Договорное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

Но все же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Нелишне также будет отметить, что утвержденное приказом Госагропрома Положение о порядке заключения договора контрактации сельскохозяйственной продукции не действует. Следовательно , можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство.

Содержание работы

Понятие договора контрактации (характерные особенности, отличия от смежных договоров)………………………………………3
Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации; стороны и содержание договора……………………6
Ответственность сторон договора; порядок рассмотрения споров, возникших по договору контрактации….................14
Заключение………………………………………………………………………17
Литература и нормативные акты………………………………………….18

Файлы: 1 файл

контрактация.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие договора контрактации (характерные особенности, отличия от смежных договоров)……………………………………………………………………3

 

  1. Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации; стороны и содержание договора………………………………………………………6

 

 

  1. Ответственность сторон договора; порядок рассмотрения споров, возникших по договору контрактации……………………………………………………………..14

 

  1. Заключение………………………………………………………………………17

 

Литература и нормативные акты………………………………………….18

 

 

1. Понятие договора контрактации (характерные особенности, отличия от смежных договоров)

 

В ст. 535 Гражданского Кодекса  РФ дается следующее понятие договора контрактации: это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки вышеназванной продукции для переработки или продажи. В обязанность производителя входит передача продукции в количестве ассортименте, предусмотренных договором контрактации, что закреплено в ст. 537 ГК РФ. Заготовитель же, согласно ст. 536 ГК РФ, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, а также обеспечить ее вывоз. Также естественной обязанностью заготовителя является уплата денег за продукцию. Определение понятия рассматриваемого договора в ГК РФ 1996 г. сходно с тем, что давалось в Основах гражданского законодательства (п.1 ст.83). Но все же изменения есть - из нового Гражданского Кодекса изъяты два положения, имевших место в Основах: на заготовителя уже не возлагается обязанность содействовать производству сельскохозяйственной продукции, а также убрана фраза о том, что производитель обязуется передать продукцию в собственность другой стороны. Рассматривая положения о договоре контрактации, можно сделать предположение, что существует два вида данного договора:

- договор, который  заключается между государством и юридическими лицами;

- договор, заключаемый  между любыми юридическими лицами, гражданами.

Но все же реально  договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Нелишне также будет отметить, что утвержденное приказом Госагропрома Положение о порядке заключения договора контрактации сельскохозяйственной продукции не действует . Следовательно , можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности. Договоры же, заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки. Более того, в самом тексте ГК РФ (ст. 535) указана возможность применения правил о договоре поставки (статьи 506 - 524) ; об этом же говорится и в ст. 83 Основ гражданского законодательства.

Из вышеуказанного следует  вывод, что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов. Говоря о характерных чертах договора контрактации, следует указать, что он является:

- формальным, то есть  заключается в письменной форме

- срочным 

- возмездным 

- двусторонним 

- консенсуальным (считается  заключенным с момента соглашения  сторон).

Для того, чтобы четче вырисовывались особенности договора контрактации, важно выяснить его отличия от других, смежных с ним, договоров. Бесспорно, они весьма схожи, что доказывает факт возможности применения правил договора поставки, а в соответствующих случаях правил о поставке товаров для государственных нужд к отношениям по рассматриваемому договору, не урегулированным правилами отведенного для него параграфа - это законодательно закреплено в ст.535 ГК РФ. Но все-таки особенности есть, и состоят в следующем: Во-первых, имеются различия по составу субъектов. Согласно закону, договор контрактации заключается непосредственно с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п. , которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают государственные заготовители. В договорах же поставки, купли - продажи второй стороной может быть не обязательно государственный заготовитель, но и любой иной субъект. Во-вторых, существует различие смежных договоров по предмету их заключения. В соответствии с Письмом Государственного Арбитража СССР от 17 июля 1990 г. "О некоторых вопросах в рассмотрении хозяйственных споров, связанных с заключением и исполнением договора контрактации сельскохозяйственной продукции" ( п.4 ), предметом вышеназванного договора является продукция в сыром виде или прошедшая первичную , только самую необходимую обработку. Если же сырье прошло промышленную обработку, речь уже идет о продовольственном товаре, который выступает в качестве предмета договора поставки или купли - продажи. В-третьих, отличаются и виды реализуемой продукции. По договору контрактации реализуется продукция, вошедшая в государственный заказ, по другим договорам сбывается не только сельскохозяйственная продукция, но и другие ее виды.

В- четвертых, есть особенности  во времени заключения договоров. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли - продажи. Заготовители заключают с хозяйствами договор контрактации сельскохозяйственной продукции, а уже затем реализуют ее по договорам поставки или купли - продажи. В-пятых, можно отметить, что договор контрактации определен как заключаемый в письменной форме, а договор купли - продажи может быть заключен и в устной форме, то есть имеет место отличие по форме договора.

После освещения особенностей договора контрактации, его отличия от схожих договоров, хотелось бы вернуться к вопросу о природе данного договора. Выше уже отмечалось, что рассматриваемый институт Гражданского права вызывает споры, и имеются негативные мнения по его поводу, в том числе некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век. Попытаюсь рассмотреть этот вопрос несколько подробней.

Ранее контрактация связывалась  с выполнением государственного плана закупки сельскохозяйственной продукции, который носил обязательный характер для обеих сторон договора. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась - уже не существует планов такого рода. К сказанному можно добавить, что отношения по данному виду договора связаны с продажей продукции, которая может принимать форму поставки, если момент заключения и исполнения договора разорваны во времени. Если же этого промежутка во времени нет - имеет смысл говорить о купле - продаже, когда закупается наличная сельскохозяйственная продукция. Следует заметить, что даже законодатели уделяют весьма скромное место(в том числе и по объему Контрактации в Гражданском Кодексе - четыре статьи, что значительно отличается от подробности регулирования отношений в других институтах Гражданского права. На ту ситуацию, что этот договор заключается довольно редко, указывает тот факт, что в настоящее время не принимаются акты, конкретизирующие порядок заключения, исполнения договора, разъясняющие его особенности потенциальным субъектам.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что договором  контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи, которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.

 

 

2. Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации; стороны и содержание договора

договор контрактация соглашение

Обеспечение интересов  общества, а также и интересов  государства требует правового  регулирования отношений по договору контрактации, по поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. В 1994 г. несколько документов по этому поводу было принято Государственной Думой. Имеющим самое важное значение является Закон РФ от 2 декабря 1994 г. "О закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд ". В свете изменений политики государства в сфере экономики, смены приоритетов и повышения роли ранее не существовавших или практически бесправных субъектов Гражданского права, контрактация не обладает большой сферой применения вследствие своего специфического характера, но все-таки нельзя говорить о полном отмирании этого института, а следовательно, акты, регулирующие отношения по контрактации, должны быть упорядочены и приведены во взаимное соответствие - к сожалению, на сей день ситуация такова, что в законодательстве существуют некоторые противоречия. Эта несогласованность норм часто и ощутимо мешает реализации прав субъектов правовых отношений, тормозя нормальное развитие экономических связей. В соответствии со ст.5 вышеназванного Закона, государственные заказчики определяют объем закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, а затем сообщают об этом поставщикам. Отсюда следует, что предполагается последующее заключение контрактов, причем обязательное для всех субъектов, до которых доведены объемы поставок. Здесь видится явное противоречие Закону РСФСР 1991 г. " О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках ": государственный заказ определяют государственные органы, а по названному Закону органы власти и управления не имеют права давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров ( ст.73 п.1 ). Следовательно, существуют исключения из принципа " свободы договора ", который провозглашается в ст. 421 ГК РФ.

Эти исключения , получившие закрепление в Законе РФ от 29 декабря 1994 г." О государственном материальном резерве " (ст.9 п.4), таковы:

1. Колхозы и совхозы;

2. Поставщики, занимающие  доминирующее положение на товарном рынке ( под " доминирующим положением " в Законе РФ от 22 марта 1991 г. " О конкуренции и ограничении монопольной деятельности " понимается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 35 % и более ); предприятия - монополисты и предприятия, в объеме производства которых государственный заказ составляет более 70%.

3.Федеральные казенные предприятия (в некоторых случаях по решению Правительства РФ).

Учитывая факт, что  договор контрактации в основном связан с государством, важно сделать замечание по поводу понятия " государственные нужды " : это потребности федерации, а также ее субъектов в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.

Переходя конкретно к вопросу заключения договора, следует отметить, что " договор считается заключенным , если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме , достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора " ( ст.432 п.1 ГК РФ ). Применительно к договору контрактации, к этим существенным условиям относится; наименование, ассортимент, количество, цена, общая сумма договора, тара, упаковка, порядок расчетов, адреса сторон, ответственность и т.д.. К этому можно добавить, что в соответствии с ст.З п.4 Закона РФ от 10 ноября 1994 г. " О поставках продукции для федеральных нужд " поставляемая по государственному контракту продукция должна соответствовать обязательным требованиям государственного стандарта и особым условиям, установленным контрактом. Обязательными также являются требования к качеству и взаимозаменяемости продукции.

Важные условия договора.

1. Количество и ассортимент  определяется соглашением сторон.

2. Качество продукции  должно соответствовать требованиям  стандартов, правилам ветеринарного  и санитарного надзора. Это  соответствие должно быть удостоверено соответствующими определенными документами. Меры такого порядка служат целям обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.

3. Цены. Согласно Постановлению  Правительства РСФСР от 19 декабря  1996 г. " О мерах по либерализации цен " ( п.1 ), закупаемая государством по договору контрактации сельскохозяйственная продукция оплачивается по свободным рыночным ценам. Правительство РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ ежегодно устанавливает гарантированный уровень закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье, продовольствие, требующихся для государственных нужд и определяет квоты для поставщиков ( товаропроизводителей ) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия по гарантированным ценам. Исполнение договора должно осуществляться по ценам, существующим на момент его заключения; ни одна из сторон не может впоследствии расторгнуть договор на основании несогласия с урегулированной и установленной ранее ценой.

4. Формы расчетов. Условия  о расчетах являются одним  из самых значительных и важных  для договора контрактации. Судя  по практике, самое большое количество  претензий и исков имеет место  в связи с неисполнением обязательств  по договору, связанных именно  с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий по расчетам за товар.

Три вида расчетов, используемых по договору контрактации, выбор же формы расчетов зависит от таких факторов, как степень риска неисполнения обязательства, соотношение времени поставки продукции и оплаты за нее.

Итак, виды расчетов:

1) Предварительная оплата  товара осуществляется в форме  платежного поручения покупателя  своему банку на оплату товара  в соответствии с установленными  ГК РФ правилами расчетов платежными  поручениями (глава 46 параграф 2). Согласно Положению " О безналичных расчетах в РФ ", утвержденному письмом Центрального Банка России 9 мая 1992 г. №14 (раздел III), при выборе виде предварительной оплаты в качестве вида расчетов, в условия договора включаются:

а) Размер перечисленной денежной суммы. Обычно он определяется в объеме полной стоимости товара при разовой поставке и в объеме полной стоимости очередной партии товара при поставке товара несколькими партиями.

б) Срок платежа.

Как правило, его связывают  с совершением отдельных действий, таких как получение от поставщика уведомления о готовности товара к отгрузке.

в) Номер расчетного счета  поставщика, а также полное наименования банка и другие условия.

г) Условия санкции  за просрочку обязательств по расчетам за товар.

Надо отметить, что  предварительная оплата является наиболее надежным средством обеспечения  исполнения обязательства по оплате ввиду того, что деньги поступают  на счет поставщика еще до отгрузки товара, и со стороны поставщика не требуется никаких расходов, связанных с производимыми расчетами. Но в этом случае положение покупателя выглядит не столь выгодным: у него не существует каких- либо гарантий своевременной поставки уже оплаченного товара, поэтому используется и другая форма расчетов - оплата против получения счетов, отгрузочных и иных документов.

2) Оплата товара против  получения документов 

осуществляется в форме  аккредитива в соответствии с  положениями главы 46, параграф 3 ГК РФ (" Расчеты по аккредитиву "). По вышеназванному Положению " О безналичных расчетах " в условия о расчетах в таком случае включаются:

а) Вид аккредитива. Различаются покрытый (депонированный) и непокрытый (гарантированный) аккредитивы (ст.867 ГК РФ). В случае открытия покрытого аккредитива банк - эмитент обязан перечислить сумму аккредитива за счет плательщика или предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка - эмитента. При открытии непокрытого аккредитива у исполняющего банка есть право списания всей суммы аккредитива с ведущегося у него счета банка - эмитента.

Информация о работе Договорное право