Договор займа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы заключается в изучении понятия, признаков и элементов, а также содержание, исполнение и прекращение договора займа и рассмотреть её практическое применение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3-6 стр.

II. Основная часть. Договор займа

ГЛАВА I. Понятие, признаки и классификация договора займа

§ 1. История развития договора займа………………………………...…...7-11 стр.

§ 2.Понятие, признаки и классификация договора займа……………………………………………………………………......12-24 стр.

ГЛАВА II. Содержание договора займа

§ 1.Содержание, виды и ответственность по договору займа………...25-28 стр.

§ 2. Ответственность заемщиков…………………………………………….29 стр.

ГЛАВА III. Заключение………………………………………………………………….30-31стр.

IV. Список использованной литературы…………..…………………...…32-33стр.

Файлы: 1 файл

заем.docx

— 64.14 Кб (Скачать файл)

У заимодавца предоставленные займы отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения»  в корреспонденции с кредитом счета соответствующих активов. Полученные проценты отражаются в бухгалтерском  учете в качестве операционных доходов, а в налоговом - в качестве внереализационных.

Выбытие активов в погашение кредитов и займов не признается расходами  организациизаемщика (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 182), равно как поступление имущества, в том числе денежных средств, в качестве погашения ранее предоставленных займов не рассматривается в качестве дохода организациизаймодавца.

Выдача  займа может сопровождаться оформлением  долговой ценной бумаги. Заметим, что  не всякие ценные бумаги могут опосредовать заемные отношения. Долевые (акции) и товарные (коносаменты, складские  свидетельства) не приспособлены для этого[]. Лишь разновидности долговых инструментов - векселя или облигации - могут оформлять заем. При этом облигация как эмиссионная ценная бумага используется при открытой подписке. Вексель же оформляет индивидуальные займы. Особенность займа, оформленного ценной бумагой, в том, что нормы главы 42 ГК «Заем и кредит» применяются к нему, если только это не противоречит специальному законодательству (ст. 768). Например, правила оформления займа, оформленного векселем, начисления процентов и т.п. будут определяться Законом Республики Беларусь от 13.12.1999 № 341-З «Об обращении переводных и простых векселей». Преимущества займа, оформленного ценной бумагой, в том, что заимодавец не обязан ждать срока погашения займа и гораздо легче может получить рефинансирование на вторичном рынке ценных бумаг.

Использование ценных бумаг при совершении займа  не создает особой разновидности  этого договора, поскольку ни предмет, ни способ предоставления, ни субъектный состав сделки не меняется, а изменяется лишь способ документального оформления займа. Особыми разновидностями, как  мы уже отмечали, являются:

а) коммерческий заем;

б) товарный заем;

в) государственный  заем;

г) банковский кредит.

Коммерческий  заем может иметь формы аванса, предварительной оплаты, отсрочки и  рассрочки оплаты товаров. Аванс  и предоплата - это формы коммерческого кредитования поставщика покупателем, отсрочка и рассрочка - наоборот. Разница между авансом и предоплатой иногда приводится в экономической литературе следующим образом. Аванс - это форма финансирования на закупку поставщиком сырья, материалов и т.д. Предварительная оплата - сумма, перечисляемая поставщику, когда товар уже готов к отгрузке, но за несколько дней до ее начала. То есть кредитная составляющая у предоплаты незначительна во времени, а главной является обеспечительная. Разница между отсрочкой и рассрочкой платежа проще. Отсрочка предполагает одноразовый платеж в счет погашения долга, тогда как рассрочка - несколько.

Статья 770 распространяет правила главы 42 ГК на случаи коммерческого займа, если иное не предусмотрено законодательством. Что касается последнего, то в ряде статей ГК (ст. 351, 665, 690) также употребляется  термин «аванс». Причем если в ст. 665 аванс и предоплата употреблены, по сути, как синонимы, то в ст. 770 они перечислены через запятую  как разновидности коммерческого  кредита. О понятии предоплаты говорится  также в ст. 457, а об отсрочке и  рассрочке платежей - в ст. 458 и 459 ГК. Отметим, что данные нормы не содержат прямого противоречия с  нормами главы 42 ГК о займе. Они  лишь дополняют их, например, в части  залогового права на проданный товар  в силу закона при отсрочке платежа  или возможности возврата товара, проданного в рассрочку.

Товарный  заем, несмотря на то, что прямо не фигурирует в ГК в качестве разновидности  договора займа, все же имеет законодательно установленные особенности. В частности, для него действует презумпция в  пользу безвозмездности (абзац 2 п. 3 ст. 763 ГК), то есть плата за заем, предоставленный  товарами, должна быть прямо указана  в договоре. Что касается остальных  условий, то они должны определяться соглашением сторон с учетом общих  норм главы 42 о займе.[]

Государственный заем в соответствии со ст. 769 ГК представляет собой договор, заемщиком по которому выступает само государство или  его административно-территориальная единица. Причем нормы ГК применяются к такому займу, если только не противоречат специальному законодательству. Последнее представлено, в частности, Положением о внешних государственных займах (кредитах), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 252 (далее - Положение о внешних займах).

Положение о внешних займах распространяется на:

1. Привлечение  займов:

а) Республикой  Беларусь и Правительством Республики Беларусь;

б) резидентами  Республики Беларусь под государственные  гарантии Республики Беларусь, от имени  которой выступает Правительство  Республики Беларусь;

в) Правительством Республики Беларусь, резидентами под  гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления их другим резидентам;[]

2. Выдачу  гарантии Правительства Республики  Беларусь по займам, привлеченным  резидентами;

3. Привлечение  займов Республикой Беларусь  путем выпуска и размещения  на внешних финансовых рынках  государственных ценных бумаг  в качестве государственных долговых  обязательств.

Внешние государственные займы привлекаются в пределах лимита внешнего государственного долга, устанавливаемого в законе о  бюджете на очередной финансовый год. Цели, на которые могут быть привлечены внешние государственные  займы, перечислены в п. 4 Положения  о внешних займах. В частности, привлечение займов осуществляют:

1) Республика  Беларусь - для покрытия дефицита  республиканского бюджета, для  иных целей, предусмотренных Президентом  Республики Беларусь и законодательными  актами;

2) Правительство  Республики Беларусь:

для решения  социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных  бедствий и поддержки экономических  реформ;                                 для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;

3) резиденты  Республики Беларусь под гарантии  Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики  Беларусь и резиденты под гарантии  Правительства Республики Беларусь - для предоставления займов заемщикамрезидентам  на условиях переуступки:

· для импорта  сырья, энергоресурсов, других необходимых  товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении  ими республики;

· для реализации инвестиционных проектов и государственных  программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

· для иных целей в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, следует учитывать, что превалирующей  формой государственного займа (в первую очередь внутреннего) является выпуск долговых ценных бумаг в документарной  и бездокументарной формах. В таких  случаях отношения по государственному займу регулируются соответствующими нормативными актами, посвященными эмиссии  ценных бумаг.

Обращает  на себя внимание, что в соответствии с формулировкой ст. 769 ГК не считается  государственным займом операция, когда  государство выступает в роли заимодавца, а не заемщика. Это можно  объяснить тем, что в таких  случаях речь идет уже о бюджетных  отношениях, регулируемых нормами финансового, а не гражданского права. В частности, это Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 (далее - Положение  о бюджетном займе).

Бюджетный кодекс Республики Беларусь (ст. 2), вступивший в силу с 01.01.2009, различает следующие  понятия:

а) бюджетная  ссуда - бюджетные средства, предоставляемые  юридическим лицам, являющимся резидентами  Республики Беларусь (кроме бюджетных  организаций, банков, страховых и  небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов;

б) бюджетный  заем - бюджетные средства, предоставляемые  юридическим лицам, являющимся резидентами  Республики Беларусь (кроме бюджетных  организаций, банков, страховых и  небанковских кредитнофинансовых организаций, если иное не установлено Президентом  Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов;

в) бюджетный  кредит - бюджетные средства, предоставляемые  из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из республиканского бюджета  бюджету государственного внебюджетного  фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Решение о предоставлении бюджетного займа, ссуды принимается Советом Министров  Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Займы, ссуды за счет средств республиканского бюджета предоставляются в белорусских  рублях в пределах средств, предусмотренных  на эти цели законом о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Бюджетные займы, ссуды предоставляются на срок:

- до одного года - на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;

- до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов.

- до трех лет - на иные цели.

Сроки возврата бюджетных займов, ссуд, установленные  настоящим пунктом, продлению не подлежат.

За пользование  бюджетными займами в соответствии с Положением о бюджетном займе  устанавливаются проценты в размере:

· не менее 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день начисления процентов  за пользование займом, - при предоставлении займа под реализацию инвестиционного  проекта;

· не менее  ставки рефинансирования Нацбанка, действующей  на день начисления процентов за пользование  займом, - при предоставлении займа  на иные цели.

Начисление  процентов за пользование займом производится начиная со дня, следующего за днем выдачи займа. Уплата процентов  производится ежемесячно не позднее  пятого числа начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа, а в месяц окончания срока  возврата займа - до даты возврата займа.

Не подпадают  под понятие «государственный заем»  и ситуации, когда в роли заимодавцев  выступают государственные организации. Такие займы регулируются Положением о порядке предоставления взаем  денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства  в уставных фондах, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296 (далее - Положение о денежном займе).

Действие  Положения о денежном займе распространяется на:

а) государственные  организации - организации, находящиеся  в подчинении (ведении) Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Нацбанка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских  органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных  Правительству Республики Беларусь (далее - государственные органы);

б) хозяйственные  общества - общества, в отношении  которых Республика Беларусь либо административнотерриториальная единица, обладая долями (акциями) в уставном фонде, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этим обществом. Его действие распространяется только на денежные средства и не распространяется на коммерческие займы, а также кредиты банков и займы физическим лицам (кроме займов нанимателей работникам, состоящим в штатах данных государственных организаций, хозяйственных обществ, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий).

При этом не допускается предоставление займа  государственными организациями и  хозяйственными обществами негосударственным. Но и другим юридическим лицам (государственным  организациям и хозяйственным обществам) займы могут быть предоставлены  только на:

- развитие и расширение производства и его материальнотехнической базы (в том числе на создание, приобретение основных средств, внедрение новых видов технологий, их модернизацию и ремонт);

- строительство и содержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы (в том числе спортивных сооружений);

- пополнение собственных оборотных средств (в том числе на выплату заработной платы, оплату топливных и энергетических ресурсов, приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для осуществления производственного процесса), уплату платежей в бюджет, отчислений в ФСЗН, погашение кредитов банков и процентов по ним, бюджетных ссуд и займов;

- строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений работникам, состоящим в штатах этих юридических лиц и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При этом договор займа, предоставляемого государственной  организацией, в обязательном порядке  должен быть целевым (ст. 767 ГК).

Информация о работе Договор займа