Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 04:58, курсовая работа
Договор строительного подряда как самостоятельная разновидность подрядных договоров получил свое развитие в период административно-командной системы управления экономикой государства. Новый характер социально-экономических отношений потребовал реформирования института договора строительного подряда. В результате чего содержание договора строительного подряда претерпело существенные изменения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Правовая природа договора строительного подряда………………...6
Понятие договора строительного подряда………………………………..6
Элементы договора строительного подряда ……………………………12
Особенности структуры и порядка заключения договора строительного подряда………………………………………………………...15
Особенности содержания договора строительного подряда…………..15
Особенности заключения договора строительного подряда……..........22
Ответственность по договору строительного подряда……………..26
Заключение………………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы………………………………….…….34
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………….…….34
ВВЕДЕНИЕ
Договор строительного
подряда как самостоятельная
разновидность подрядных
Дальнейшее развитие
правового регулирования
Большое влияние на договор строительного подряда оказывают нормы публичного законодательства и комплекс технических норм в строительстве. В настоящее время данная отрасль законодательства находится в стадии реформирования, не достигнуто оптимальное соотношение закона и договора. Усиление роли закона в регулировании отношений по строительному подряду происходит в отсутствие системного правового акта о строительстве, ряда специальных публично-правовых актов и основных технических регламентов.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие из договора строительного подряда.
Предмет исследования образуют нормы гражданского права, регламентирующие порядок заключения, изменения, прекращения и исполнения договора строительного подряда. Предмет исследования образуют публично-правовые нормы, регулирующие отношения сторон по договору строительного подряда, путем либо прямого влияния на договор, либо устанавливая административно-правовые предпосылки заключения договора строительного подряда.
Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении строительного подряда.
Для детального рассмотрения курсовой работы, представляется необходимым поставить и рассмотреть следующие задачи:
- в первую очередь необходимо исследовать правовую природу договора строительного подряда;
- охарактеризовать особенности структуры и порядка заключения договора строительного подряда;
- рассмотреть ответственность по договору строительного подряда.
Нормативно-правовую базу исследования строительного подряда составили: Конституция Российской Федерации, действующее гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации, Федеральные Законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, относящиеся к рассматриваемой проблематике.
Степень разработанности проблемы. Среди трудов правоведов-цивилистов, посвященных строительному подряду, следует выделить следующих выдающихся ученых: Е.Н Абрамовой, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушевой, А.П. Сергеева1, Н.А. Баринова, К.П. Беляева, Е.В. Вавилина, П.В. Крашенинникова2, А. Волкова3, А.В. Мандрюкова4.
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА
1.1. Понятие договора строительного подряда
Договоры строительного
Изменения, произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся (реконструируемых) объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств, особенно в сфере жилищного строительства, многократно сократились, а в некоторых регионах практически сошли на нет. Инвестиционные вложения в области капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий строительной индустрии. Таким образом, уже к середине 90-х гг. в рассматриваемой сфере явно преобладали частнособственнические отношения, которые потребовали адекватного правового регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации5 (далее – ГК РФ) создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства.
Основное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве составляют правила, закрепленные гл. 37 ГК. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере отныне действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области капитального строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предмета подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.
Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами § 3 гл. 37 ГК, специально рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, содержащиеся в данном параграфе, отметим два момента. Во-первых, с принятием части второй ГК гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые обеспечено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964 г. и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили самый общий характер и не играли существенной роли на практике. Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне. Действующий ГК существование подобного акта, равно как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из того, что закрепленные им правила являются достаточной правовой базой для регулирования отношений в рассматриваемой области6.
Во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают лишь специфику данной разновидности договора подряда. Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного характера, в § 3 гл. 37 ГК в основном не затрагиваются. Поэтому полное представление о том, как обеспечивается ГК правовое регулирование подрядных отношений в области капитального строительства, может сложиться только при одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и общих положений о договорах подряда, которые закреплены § 1 гл. 37 ГК.
Помимо ГК к источникам правового
регулирования отношений в
В Градостроительном кодексе РФ от 29 декабря 2004 г.9 и в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"10 решаются вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора и т.д.
Завершая общую характеристику действующего законодательства о капитальном строительстве, следует отметить такую его особенность, как вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т.е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т.п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного вида были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.
Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности с выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, получением согласований органов, отвечающих за градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность и т.п.
Договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение цен на строительные работы и материалы, возникнуть потребность внесения изменений в проектную документацию и т.д., что также учитывается законодательством.
Договор строительного подряда предполагает также более активное взаимодействие участвующих в нем сторон, в частности совместное преодоление препятствий к надлежащему исполнению договора; широкое использование системы генерального подряда; соблюдение обязательных нормативов и правил, касающихся качества работ и их безопасности, и т.д.
В дальнейшем внимание будет сосредоточено лишь на особенностях правового регулирования отношений в сфере строительного подряда с учетом того, что специфика выполнения строительных работ для государственных нужд раскрыта в отдельном параграфе настоящей главы.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену11. Сравнивая данное определение с легальным определением договора обычного подряда12, нетрудно заметить, что наряду с предметом договора существенными условиями договора строительного подряда являются еще цена и срок договора, без согласования которых договор не может считаться заключенным. Кроме того, особо выделяется такая обязанность заказчика, как "создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ".
Договор строительного подряда носит консенсуальный, возмездный и взаимный характер. Основной сферой его применения является предпринимательская деятельность.
Субъектами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик. В роли заказчиков могут выступать в принципе любые физические и юридические лица. Однако в рассматриваемой области выполнение функций заказчика, в частности осуществление эффективного контроля за деятельностью подрядчика, требует специальных знаний и навыков, а иногда и наличия особого разрешения на данный вид деятельности. Поэтому на практике функции заказчика нередко передаются специализированным организациям, которые действуют в качестве представителей тех лиц, для которых предназначен строящийся объект. Таким образом, в строительном подряде заказчик и инвестор очень часто не совпадают в одном лице.