Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 07:41, дипломная работа
Основной цель данной работы является определение и исследование особенностей договора розничной купли-продажи:
- необходимо рассмотреть общие положение о договоре розничной ку-пли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разно-видности и его форма;
- определить элементы и их особенности;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной куп-ли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.
Введение 3
Глава I. Правовая сторона договора розничной купли-продажи: 5
1.1. Понятие и особенности 5
1.2. Разновидности договора розничной купли-продажи……………………..11
1.3. Элементы договора розничной купли-продажи 13
Глава II. Содержание договора розничной купли-продажи:…………………18
2.1. Права и обязанности продавца по договору……………………………....18
2.2. Расчеты с покупателями 27 2.3. Условия продажи некоторых видов продукции 28 2.4. Информация, содержащаяся на продовольственных товарах 34 2.5. Права и обязанности покупателя по договору……………….….…….….35
2.6. Ответственность сторон по договору……………………….…..…….......41
Глава III. Мелкорозничная купля-продажа:………………..………..…………46
3.1. Понятие и общие положения………………………………..……..………46
3.2. Требования к оборудованию и помещению………………………………47
3.3. Правила продажи товаров………………………………………….……….48
Глава IV. Порядок розничной продажи товаров по образцам………………50
Заключение……………………………………….………………………………58
Список используемой литературы 62
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Специальность – 030501 Юриспруденция
«К защите» Декан юридического факультета ________________________
«_____» __________ 2012г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: « Договор розничной купли-продажи »
Студент: ______________________________ ______________________________ «___» ________________ 2012г.
Научный руководитель: ________________ ученая степень ______________________________ (подпись, Фамилия И.О.) «___» ________________ 2012г.
МОСКВА 2012 |
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 3
Глава I. Правовая сторона договора розничной купли-продажи: 5
1.1. Понятие и особенности 5
1.2. Разновидности
договора розничной купли-
1.3. Элементы
договора розничной купли-
Глава II. Содержание договора розничной купли-продажи:…………………18
2.1. Права и обязанности продавца по договору……………………………....18
2.2. Расчеты с покупателями 27 2.3. Условия продажи некоторых видов продукции 28 2.4. Информация, содержащаяся на продовольственных товарах 34 2.5. Права и обязанности покупателя по договору……………….….…….….35
2.6. Ответственность
сторон по договору……………………….….
Глава III. Мелкорозничная купля-продажа:………………..………..………
3.1. Понятие
и общие положения……………………………….
3.2. Требования
к оборудованию и помещению…………
3.3. Правила
продажи товаров………………………………………
Глава IV. Порядок розничной продажи товаров по образцам………………50
Заключение……………………………………….…………
Список используемой литературы 62
ВВЕДЕНИЕ
Договор купли-продажи является самым известным и распространенным видом договоров. В соответствии с п.1 ст.45 ГК по этому договору, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п.1 ст.45 ГК). За счет него возникают обязательственные правоотношения между продавцом и покупателем. Одновременно с этим покупатель получает вещное абсолютное право, то есть право собственности на имущество, которое он купил.
Такой вид договора купли-продажи
как розничная купля-продажа
Каждый день люди осуществляют разного рода деятельность. Они делаю огромное количество различных покупок, и тем самым вступают в правовые отношения. Немногие из них понимают все правовые особенности в этих отношениях профессионального продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор играет первостепенную роль в Гражданском Кодексе РФ среди разновидностей купли-продажи.
Особое
значение в этом договоре носит то,
что правило о розничной купле-
Если же рассмотреть практический пример, то можно увидеть, что часто продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
В качестве таких нарушителей могут выступать и небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, которые могут выполнить недоброкачественный ремонт, и гигантские, с точки зрения потребителя, компании.
Безусловной актуальностью обладает само рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Также можно отметить, что своеобразный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Ответы на подобные вопросы: «Определения сущности публичной оферты? Способы защиты, в случае нарушения прав потребителя? Какая ответственность, предусмотренная для продавца или изготовителя? Возможна ли компенсация морального вреда покупателю?
Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились труды в области защиты прав потребителей. Вопросы гражданско-правовой защиты потребителей наиболее полно освещены в работах А.Л. Белахова, B.C. Белых, Куник, Ю.Я. Львович, Я. Парций, Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты отражены в работах Г.И. Вольфмана, Ю.В. Кореневского, Ю.И. Ляпунова. Проблемам развития потребительского законодательства посвящены труды Л.В. Винокуровой, О.Н. Зименковой, А.Ю. Кабалкина, А.Е. Шерстобитова, В.А. Язева.
Основной цель данной работы является определение и исследование особенностей договора розничной купли-продажи:
- необходимо рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- определить элементы и их особенности;
- проанализировать
правовое регулирование
- исследовать
особенности содержания
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами розничной купли-продажи.
Предметом исследования является законодательство, защищающее в области розничной купли продажи.
По структуре данная выпускная работа состоит из содержания, введения, четырёх глав включающих двенадцать параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. ПРАВОВАЯ СТОРОНА ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
1.1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи.
Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте соответствующим его товарному профиль (типу), а также другими товарами обеспечения культуры обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупки, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей1.
Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется уставом и согласовывается (для предприятий муниципальной собственности) соответствующими органами местной администрации при регистрации.
Само понятие договора розничной купли-продажи находится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью2.
Следовательно, можно обозначить ряд особенностей этого договора, которые непосредственно относят его к самостоятельным видам договора купли-продажи:
Нормы о розничной купле-продаже не применяются относительно таких видов товара, как недвижимость, электро- и теплоэнергия, газ и вода. Причиной является то, что эти договоры являются самостоятельными разновидностями договора купли-продажи, закрепленные в ГК РФ3.
Включая в себя публичность, договор розничной купли-продажи возможно заключать с использованием публичной оферты. Понятие, которой дается в ст. 437 ГК: публичная оферта – это содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. В соответствии со ст. 494 ГК публичной офертой признается предложение, содержащее в себе все существенные условия розничной купли-продажи, предлагаемое продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц. Ей же также признается и выставление в месте продажи, например, на прилавки, витрины и т. п., товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах, то есть описание, каталоги, фотоснимки товаров и т. п., в месте их продажи. Здесь не имеет значение указание цены, а также другие существенные условия договора розничной купли-продажи. Исключением может выступать такая ситуация, когда продавец довольно явно дает понять, что данные товары не продаются.
Но часто возникает путаница между публичной офертой и рекламой4. На основании ст. 2 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная в любой форме и любым способом, содержащая в себе сведения о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, предназначающаяся для неопределенного круга лиц. Целями ее распространения является создание и дальнейшему способствованию развития интереса к выше перечисленным предметам. Особо характерной чертой рекламной информации представляет из себя то, тот факт, в котором она выражается в виде предложения направлять оферты, но одновременно с этим не включает в себя никаких существенных условий договора и, следовательно распространяющее лицо не имеет обязательств оферента.
Как и других договорах, при правильном оформлении оферты нужно указать все существенные условия договора.
В соответствии с ГК РФ к ним относятся:
Все законодательство о розничной купле-продаже, а также совместно с ним все принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты служат прежде всего защите прав потребителей. Огромное количество нарушении со стороны продавцов представляются как вполне осознанные действия профессионала. Понимая эту ситуацию законодатель поставил задачу - максимальной защиты прав покупателя5.
Продавцом может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающийся предпринимательской деятельностью, связанной с продажей товаров в розницу, для использования их в целях не предпринимательского характера. Также, продавец обладая определенным статусом, должен был пройти регистрацию и выступать как субъект предпринимательства. Существуют еще определенные видя товаром, для торговли которыми требуется специальная лицензия. Например, к таким относятся: алкоголь, табачные и ювелирными изделиями, бензин и т.д.
В качестве покупателя по договору розничной купли-продажи как правило выступает гражданин. Но юридические лица имеет такую возможность, покупать товары основываясь этим договором, при условии не связанности их использования с предпринимательством6.
Правовая оценка договора розничной купли-продажи представляется как:
Предмет договора розничной купли-продажи является специфической чертой договора. В ст. 492 ГК дается понятие, продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Сферы, для которых приобретаются товары, могут быть любыми, то есть и личными нуждами, к примеру, товары для личной гигиены; бытовые нужды, т.е. покупка электробытовых приборов; либо они могут быть смешаны, например, студент покупает микрокалькулятор, чтобы использовать и дома, и на занятиях. Покупатель, приобретающий товары для использовании их в организаций и посредствам этого с целью использования этих товаров в производстве. Пример приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т.д7.