Договор транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что процесс перевозки грузов неразрывно связан с комплексом разнообразных операций – начиная с упаковки и маркировки и заканчивая погрузкой и выгрузкой товара. Зачастую для этого требуется профессиональное оборудование и коллектив специально подготовленных сотрудников. Но если штат компании невелик, а поток отправляемых или получаемых грузов значителен, то самостоятельно заниматься всем этим обременительно и экономически невыгодно. В этом случае можно прибегнуть к помощи посредников, то есть воспользоваться услугами так называемых транспортно-экспедиционных компаний, в сферу деяте

Содержание работы

Введение…………………………………………………………
1. Общие положения о договоре транспортной экспедиции………….
1.1. Понятие договора транспортной экспедиции…………………..
1.2. Предмет договора транспортной экспедиции…………………..
1.3. Заключение договора транспортной экспедиции………………….
2. Экспедиторские документы ………………………………………..
3.Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции………
3.1. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции…
3.2. Ответственность клиента по договору транспортной экспедиции…
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа на тему договор транспортной экспедиции.docx

— 50.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федерально государственное  образовательное учереждение высшего  профессионального образования

Чувашский государственный  университет им.И.Н.Ульянова

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

Курсовая работа по гражданскому праву 

на тему: «Договор транспортной экспедиции»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ЮФ-12-08

Илюткина Ирина

Научный руководитель:

страрший преподаватель

Халитова А.Н.

 

 

 

Чебоксары 2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………

1. Общие положения о  договоре транспортной экспедиции………….

1.1.  Понятие договора транспортной экспедиции…………………..

1.2. Предмет договора транспортной экспедиции…………………..

1.3. Заключение договора транспортной экспедиции………………….

2. Экспедиторские документы   ………………………………………..

3.Ответственность сторон  по договору транспортной экспедиции………

3.1. Ответственность экспедитора  по договору транспортной экспедиции…

3.2. Ответственность  клиента  по договору транспортной экспедиции…

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной  мною темы состоит в том, что процесс перевозки грузов неразрывно связан с комплексом разнообразных операций – начиная с упаковки и маркировки и заканчивая погрузкой и выгрузкой товара. Зачастую для этого требуется профессиональное оборудование и коллектив специально подготовленных сотрудников. Но если штат компании невелик, а поток отправляемых или получаемых грузов значителен, то самостоятельно заниматься всем этим обременительно и экономически невыгодно. В этом случае можно прибегнуть к помощи посредников, то есть воспользоваться услугами так называемых транспортно-экспедиционных компаний, в сферу деятельности которых входит доставка груза в целости и сохранности до места назначения точно в срок. Заверяются права и обязанности обеих сторон договором транспортной экспедиции. В юридической литературе его традиционно определяют как договор, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя либо грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью транспортно-экспедиционного  обслуживания является освобождение хозяйствующих  субъектов от необходимости выполнять  многочисленные и трудоемкие операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов, а также заключать  договоры на перевозку с каждым отдельным  видом транспорта. Наличие посредника между предпринимателем и транспортными  организациями позволяет первому  значительно сэкономить время и  средства, тем самым, увеличив свою прибыль.

Объектом моего исследования является совокупность общественных отношений возникающих в сфере применения и заключения договора транспортной экспедиции.

Предмет – договор транспортной экспедиции.

Цель работы: изучить договор транспортной экспедиции и выявить его основные положения.

Задачи:

1. Определить понятие договора транспортной экспедиции.

2. Раскрыть содержание договора транспортной экспедиции.

3. Изучить процедуру заключения договора транспортной экспедиции.

4. Определить ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения о договоре транспортной экспедиции

1.1.  Понятие договора транспортной экспедиции

 

В действующем Гражданском кодексе  Российской Федерации договору транспортной экспедиции посвящена глава 41 «Транспортная экспедиция».

В соответствии с п.1 ст. 801 ГК РФ под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.1 Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку или получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение операций и услуг, предусмотренных договором.

С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.

Консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, соответствующие обязательства возникают в силу самого факта подписания соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора2.

В последние годы в юридической  литературе можно встретить утверждение  о том, что договор транспортной экспедиции может быть как консенсуальным, так и реальным договором. Например, по мнению В.Т. Смирнова и Д.А. Медведева, договор транспортной экспедиции “может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет  их с вверенным ему грузом (в  частности, когда экспедитором выступает  перевозчик)”3.

Следует заметить, что ранее, в советский  период, консенсуальный характер всякого  договора экспедиции не вызывал каких-либо сомнений или возражений в юридической  литературе. Так, О.С. Иоффе подчеркивал, что консенсуальный характер договора экспедиции “проявляется в том, что  он признается заключенным в момент достижения соглашения между сторонами, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, как  и по уплате экспедитору вознаграждения, совершаются во исполнение уже возникшего обязательства”4.

Думается, что последующее изменение  законодательства о договоре транспортной экспедиции нисколько не изменило признак  консенсуальности данного договора. Независимо от того, каким образом  экспедитор берется оказать клиенту экспедиционные услуги: непосредственно выполнить указанные услуги своими силами либо лишь организовать их выполнение, – соответствующие обязательства возникают на стороне экспедитора в силу самого факта подписания соглашения с клиентом. В равной мере сохраняется консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги “с вверенным ему грузом”. Ведь в этом случае само получение груза экспедитором от клиента представляет собой исполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, которые возникли с момента подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом. Не изменяет консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и участие в нем в качестве экспедитора перевозчика груза. Возложение на перевозчика обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию возможно лишь при наличии предварительного соглашения между ним и грузоотправителем (грузополучателем). Только в этом случае обеспечивается принятие перевозчиком груза к перевозке на условиях ранее заключенного соглашения о транспортно-экспедиционном обслуживании клиента.

То обстоятельство, что договор  транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер (ст. 338 ГК РФ): в случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.

Договор транспортной экспедиции относится  к категории гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг.

Определяя место договора транспортной экспедиции среди иных договоров  о возмездном оказании услуг, многие авторы обращают внимание на комплексный  характер обязательств, вытекающих из этого договора, и обнаруживают в  них элементы иных видов обязательств по возмездному оказанию услуг: перевозки, хранения, поручения, комиссии и т.д., – которые, безусловно, в той или  иной мере присутствуют в договоре транспортной экспедиции. Но не следует  забывать, что речь идет о самостоятельном  гражданско-правовом договоре, а стало  быть, и об особом типе обязательств, отличающемся от иных гражданско-правовых обязательств, в том числе и  от тех, элементы которых можно выявить  в договоре транспортной экспедиции.

Принципиальное значение для определения  места договора транспортной экспедиции среди иных гражданско-правовых договоров, направленных на возмездное оказание услуг, имеет выделение признаков указанного договора, которые в своей совокупности позволяют отграничить транспортную экспедицию от других сходных правоотношений5.

 

1.2. Предмет договора  транспортной экспедиции

 

В современной юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции как  о совокупности оказываемых экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: “Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные  с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они  делятся на основные (по организации  перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя (“от склада до склада”). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные”6.

Г.П. Савичев полагает, что предмет  договора транспортной экспедиции «обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.».

При этом Г.П. Савичев подчеркивает направленность всех услуг экспедитора  независимо от их характера “на  организацию перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза”. В связи  с этим предмет договора транспортной экспедиции определяется Г.П. Савичевым  как “совокупность юридических  действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки  груза и способствующих надлежащему  выполнению договора перевозки этого  груза”7.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. При этом обращается внимание на то, что определенные требования к транспортно-экспедиционным услугам предъявляются также нормативными актами, которые должны соблюдаться сторонами договора транспортной экспедиции, и приводит в качестве примера Государственный стандарт Российской Федерации «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» (ГОСТ Р.51133-98), утвержденный постановлением Госстандарта России от 23 января 1998 г № 148.

 В рамках договора  экспедитор может оказывать как  основные услуги, так и дополнительные. К основным услугам относятся: 

  • организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг может быть предусмотрено:

  • получение необходимых при экспорте или импорте документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;
  • его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза;
  • его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции