Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:04, курсовая работа
Описание работы
Основная специфика правоотношений, вытекающих из договора перевозки, определяется их правовым регулированием: действующий Гражданский кодекс РФ предусматривает лишь наиболее принципиальные положения о транспортных договорах, имея в виду, что на основе этих положений в транспортных уставах и кодексах должны быть, предусмотрены специальные правила для отдельных видов транспорта. Для такой большой страны как Российская Федерация всегда актуальным вопросом остается организация перевозок пассажиров, их багажа и грузов воздушным транспортом. Только воздушный транспорт позволяет быстро и качественно переместить скоропортящийся товар на большие расстояния или в труднодоступные пункты. При этом нельзя
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств 5 1.1. Понятие и система транспортных обязательств 5 1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств 9 Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза 14 2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза 14 2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза 18 Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 30 3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 30 3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
Перевозка грузов транспортом
общего пользования подразумевает,
что договор перевозки является
публичным договором, то есть договором,
заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности
по перевозке грузов каждого грузоотправителя,
который к ней обратится с предложением
о заключении договора перевозки Витрянский
В. В. Гражданский кодекс о договоре // Вестник
Высшего арбитражного суда Российской
Федерации. 1995. № 10. С. 119.. При этом транспортная
организация как перевозчик не может оказывать
какое-либо предпочтение одному грузоотправителю
перед другим. Более того, отказ от заключения
договора перевозки при наличии реальных
возможностей транспортной организации
не допускается (ст. 426 ГК РФ).
Сторонами в договоре
перевозки грузов являются транспортное
предприятие - перевозчик (железная дорога,
пароходство, эксплуатант на воздушном
транспорте) и грузоотправитель - законный
(титульный) владелец груза либо экспедитор или иное уполномоченное
владельцем груза лицо. В обязанности
перевозчика входит не только принятие
и перевозка груза, но и выдача его грузополучателю.
Таким образом, в договорных отношениях
по перевозке груза участвуют три лица:
отправитель, перевозчик и получатель
груза, хотя очевидно, что договор перевозки
по своему правовому статусу является
двусторонним договором. Эта необычная
ситуация в договорном праве явилась причиной
долгих и оживленных дискуссий в юридической
литературе по вопросу о правовом положении
грузополучателя Иоффе О. С. Обязательственное
право. М.: Статут, 2003. С. 563..
Договор перевозки грузов
по своей конструкции относится
к широко известному договорному
типу - договору в пользу третьего лица
(ст. 430 ГК РФ), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной
договора, пользоваться определенными
правами и нести соответствующие этим
правам обязанности.
Не участвуя в заключении
договора, грузополучатель приобретает
тем не менее право требования
к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 39, ст. 41 ТУЖД,
п. 2 ст. 103 ВК РФ). При неисполнении перевозчиком
обязанности по доставке груза в адрес
получателя последний вправе предъявить
к нему требования по поводу утраты груза,
а при ненадлежащем исполнении им обязательства
- требования по поводу недостачи или повреждения
груза (ст. 796 ГК РФ), а также по поводу просрочки
в его доставке (ст. 792 ГК РФ, ст. 111 ТУЖД,
ст. 122 ВК РФ). Грузополучатель вправе предъявить
к перевозчику и другие требования, связанные,
например, с выгрузкой груза средствами
перевозчика, когда выгрузка по договору
была возложена на него.
Специфика договора перевозки
как договора в пользу третьего лица
состоит и в том, что грузополучатель
не только имеет обозначенные выше
права, но и несет определенные обязанности. Так, по прибытии груза
в пункт назначения получатель обязан
принять его и вывезти с территории станции,
аэропорта, пристани. Подобная обязанность
обусловлена тем, что неисполнение ее
ведет к перегрузке складских помещений
транспортного предприятия и затруднениям
по приему груза для других получателей.
Естественно, что обязанностью получателя
является и окончательный расчет за оказанные
перевозчиком услуги.
Договору перевозки
грузов как договору в пользу третьего
лица присущи некоторые положения, не совместимые с основными началами
договорного права. Речь о том, что грузоотправитель,
не являющийся одновременно и получателем
(а такие ситуации возможны), и перевозчик
при заключении договора перевозки исходят
как бы из молчаливого согласия грузополучателя
с условиями данного договора. Договор
перевозки грузов отличается от договора,
предусматривающего исполнение обязательства
третьему лицу. Ведь в этом случае третье
лицо считалось бы лишь лицом, уполномоченным
принять исполнение обязательства от
должника Романец Ю. В. Система договоров
в гражданском праве России. М.: Юристъ,
2003. С. 317..
Одним из существенных условий
договора перевозки груза является
наличие в нем указания на срок
доставки груза потребителю: предприятиям
промышленности, строительства, сельского хозяйства, предпринимателям
и т. п. Ускорение доставки грузов дает
возможность сократить время обращения
и тем самым ускорить оборот материальных
ценностей в экономике страны.
Продолжительность перевозки
(транспортное время) - это время, в течение которого транспорт выполняет
всю совокупность грузовых, коммерческих,
таможенных и технических операций на
станции отправления, в пути следования
и на станции (порта, аэропорта, пристани)
назначения груза. Фактор времени - категория
не только экономическая, но и юридическая,
поскольку все основные перемещения материальных
ценностей регламентированы по срокам
исполнения транспортного обязательства
в законе либо договоре перевозки.
Транспортное законодательство
до недавнего времени не включало
условие о сроках перевозки в определение договора.
По традиции, вероятно, это не сделано
и в ГК РФ (ст. 785); обязательство доставки
груза в пункт назначения в установленные
сроки предусматривается в ст. 792 ГК РФ,
отсылающей к транспортным уставам и кодексам.
Глава 2. Общая характеристика договора
воздушной перевозки груза
2.1. Стороны и содержание
договора воздушной перевозки
груза
Статья 100 ВК РФ Воздушный
кодекс Российской Федерации: Федеральный
закон от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ // Российская
газета. 1997. 26 марта. определяет перевозчика как
эксплуатанта, который имеет лицензию
на осуществление воздушной перевозки
багажа, пассажиров, грузов, почты в соответствии
с условиями договора воздушной перевозки.
В соответствии со ст. 61 ВК РФ под эксплуатантом
понимаются гражданин или юридическое
лицо, имеющие воздушное судно на праве
собственности, на условиях аренды или
на ином законном основании, использующие
указанное воздушное судно для полетов
и имеющие сертификат (свидетельство)
эксплуатанта.
Особенности внутренних воздушных перевозок заключаются
в том, что пункт отправления, пункт назначения
и все пункты посадок расположены на территории
Российской Федерации. Понятие международной
воздушной перевозки несколько сложнее.
При таких перевозках воздушное судно
осуществляет вылет и (или) прибытие на
территории двух государств, либо на территории
одного государства, при наличии пункта
посадки на территории другого государства.
Международные перевозки
грузов и пассажиров осуществляются
на основе транспортных конвенций, заключенных между теми или иными государствами.
Данные конвенции имеют приоритет перед
национальным законодательством, но при
отсутствии механизмов правового регулирования
тех или иных отношений по поводу международных
перевозок могут применяться правила,
установленные гражданским законодательством
Российской Федерации.
При осуществлении внутренних
и (или) международных воздушных
перевозок перевозчик обязан придерживаться
норм, установленных международным
воздушным гражданским законодательством,
выполнять требования, закрепленные авиационными
правилами и Правилами перевозки пассажиров,
багажа и грузов на воздушных линиях Союза
ССР, утвержденных Приказом МГА СССР от
16 января 1985 года № 19 (в части, не противоречащей
главе 40 Гражданского кодекса РФ) Текст
Правил официально опубликован не был..
Лицо, выполняющее воздушные
перевозки, должно располагать собственными
или арендованными воздушными судами
для выполнения заявленной программы
полетов, определяемой на основании
графика оборота воздушных судов
с учетом их резервирования. Воздушные суда
должны быть оборудованы в соответствии
с установленными в гражданской авиации
требованиями для заявленных регионов
и видов полетов. Методика расчета графика
оборота воздушных судов издается в виде
инструктивных материалов специально
уполномоченного органа в области гражданской
авиации.
Перевозчик должен придерживаться
положений руководства по производству
полетов, руководства по техническому
обслуживанию и руководства по качеству,
содержащих установленные и принятые
к исполнению правила, процедуры и нормы по
организации, производству и обеспечению
полетов.
Перевозчик обязан обеспечить
соблюдение требований экологической
безопасности при эксплуатации и
техническом обслуживании воздушных
судов в соответствии с требованиями
законодательства Российской Федерации,
а также наличие необходимых нормативных
актов по экологической безопасности,
разработать и осуществлять организационные
и технические мероприятия по соблюдению
их требований.
Перевозчик, осуществляющий
полеты на международных воздушных линиях и авиационные
работы за рубежом, должен обеспечить
надежные каналы связи с каждым воздушным
судном для оперативного управления перевозками
или авиационными работами. Связь с воздушными
судами может обеспечиваться самостоятельно
или по договору с организацией, имеющей
допуск на выполнение соответствующих
работ.
Перевозчик, в зависимости
от характера перевозок, обеспечивает
следующие виды страхования:
- ответственности владельца
воздушного судна перед третьими
лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу
третьих лиц при эксплуатации воздушного
судна (ст. 131 ВК РФ);
- жизни и здоровья
членов экипажа воздушного судна
от несчастного случая при
исполнении ими служебных обязанностей
(ст. 132 ВК РФ);
- ответственности за
вред, причиненный жизни и здоровью пассажира
воздушного судна, а также за вред, причиненный
багажу и находящимся при пассажире вещам
(ст. 133 ВК РФ);
- ответственности перед
грузовладельцем или грузоотправителем
за утрату, недостачу или повреждение
(порчу) груза (в соответствии со ст. 134 Воздушного
кодекса Российской Федерации);
- ответственности за
вред, который может быть причинен
в связи с выполнением авиационных
работ (в соответствии со ст.
135 Воздушного кодекса Российской
Федерации);
- иное страхование.
Страхование воздушного
судна (каско), а также страхование
лиц, включенных в задание на полет
и не являющихся членами экипажа
воздушного судна, осуществляется по решению
перевозчика.
Документы по страхованию
должны соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации в части обеспечения
страхования.
Перевозчик обеспечивает
загрузку и центровку воздушных
судов в строгом соответствии
с их эксплуатационной документацией.
Загрузка и центровка
воздушного судна с отклонениями
от предельно допустимых значений являются нарушением требований
действующих нормативных документов и
международных стандартов в части обеспечения
безопасности полетов. Выявление подобных
нарушений может служить основанием для
приостановления действия сертификата
эксплуатанта до тех пор, пока не будет
доказано, что эксплуатант способен выполнять
правила и соответствовать стандартам
в области обеспечения безопасности полетов.
Договор воздушной перевозки
груза характерен тем, что перевозчик
обязуется доставить вверенный
ему отправителем груз в пункт назначения и выдать
его лицу, управомоченному в получении
груза, а отправитель обязуется уплатить
за перевозку груза по установленному
тарифу.
Каждый договор воздушной
перевозки и его условия удостоверяются
перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо
уполномоченными им организациями или
лицами (агентами).
Перевозка пассажиров, багажа
и грузов, выполняемая от аэропорта
отправления до аэропорта назначения
несколькими авиационными предприятиями
по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе
с ним дополнительным перевозочным документам),
рассматривается как единый договор перевозки,
независимо от того, имели ли место пересадки,
перегрузки или перерыв в перевозке. Напротив
- перевозка пассажира в направлениях
«туда» и «обратно» рассматривается как
два отдельных договора перевозки.
Осуществление воздушных
перевозок в Вооруженных Силах
РФ регулируется отдельным актом, а
именно Инструкцией по организации
воздушных перевозок в Вооруженных
Силах РФ (приложение к приказу Минобороны России от 26 марта
2003 года № 90 Об утверждении Инструкции
по организации воздушных перевозок в
Вооруженных Силах Российской Федерации:
Приказ Минобороны РФ от 26 марта 2003 года
№ 90 // Российская газета. 2003. 15 мая.).
Данная инструкция определяет порядок планирования,
организации и контроля выполнения воздушных
перевозок военно-транспортными и транспортными
самолетами и вертолетами авиации Вооруженных
Сил РФ (далее - воздушные суда авиации
ВС РФ), а также обязанности должностных
лиц, участвующих в планировании, организации,
обеспечении и выполнении воздушных перевозок.
Воздушные суда авиационных
воинских частей центрального подчинения,
главных и центральных управлений
Министерства обороны РФ используются
для выполнения воздушных перевозок в соответствии с годовыми и
месячными планами воздушных перевозок,
утвержденными главнокомандующими видами
(командующими родами войск) Вооруженных
Сил РФ, начальниками главных и центральных
управлений Министерства обороны РФ, а
также в соответствии с суточными планами
воздушных перевозок, утвержденными начальниками
главных штабов видов (штабов родов войск)
Вооруженных Сил РФ. В случаях, не предусмотренных
планами, воздушные перевозки выполняются
указанными воздушными судами по решениям
начальника Генерального штаба Вооруженных
Сил РФ, начальников главных штабов видов
(штабов родов войск) Вооруженных Сил РФ,
а также начальников главных и центральных
управлений Министерства обороны РФ, которым
они подчинены.
В целях обеспечения
видов Вооруженных Сил РФ, военных округов (флотов), главных и
центральных управлений Министерства
обороны РФ, родов войск Вооруженных Сил
РФ, не имеющих возможности выполнения
перевозок своими воздушными судами, воздушные
перевозки выполняются воздушными судами
61 Воздушной армии Верховного Главного
Командования Вооруженных Сил РФ (Военно-транспортной
авиации) и 8 Авиационной дивизии (особого
назначения) в соответствии с годовыми
планами воздушных перевозок, утвержденными
начальником Генерального штаба Вооруженных
Сил РФ, на основании заявок, представляемых
в Главный штаб Военно-воздушных сил.
2.2. Перевозочные документы
и сроки доставки груза
Грузовая накладная
составляется на четырех бланках: один
- накладная отправителя - не имеет
печатной нумерации и заполняется
отправителем до передачи груза к перевозке; остальные
три - грузовая накладная, квитанция о
приеме груза, корешок грузовой накладной
- имеют одинаковый печатный номер и заполняются
перевозчиком при приеме груза к перевозке.