Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:20, курсовая работа
Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что процесс перевозки грузов неразрывно связан с комплексом разнообразных операций – начиная с упаковки и маркировки и заканчивая погрузкой и выгрузкой товара. Зачастую для этого требуется профессиональное оборудование и коллектив специально подготовленных сотрудников. Но если штат компании невелик, а поток отправляемых или получаемых грузов значителен, то самостоятельно заниматься всем этим обременительно и экономически невыгодно. В этом случае можно прибегнуть к помощи посредников, то есть воспользоваться услугами так называемых транспортно-экспедиционных компаний, в сферу деяте
Введение…………………………………………………………
1. Общие положения о договоре транспортной экспедиции………….
1.1. Понятие договора транспортной экспедиции…………………..
1.2. Предмет договора транспортной экспедиции…………………..
1.3. Заключение договора транспортной экспедиции………………….
2. Экспедиторские документы ………………………………………..
3.Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции………
3.1. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции…
3.2. Ответственность клиента по договору транспортной экспедиции…
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………
Если обратиться к юридической литературе советского периода, то там также можно встретить аналогичные взгляды на предмет договора транспортной экспедиции, понимаемый как совокупность операций и услуг, выполняемых экспедитором. Причем указанные услуги обычно дифференцировались на юридические действия и операции производственного характера, которые подвергались детальному анализу.
Некоторым своеобразием отличалась позиция О.С. Иоффе, который полагал, что предмет договора транспортной экспедиции составляют два объекта: материальный и юридический. По этому поводу он писал следующее: “Материальным объектом договора экспедиции являются грузы, обрабатываемые экспедитором. Но они составляют и материальный объект договора перевозки. Поэтому специфика экспедиции воплощается не в ее материальном, а в юридическом объекте – тех операциях, которые относительно груза обязан совершить экспедитор”. К числу таких операций О.С. Иоффе относил подготовку груза к перевозке, оформление перевозки, доставку груза, его погрузку и выгрузку, таможенные операции, информационную деятельность. При этом он подчеркивал, что “не все перечисленные операции должны обязательно составлять юридический объект каждого из экспедиционных договоров. Но любой договор включает хотя бы какую-то их часть, причем обязательно те, которые опосредствуют связь клиентуры с транспортом”9.
Особое место в системе
В позиции О.С. Иоффе относительно
предмета договора транспортной экспедиции
обнаруживается определенная системная
непоследовательность. Дело в том, что
О.С. Иоффе выступал в свое время
сторонником разграничения
Несмотря на то что договор транспортной
экспедиции – один из типичных договоров,
относящихся к обязательствам по
оказанию услуг, цель которого по определению
не может состоять в получении
овеществленного результата, а состоит
в эффекте обеспечения
Указанная непоследовательность взглядов
О.С. Иоффе отмечается М.И. Брагинским
применительно к разграничению
обязательств подряда и оказания
услуг. Как пишет М.И. Брагинский,
“несоответствие проявилось и при
решении конкретного вопроса: к
какому виду договоров следует отнести
отношения, связанные с погрузочно-
Рассуждая о предмете договора транспортной
экспедиции, не следует забывать о
его двустороннем и взаимном характере.
Данное обстоятельство предопределяет
необходимость включения в
Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции. Единственную норму, имеющую отношение к заключению этого договора, можно обнаружить в п. 1 ст. 802 ГК, согласно которому договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.13 Однако указанная норма не носит специального характера, а скорее констатирует применение к договору транспортной экспедиции общих положений о форме сделки. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 161 ГК сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.14
До принятия ГК на территории
Российской Федерации действовали
императивные правила, специально предназначенные
для регламентации порядка
Императивный характер норм
о порядке заключения договоров
о транспортно-экспедиционном обслуживании,
действовавших в советское
В настоящее время в силу отсутствия специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции в главе 41 ГК порядок заключения этого договора должен определяться исходя из общих положений о заключении гражданско-правовых договоров (глава 28 ГК). Согласно ст. 432 ГК договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной и считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Как известно, к существенным условиям всякого договора относятся условия о предмете договора; условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида; а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, как уже отмечалось, договор транспортной экспедиции должен быть заключен в простой письменной форме. Следовательно, он может быть заключен не только путем составления одного документа и подписания его сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).15
Применительно к договору
транспортной экспедиции законодателем
не определен перечень условий, признаваемых
существенными условиями
Для классификации правоотношений сторон в качестве договора транспортной экспедиции необходимо констатировать не только то обстоятельство, что между сторонами достигнуто соответствующее соглашение в простой письменной форме (в том числе путем обмена письмами, телеграммами и т.п. или путем акцепта письменной оферты конклюдентными действиями) по всем существенным условиям договора транспортной экспедиции. Следует принимать во внимание и цель данного договора (обеспечение перевозки груза), а также соблюдение требований, предъявляемых к субъектному составу договора транспортной экспедиции.
К экспедиторским документам относятся:
• Поручение экспедитору;
• Интермодальное весовое свидетельство отправителя;
• Декларация отправителя о перевозке опасных грузов;
• Складская расписка;
• Экспедиторская расписка;
• Экспедиторский сертификат перевозки;
• Мультимодальный транспортный коносамент;
• Мультимодальная транспортная накладная.
Поручение экспедитору (заявка клиента)
является документом, выдаваемым клиентом
экспедитору на организацию доставки
груза. Поручение экспедитору выдается
как в рамках заключенного договора
транспортной экспедиции, так и может
быть разовым. Бланк поручения экспедитору
предоставляется экспедитором клиенту,
который заполняет его и выдает
экспедитору. Поручение экспедитору
содержит в себе основные параметры
и условия перевозки груза. В
случае если поручение экспедитору
выдается клиентом в рамках подписанного
между клиентом и экспедитором договора
и наличия согласованных
Интермодальное весовое
Выписывается только один оригинал
документа. Если требуются копии, на
бланках должна быть сделана отметка
«Копия необоротная». Выдавая экспедиторскую
расписку, экспедитор подтверждает, что:
a. отправка, указанная в документе,
принята экспедитором или его
агентом (представителем) и он несет
ответственность за выполнение обязательств
по доставке груза; b. тара и упаковка
предъявленного к отправке груза
находятся в надлежащем состоянии;
положения документа
Экспедиторская расписка оформляется следующим образом:
Экспедиторский сертификат перевозки передается экспедитором клиенту немедленно после получения от него груза для перевозки. Выдавая сертификат, экспедитор удостоверяет, что он принял на себя ответственность за экспедирование и доставку указанной в сертификате партии груза в соответствии с инструкциями отправителя, указанными в документе. Выдавая сертификат, экспедитор подтверждает, что он не является перевозчиком, а выполняет только экспедиторские услуги. Экспедитор, выдавший сертификат, несет ответственность перед клиентом за доставку груза по назначению привлеченным им перевозчиком. Экспедиторский сертификат перевозки является оборотным. Выдавая сертификат, экспедитор подтверждает, что:
Он является единым товаросопроводительным документом, используемым экспедитором, если он является оператором смешанной перевозки груза для доставки его на всех видах транспорта. При осуществлении экспедирования грузов в смешанном сообщении по территории России экспедитор выдает клиенту мультимодальный транспортный коносамент смешанной перевозки.