Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:01, курсовая работа
Проблема регулирования договора возмездного оказания услуг в настоящее время весьма актуальна и должна занимать особое место в отечественном гражданском праве. «Включение в Гражданский кодекс Российской Федерации нового вида договора возмездного оказания услуг обусловлено тем, что согласно ст. 128 ГК РФ работы и услуги относятся к самостоятельным объектам гражданского права»1.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
§1.1 Услуга как гражданско-правовая категория………………….…..……4
§1.2 Виды возмездного оказания услуг………………….…………………..8
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ГРАЖДАНСОКОМ ПРАВЕ РОССИИ
§2.1 Понятие, особенности и условия договора возмездного оказания услуг………………………………………………….…………………….…18
§2.2 Содержание договора возмездного оказания услуг…….……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ № ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ……………………………………………………………………….35
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
§1.1 Услуга как гражданско-правовая категория………………….…..……4
§1.2 Виды возмездного оказания услуг………………….…………………..8
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ГРАЖДАНСОКОМ ПРАВЕ РОССИИ
§2.1 Понятие, особенности и условия
договора возмездного оказания услуг………………………………………………….……………
§2.2 Содержание договора возмездного оказания услуг…….……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ № ОБРАЗЕЦ
ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Проблема регулирования
В юридической литературе не без
оснований в свое время было выражено
отрицательное отношение к
Глава 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
Несмотря на то, что дискуссии о сущности услуг, их месте в нормативном регулировании велись в цивилистической доктрине еще с 70-х годов ХХ века, до сих пор отсутствует понятие «услуги». До принятия ГК РФ мнения цивилистов по вопросу о гражданско-правовой сущности услуг существенно разнились. Большинство из них (Н.А. Баринов, А. Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин, Э.Л. Плоом, А.Е. Шерстобитов) преимущественно рассматривали услуги как деятельность по удовлетворению потребностей граждан.3
Другие (Ю. Х. Калмыков, Е. Н. Романова), в целом разделяя эту позицию, указывали на то, что понятием «услуги» охватываются имущественные отношения не только с участием граждан, но и с участием социалистических организаций..
Наиболее широко определял услугу Ю. Х. Калмыков: «деятельность, направленная на создание удобств или предоставление льгот контрагенту по обязательственному правоотношению»4. Соответственно, к обязательствам по оказанию услуг он относил любые по своей правовой природе договоры, которые совершаются на льготных условиях, либо с целью создания удобств для управомоченного лица: договоры бытового подряда и проката, розничной купли-продажи в кредит и т. д. Очевидно, что при подобном подходе понятием «обязательства по оказанию услуг» охватывается слишком широкий круг обязательств, что размывает само это понятие.
. Из приведенных определений
видно, что рассмотрение услуг
как результата деятельности
в отрыве от самой
Наибольшую поддержку в литературе получило определение услуги как деятельности, не имеющей овеществленного результата. О. С. Иоффе указывал на то, что в договоре услуг идет речь «о деятельности таких видов, которые не получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более в овеществленном результате»5.
выделяют следующие признаки услуги: а) это деятельность лица (юридического или физического), оказывающего услугу; б) оказание услуги не оставляет вещественного результата; в) полезный эффект услуги (деятельности) потребляется в процессе предоставления услуги, а потребительная стоимость услуги исчезает».
Отсутствие овеществленного результата как основной признак услуг использовался и для их отграничения от работы. В связи с этим проблема соотношения работ и услуг, а, следовательно, и соотношения договора подряда и договора по оказанию услуг, приобрела самостоятельное значение в дискуссии о понятии услуг.
Е. Д. Шешенин же, обосновывая необходимость законодательного закрепления договора по оказанию услуг, настаивал на необходимости разграничения работ и услуг. Признавая единство экономической сущности услуг, он, тем не менее, подчеркивал деление услуг по результату деятельности, которые либо воплощаются в вещах, либо не существуют отдельно от исполнителей. Соответственно, по его мнению, «услуги первого рода являются предметом подрядных обязательств, а услуги второго рода – предметами договоров, порождающих обязательства по оказанию услуг»6.
В современном законодательстве материальное выражение результата деятельности положено в основу разграничения работ и услуг как объектов налогообложения. В ст. 38 Налогового кодекса РФ работы определяются как деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей юридических и (или) физических лиц, а услуги – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В ст. 779 ГК РФ словосочетание «оказание услуг» раскрывается как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Кроме того, в п. 2 данной статьи содержится открытый перечень услуг, подпадающих под действие гл. 39 ГК РФ: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию.
. А. Ю. Кабалкин отмечает, что «многие договоры оказания услуг связи заключаются по поводу отправления писем, бандеролей, посылок. Одним из условий договора туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств. Число таких примеров можно увеличивать за счет иных отношений, например таких, как оказание медицинских услуг по различным видам протезирования»7. Т. Л. Левшина также допускает возможность наличия у некоторых видов услуг материального результата. «Более того, – пишет она, – в рамках одного вида услуги осуществление деятельности или действий может иметь материальный результат, а может и не иметь»8.
Следовательно, устоявшееся
представление об услугах как
деятельности, не имеющей овеществленного
результата, не в полной мере соответствует
действующему законодательству, что
ставит исследователей перед необходимостью
искать новые подходы к выявлению
сущности услуг как объекта
Таким образом, в цивилистической
литературе не только не сформировалось
единого общепризнанного
Представляется, что сложность
разработки понятия «услуги» заключается,
в первую очередь, в отсутствии единого
понимания экономической
В экономической науке услуги понимаются и как вид деятельности, и как вид экономического блага. Соответственно, вряд ли возможно выработать некое единое понятие, охватывающее оба этих значения услуг. Поэтому целесообразно разграничить правовые понятия услуг исходя из их экономического содержания.
Услуги как вид деятельности
представляет собой группу общественных
отношений, складывающихся в процессе
удовлетворения потребностей участников
имущественного оборота. Общественные
отношения определенного вида в
теории права, в том числе и
гражданского, рассматриваются в
качестве объекта правового
Услуги как экономическое благо признаются объектом гражданских прав и в этом качестве закреплены в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав».
Основные виды возмездных услуг. Наиболее
распространенными услугами, в получении
которых повседневно
Услуги связи. Такие услуги разнообразны, предоставляются посредством почтовой и электронной связи, основы их правового режима определены Федеральным законом от 7 июля 2003 года «О связи»9. Согласно ст. 44 Закона услуги оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ. Операторы обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.
Правовое регулирование услуг связи имеет ряд особенностей, обусловленных в первую очередь технологическим разнообразием средств связи и их общественной значимостью. Регламентация обязанностей и прав сторон является подробной и преимущественно императивной, а за государством сохранены необходимые контрольные функции (лицензирование операторов, распределение радиочастот, регулирование ресурса нумерации). Имущественная ответственность операторов связи часто ограничивается размером полученной за услугу суммы, а для рассмотрения требований клиентов предусмотрен претензионный порядок, который не обязателен, однако его соблюдение желательно. Некоторые услуги связи оказываются путем совершения конклюдентных действий (отправление нерегистрируемой корреспонденции, телефонная связь).
Бытовые услуги. Такие услуги необычайно разнообразны; основные их виды регламентируются специальными правилами, которые устанавливают в интересах граждан минимальные требования к порядку оказания бытовых услуг.
Имеются Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 10310. Они кратки и уделяют основное внимание информации о таких услугах, которая должна быть подробной и доводиться до сведения потребителей, и обязанностям исполнителя контролировать качество и безопасность оказываемых им услуг. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Согласно п. 9 Правил к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Эта норма свидетельствует о том, что данный договор является смешанным: содержит элементы возмездного оказания услуг и купли-продажи.
Туристические услуги. Они осуществляются
туристическими организациями, которые
предоставляют разнообразные
Туризм определяется в названном
Законе как временные выезды (путешествия)
граждан с постоянного места
жительства в оздоровительных, познавательных,
профессионально-деловых, спортивных,
религиозных и иных целях без
занятия оплачиваемой деятельностью
в стране (месте) временного пребывания.
Такие путешествия
Туристский договор Закон об
основах туристской деятельности именует
договором розничной купли-
Такая терминология не соответствует его содержанию и правовой природе и затрудняет применение правовых норм в этой области. Содержание договора Закон раскрывает, давая перечень его условий, которые названы существенными. Это сведения о сторонах договора, особо важные при зарубежном туризме; подробная информация о программе путешествия и ее особенностях; порядок осуществления этой программы (маршрут, сроки, сопровождение, условия безопасности и т.д.); права и обязанности и ответственность сторон. Особо выделены условия о порядке изменения и расторжения договора, что допускается при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Особенности выполнения отдельных туров, если они определяются сторонами, должны отражаться в выдаваемой туристу путевке, именуемой туристическим ваучером.