Договора пожертвования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Действующее гражданское законодательство рассматривает пожертвование в качестве самостоятельной разновидности договора дарения, что прямо предусмотрено в п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации .

Содержание работы

ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ
3
2.
ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ)

6
3.
пОНЯТИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА АРЕНДЫ
10
4.
Практическая часть. РЕШИТЬ ЗадачУ
14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Гражданское право.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Кольский филиал

 

Гуманитарный факультет

Кафедра юриспруденции

 

 

Дисциплина: «Гражданское право» (особенная часть)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа (часть I), вариант №5

 

 

 

студентки 3 курса

заочной формы обучения

(гр. 2010/6 л.о.)

специальность 030501

- Юриспруденция

 

Багаутдиновой Ирины Ильфатовны

 

Преподаватель -

к.ю.н., доцент кафедры юриспруденции

Полищук-Молодоженя Т.Р.

 

 

 

 

 

 

Апатиты

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ

3

2.

ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ)

 

6

3.

пОНЯТИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА АРЕНДЫ

10

4.

Практическая часть. РЕШИТЬ ЗадачУ

14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

15


 

 

  1. ДОГОВОР ПОЖЕРТВОВАНИЯ

 

Действующее гражданское законодательство рассматривает пожертвование в качестве самостоятельной разновидности договора дарения, что прямо предусмотрено в п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации1.

Применение договора пожертвования в качестве способа оформления имущественных отношений в настоящее время стремительно развивается. Многие финансово состоятельные граждане и организации, осуществляющие благотворительную поддержку социально значимых структур, предпочитают защищать свои интересы от недобросовестных получателей помощи путем заключения сделок, конкретизирующих порядок использования предоставляемого ими имущества под общеполезные цели.

Договор пожертвования нельзя считать абсолютно новым институтом для отечественного гражданского права. Как известно, в дореволюционной России меценатство достигло достаточно высокого уровня развития, что не могло быть не отраженно в законодательных актах.

В советский период законодательство термин «пожертвование» не использовало. Однако в качестве аналога данного вида договора дарения можно рассматривать абз. 3 ст. 256 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.2, который предусматривал дарение гражданином имущества государственной, кооперативной или иной общественной организации для определенной общественно полезной цели.

Учитывая новые тенденции в развитии социально-экономических отношений ГК РФ регламентировал отношения в сфере безвозмездной передачи имущества для общественно полезных целей более подробным образом, выделив самостоятельную форму сделки - договор пожертвования.

Договор пожертвования в законодательстве определяется как самостоятельная форма дарения вещи или права со специфическими особенностями, установленными в ГК РФ и некоторых других нормативно-правовых актах.

На договор пожертвования полностью распространяют предусмотренные законом правила дарения, если иное прямо не определено в действующих законодательных документах.

Выделим основные черты рассматриваемого договора.3

1. Пожертвование носит  безвозмездный характер, т.е. не может  быть обусловлено встречным исполнением  со стороны одаряемого. Предусмотренное  в ст. 582 ГК РФ целевое назначение передаваемого имущества следует рассматривать как установленное жертвователем обременение, позволяющее гарантировать достижение общеполезной цели.

2. Предметом договора  пожертвования могут выступать в соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ вещи или имущественные права, принадлежащие жертвователю.

Таким образом, в отличие от обычного договора дарения пожертвование не может быть совершено путем освобождения одаряемого от исполнения имущественной обязанности перед жертвователем или иным субъектом, обладающим правом требования по отношению к одаряемому.

3. Перечень субъектов, которые могут выступать одаряемыми по договору пожертвования, в ст. 582 ГК РФ указан исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права.

В случае, когда пожертвование предоставляется субъекту, который не может быть отнесен к списку, указанному в законодательстве, данная сделка может быть признана судом недействительной в порядке ст. 168 ГК РФ. Законодателем введена презумпция, согласно которой коммерческие организации не могут получать имущество для реализации общеполезных задач, так как это противоречит их юридической сущности, направленной на извлечение прибыли от собственной деятельности.

4. В соответствии с п. 6 ст. 582 ГК РФ к пожертвованию не применяется ряд норм о договоре дарения, в том числе ст. ст. 578 и 581 ГК РФ.

Особое значение имеет то обстоятельство, что обязательства по предоставлению пожертвования не переходят от жертвователя к его правопреемникам, в отличие от общих положений об обещании дарения в будущем. Судебно-арбитражной практикой, в частности, подтверждает то обстоятельство, что обязанности по договору пожертвования утрачивают силу в случае реорганизации жертвователя - юридического лица4.

Таким образом, договор пожертвования выделяется в отдельный вид договора дарения исходя из наличия у него такого основного признака, как совершение дарения в общеполезных целях; таковыми могут быть как цели, полезные для общества, так и цели, достижение которых полезно для более узкого круга лиц.

 

  1. ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД (ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ)

 

Контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой разновидность договора строительного подряда (ст. 740 ГК РФ) и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК РФ). Иные работы предметом государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных не являются.

Что касается выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, то они являются предметом соответствующего договора, регламентируемого положениями гл. 38 ГК РФ (ст. 769 «Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»).

В силу прямого указания в законе к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ (абз. 2 ст. 778 ГК). Договоры на выполнение иных работ, также направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, не относятся к государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Отношения, возникающие из таких договоров, регулируются нормами общих положений гл. 37 ГК РФ о подряде (§ 1 гл. 37 ГК РФ), правила ст. ст. 763 - 768 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

Юридическим основанием осуществления подрядных работ для государственных нужд является государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По такому контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и др. связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Согласно ст. 764 ГК РФ по государственному контракту в качестве государственного заказчика выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.

Общим для государственных или муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд прежде всего является предмет договора - работы, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд. На стороне заказчика могут выступать только специальные субъекты, определенные в законе, - государственные и муниципальные заказчики.

Понятие государственных нужд содержится в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»5.

Согласно изменениям законодательства, вступившим в силу с 1 января 2011 г., под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее - нужды субъектов Федерации). При этом под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов).

Таким образом, основным изменением в определении государственных нужд является то, что нужды бюджетных учреждений больше не относятся к государственным или муниципальным нуждам и бюджетные учреждения больше не могут выступать в качестве государственного или муниципального заказчика. Однако правила, установленные Законом о размещении заказов, в равной степени распространяются и на бюджетные учреждения.

Как и другие подрядные договоры, государственный контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

Существенные условия договора - условие об объеме и стоимости работ, условие о сроках начала и окончания работ, условие о размере и порядке финансирования и оплаты работ, а также о способах обеспечения исполнения обязательств контрагентов.

Государственные контракты заключаются после проведения конкурса на размещение заказа на подрядные работы. В этих случаях условия определяются еще и в условиях объявляемого конкурса и должны им соответствовать, как и тем предложениям победившего в конкурсе подрядчика, которые были зафиксированы в одержавшем победу предложении.

Цена контракта определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий.

Специфический характер финансирования работ, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам, обусловил включение специального правила об обязанности сторон изменить условия контракта, если уменьшился объем средств, выделяемых из соответствующего бюджета для финансирования данного заказа. В этих случаях следует изменять сроки, а при необходимости - иные условия контракта. При этом подрядчик может требовать от заказчика возмещения лишь тех убытков, которые возникли в связи с изменением срока выполнения работ.

За нарушение заказчиком других условий контракта подрядчик вправе требовать уплаты неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки в исполнении заказчиком взятых на себя обязательств.

Особенностью государственного контракта является специфический субъектный состав на стороне заказчика, а именно государственный или муниципальный заказчик. Согласно п.2 ст. ГК РФ государственными заказчиками могут выступать только следующие субъекты:

1) государственные органы (в том числе органы государственной  власти);

2) органы управления государственными  внебюджетными фондами;

3) казенные учреждения;

4) иные получатели средств  федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации  при размещении заказов на  выполнение подрядных работ за  счет бюджетных средств и внебюджетных  источников финансирования.

Этот перечень соответствует положениям ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов. С 1 января 2011 г. из этого перечня исключены бюджетные учреждения.6

Особенность государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд заключается в том, что в ряде случаев на государственного (учитывая особые источники финансирования и особый статус заказчика) возлагается обязанность не оплаты, а обеспечения оплаты работ.

Таким образом, подрядные работы для государственных нужд - это подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (ст. 763 ГК РФ).

 

 

Информация о работе Договора пожертвования