Договор воздушной перевозки груза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Основная специфика правоотношений, вытекающих из договора перевозки, определяется их правовым регулированием: действующий Гражданский кодекс РФ предусматривает лишь наиболее принципиальные положения о транспортных договорах, имея в виду, что на основе этих положений в транспортных уставах и кодексах должны быть, предусмотрены специальные правила для отдельных видов транспорта.
Для такой большой страны как Российская Федерация всегда актуальным вопросом остается организация перевозок пассажиров, их багажа и грузов воздушным транспортом. Только воздушный транспорт позволяет быстро и качественно переместить скоропортящийся товар на большие расстояния или в труднодоступные пункты. При этом нельзя

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Договор перевозки грузов в системе транспортных обязательств 5
1.1. Понятие и система транспортных обязательств 5
1.2. Договор перевозки груза в системе транспортных обязательств 9
Глава 2. Общая характеристика договора воздушной перевозки груза 14
2.1. Стороны и содержание договора воздушной перевозки груза 14
2.2. Перевозочные документы и сроки доставки груза 18
Глава 3. Ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 30
3.1. Общие принципы ответственности сторон по договору воздушной перевозки груза 30
3.2. Договорная и деликтная ответственность сторон по договору воздушной перевозки груза 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по гражданскому праву.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Впервые в истории России транспортные уставы и кодексы стали приниматься, как следует из толкования п. 2 ст. 784 ГК РФ, в форме федеральных законов, что в целом подчеркивает большую социальную значимость транспорта, в том числе воздушного. С 1 апреля 1997 года вступил в силу уже пятый по счету - новый Воздушный кодекс РФ. По своему характеру это комплексный нормативный акт, где сочетаются нормы как частного, так и публичного права.

Каждый договор воздушной перевозки  и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Сам процесс перевозки груза  воздушным транспортом часто  не вызывает какие-либо трудности на практике. Самыми проблемными вопросами  являются вопросы ответственности по этому договору.

Вопросы ответственности перевозчика  по договору воздушной перевозки  можно разбить на следующие две  группы: а) ответственность воздушного перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза  или багажа принятого к перевозке; б) ответственность воздушного перевозчика за нарушение сроков перевозки.

Согласно п. 8.5.4. Правил № 19, перевозчик освобождается от ответственности, если утрата, недостача или повреждение  груза произошли вследствие: действия или упущения отправителя или получателя; недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при внешнем осмотре принимаемого груза; сдачи груза к перевозке без указания в грузовой накладной его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке и хранении; обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя; непринятия необходимых мер к сохранению груза уполномоченными лицами отправителя или получателя, которые сопровождали груз; естественной убыли груза в пределах установленных норм при перевозке.

П. 8.5.5. Правил № 19, освобождает перевозчика  от ответственности за недостачу  груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза произошла по вине перевозчика.

Думается, что приведенные пункты Правил № 19 частично утратили свою юридическую  силу, поскольку прямо противоречат ГК РФ.

По ранее действующему воздушному законодательству предел ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза наступал через 10 дней с момента, когда груз должен был быть в пункте назначения, а за просрочку в доставке багажа - через 3 дня по истечении срока доставки. Теперь же, поскольку все регулируется рыночными механизмами, не представляется возможным вывести общее правило, через какой период времени наступает предел ответственности перевозчика за просрочку в доставке груза, багажа или пассажира. Этот вопрос должен решаться в каждом конкретном случае.

С учетом изложенного в целях  унификации правовой регламентации  перевозок грузов воздушным транспортом  можно порекомендовать Правительству  Российской Федерации принять соответствующие  Правила. Остальные же акты, касающиеся регулирования этого вопроса, нужно отменить, так как формула «действует в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и другим нормативно-правовым актам» очень трудна в применении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные правовые  акты

1. Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ // Российская газета. 1997. 26 марта.

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть вторая: Федеральный  закон № 14-ФЗ от 26 января 1996 года  в ред. Федерального закона  № 58-ФЗ от 29 июня 2004 года // Российская газета. 1996. 6, 7, 8 февраля 1996 года; 2005. 27 марта.

3. Об утверждении Инструкции  по организации воздушных перевозок  в Вооруженных Силах Российской  Федерации: Приказ Минобороны  РФ от 26 марта 2003 года № 90 // Российская газета. 2003. 15 мая.

4. Об утверждении Инструкции  о порядке перевозки воздушными  судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных  пассажирами для временного хранения  на период полета: Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России и МВД РФ от 30 ноября 1999 года № 120/971 // Российская газета. 2000. 5 мая.

II. Материалы судебной  практики

5. О Воздушном кодексе Российской  Федерации: Письмо Высшего Арбитражного  Суда РФ от 7 апреля 1997 года  № С5-7/03-225 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 6. С 14.

6. Стоимость недостающего груза  по авианакладной взыскана с  перевозчика, в связи с установлением  его вины в причинении вреда:  Постановление Федерального арбитражного  суда Дальневосточного округа  от 31 августа 2004 года № Ф03-А73/04-1/2210 // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. 2004. № 12. С. 34.

7. О взыскании ущерба, причиненного  в результате гибели цыплят  при авиаперевозке, и расходов  по государственной пошлине: Постановление  Федерального арбитражного суда  Северо-Западного округа от 18 апреля 2002 года № А56-32562/01 // Арбитражная практика. Вып. 2. Транспортное законодательство. М.: Право и экономика, 2006. С. 311.

III. Литература

8. Аксаментов О. И. Некоторые  проблемы ответственности перевозчика  по договору воздушной перевозки  // Правовой научно-практический журнал «Кодекс info». 2000. № 10. С. 17-24.

9. Витрянский В. В. Гражданский  кодекс о договоре // Вестник Высшего  арбитражного суда Российской  Федерации. 1995. № 10. С. 119-122.

10. Гражданское право: Учебник  для вузов в 2 Т. Т. 2 (2) / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: БЕК, 2002. 713 с.

11. Иванова О. Н., Симонов А. М.  Комментарий к Воздушному кодексу  Российской Федерации. М.: Новая  Правовая культура, 2004. 671 с.

12. Иоффе О. С. Обязательственное  право. М.: Статут, 2003. 563 с.

13. Комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2003. 997 с.

14. Леонова Б. Г. Правовое регулирование  перевозки грузов и торговый  договор // Законодательство. 2002. №  2. С. 41-48.

15. Медведев Д. А. Воздушное право. М.: Юрист, 2005. 411 с.

16. Романец Ю. В. Система договоров  в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2003. С. 317.

17. Смирнов В. Т. Транспортное  право России. М.: Юрайт, 1999. 231 с.

18. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского  гражданского права. М., 1911. 543 с.

19. Яковлев В. Ф. Новое в договорном  праве // Вестник Высшего арбитражного  суда Российской Федерации. 1994. №  7. С. 122-129.

 

http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635a3ac68b5d43a89521216c27_1.html


Информация о работе Договор воздушной перевозки груза