является его составной частью).
Поставки товаров для государственных нужд производятся по рыночным ценам, за исключением товаров, по которым сохранено государственное регулирование цен. Стороны госконтракта определяют цены, как правило, в пределах, установленных государственным заказом или в соответствии с результатами конкурса.
Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством и обычно обусловлены спецификой поставляемого товара.
Цена договора поставки для государственных нужд, по общему правилу, должна соответствовать цене, определенной государственным контрактом.
Срок является существенным условием любого договора поставки. Значит, и государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, в которых отсутствует условие о сроке, считаются незаключенными. Срок в договоре поставки для государственных нужд обычно определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичность поставок в пределах этого срока произвольно устанавливается сторонами договора.
2.3. Права
и обязанности сторон по
На содержание обязанностей поставщика влияет особый порядок установления договорных связей по поставке товаров для государственных нужд. Поэтому одной из основных обязанностей поставщика, вытекающей из государственного контракта, является заключение договора поставки товаров для государственных нужд.
Стороны могут выбрать один или несколько вариантов порядка поставки товаров для государственных нужд:
- передача товаров может осуществляться непосредственно государственному заказчику;
- товары могут передаваться лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика:
- поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку товаров на основании договора поставки, заключенного с другим лицом – покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику по государственному контракту, направленное государственным заказчиком не порождает обязанности поставщика заключить договор поставки, если государственным контрактом не предусмотрено право государственного заказчика направлять извещение о прикреплении. Таким образом, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту.
Извещение о прикреплении не порождает и обязанности покупателя заключить договор. Таким образом, извещению о прикреплении не присущ характер планового акта.
В случае, когда из государственного контракта возникла обязанность поставщика заключить договор поставки с лицом, указанным в извещении о прикреплении, но поставщик отказывается от заключения договора или уклоняется от заключения, возможен иск покупателя о понуждении поставщика заключить договор.
Обязанность по передаче товара покупателю или государственному заказчику (в том числе условия о периодичности поставок, порядке доставки или выборке товаров, восполнении недопоставки и так далее) регулируются общими положениями о поставке.
Учитывая особую значимость договора поставки товаров для государственных нужд, закон устанавливает повышенную ответственность поставщика за неисполнение этой обязанности. Например, за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции, а так же возмещает убытки. Но в данном случае эта норма в законе сформулирована неудачно. Указанная неустойка «взыскивается до момента фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества товаров в предыдущем периоде поставки». Но ведь 50% неустойка, очевидно, взыскивается одновременно, то есть является штрафом, а не пеней. Кроме того, Закон некорректно называет государственного заказчика «покупателем». Но, как можно понять из статьи 5 Закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», речь идет о заказчике по госконтракту, а не о покупателе по договору поставки. Да и сам характер указанной неустойки определен невнятно (зачетная или исключительная). Представляется, что она, все-таки, носит зачетный характер. Передача товаров, не соответствующих требованиям о качестве, а так же некомплектной продукции приравнивается к ее непоставке и, следовательно, влечет аналогичную ответственность.
Все прочие обязанности поставщика определяются аналогично общим нормам о договоре поставки.
Государственный заказчик обязан принять товар, являющийся предметом договора. Эта обязанность государственного заказчика предполагает и обязанность прикрепления к поставщику покупателя. Если только прикрепления не происходит, то поставщик вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению, отнеся на него разумные расходы по реализации товара.
Можно привести некоторые прерогативные полномочия государственного заказчика, которые могут и должны включаться в государственный контракт:
1. Право руководства и контроля.
Руководство проявляется в возможности дачи инструкций и обязательных предписаний контрагенту. Например, Законом прямо установлено право государственного заказчика выдавать контрагенту обязательные для исполнения отгрузочные разнарядки на выпуск материальных ценностей из государственного резерва конкретным получателям.
Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» устанавливает, что по решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекратить действия государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим законодательством (п.2, ст.3). Так же действия государственного заказчика могут осуществляться в одностороннем порядке без какого-либо согласования со стороны контрагента.
2. Право в одностороннем порядке вносить изменения в контракт.
Такое право выходит за пределы не только правового режима государственно-правовых контрагентов, где договорные положения есть закон для сторон, но и самого понятия «контракт», содержание которого может измениться только на основании нового согласования волей сторон.
3. Право отказаться от
Обязанность оплаты товара по договору поставки для государственных нужд имеет свою специфику. Так, государственный заказчик, по общему правилу, оплачивает товары, которые отгружаются получателям по его отгрузочным разнарядкам.
Если эта поставка производится покупателю по отдельному договору поставки, государственный заказчик признается поручителем по обязательству покупателя оплатить товары. Такое правило означает, что при отказе покупателя от оплаты, либо нарушением им сроков оплаты, поручитель государственный заказчик, несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность, если государственным контрактом не предусмотрена иная.
2.4. Особенности
государственной
Ответственность за нарушение указанных обязательств строится по общей модели договорной ответственности предпринимателей на началах риска. Представляется, что государственный заказчик – орган государственного управления – так же отвечает на началах риска. Ведь государственный контракт тесно связан с договором поставки, а ответственность поставщика всегда наступает независимо от его вины.
Убытки покупателя могут возникнуть по причинам, за которые поставщик не отвечает, например, вследствие действия государственного заказчика. Тогда ограничение ответственности государственного заказчика случаями виновного причинения вреда повлекло бы тяжелые последствия для поставщика. Отвечая перед покупателем за чужие действия, он часто был бы лишен возможности взыскать свои убытки с причинителя вреда.
Ответственность за отказ от заключения государственного контракта основана на нарушении обязательства, вытекающего непосредственно из закона, и поэтому носит преддоговорной характер.
Особый случай ответственности государственного заказчика предусмотрен статьей 533 ГК РФ. Она наступает если поставщик вследствие исполнения им государственного контракта понес убытки.
Пункт первый статьи 533 ГК РФ устанавливает 30-дневный срок для возмещения государственным заказчиком убытков, которые причинены поставщику выполнением государственного контракта. Срок для возмещения убытков исчисляется со дня передачи товаров.
Нарушение государственным заказчиком обязанностей по возмещению поставщику убытков, вызванных выполнением государственного контракта, дает поставщику право отказаться от дальнейшего исполнения государственного контракта и потребовать возмещения не только убытков, причиненных исполнением государственного заказа, но и убытков, вызванных расторжением договора.