Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:42, реферат
Но все же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Нелишне также будет отметить, что утвержденное приказом Госагропрома Положение о порядке заключения договора контрактации сельскохозяйственной продукции не действует. Следовательно , можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство.
Понятие договора контрактации (характерные особенности, отличия от смежных договоров)………………………………………3
Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации; стороны и содержание договора……………………6
Ответственность сторон договора; порядок рассмотрения споров, возникших по договору контрактации….................14
Заключение………………………………………………………………………17
Литература и нормативные акты………………………………………….18
Также аккредитивы делятся на безотзывные (ст.869 ГК РФ) и отзывные (СТ.868 ГК РФ) - следовательно, важно указать в договоре, что аккредитив является безотзывным (который не может быть отменен без согласия получателя средств, то есть поставщика); если же это не указано, то аккредитив считается по умолчанию отзывным, а следовательно, может быть изменен или отменен банком - эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.
б) Полное наименование и почтовый адрес банка - эмитента. в) Способ извещения поставщика об открытии аккредитива (обычно выплаты по аккредитиву осуществляются после предоставления предварительно оговоренных документов).
г) Срок открытия и действия аккредитива, а также сроки предоставления документов после отгрузки товаров.
Этот момент весьма важен, так как покупатель фактически выводит из своего оборота денежные средства, и при неисполнении договора за время действия аккредитива деньги обесцениваются, что ведет к естественной потере прибыли. Следовательно, необходимо четко определить сроки предоставления документов для получения выплаты, включить в него необходимое время для отгрузки товара. Весь этот срок не должен превышать время действия аккредитива.
3) Последующая оплата товара.
В этом случае товар переходит в распоряжение покупателя еще до момента его оплаты. Вся величина риска, связанного с реализацией товара, также лежит на покупателе. Следовательно, к нему переходит право собственности на полученный товар. Особенностью последующей оплаты товара является использование различных видов оплат:
а) В форме платежного поручения в течение определенного в договоре срока после поставки товара.
б) Платежное требование.
в) Платежное требование - поручение.
В двух последних случаях оплата происходит лишь после акцепта понятие акцепта дается в ст.38 ГК РФ), причем срок для акцепта равен трем дням.
г) Оплата с использованием векселя.
д) Расчеты казначейскими
Этими обязательствами Министерство расплачивается с предприятиями, в том числе и находящимися на бюджетном финансировании, по текущей задолженности федерального бюджета. Владелец этих обязательств может рассчитываться лишь с теми поставщиками, с которыми разрешен расчет именно данным выпуском казначейских обязательств.
Все же в основном к договору контрактации применяются расчеты по инкассо ( гл. 46 параграф 4 ГК РФ ). При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты производятся путем платежей не реже трех раз в месяц; сроки оплаты за сельскохозяйственную продукцию при инкассовой форме оплаты равны 10 дням, а в отношении скоропортящихся продуктов - до 5 дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.
Заканчивая изложение
СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ. Существует несколько способов заключения договора контрактации:
1) Путем составления единого документа;
2) Путем обмена письмами, телефонограммами,
телетайпами, и с использованием других электронных средств связи, но при этом следует учитывать, что данные, содержащиеся на носителях, должны удовлетворять условию ясности содержания и определенности стороны - отправителя ( ст. 438 ГК РФ ).
3) Путем добровольного
принятия хозяйством на себя
исполнения государственного
Порядок заключения договора контрактации определен в ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1994 г. " О закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд ".
Первый этап состоит из того, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ определяют объем закупок и поставок по видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 5 лет и ежегодно, а затем заранее доводят эти объемы до сведения государственных заказчиков.
Второй этап характеризуется тем, что государственные заказчики не позже, чем за 3 месяца до начала следующего года сообщают поставщикам об объеме закупок и поставок сельскохозяйственной продукции. Здесь речь идет об оферте, причем из общего смысла закона явствует, что договор в этом случае будет заключаться в обязательном порядке по ст.445 ГК РФ , которая предусматривает , что Кодексом и другими законами могут предусматриваться случаи, когда для стороны, которой направлена оферта ( проект договора ), заключение договора обязательно. В таком случае потенциальный поставщик должен направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта , либо об акцепте оферты на иных условиях ( к проекту договора прилагается протокол разногласий ) в течение 30 дней со дня получения оферты.
Помимо вышеназванного Закона обязательность заключения договора предусматривает и Закон РФ " О государственном материальном резерве ". По этому Закону обязаны заключить договор поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке, а также предприятия, у которых оборонный заказ превышает 70% производства. Кстати, и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. " О защите прав потребителей " в ст.26 закрепляет положение, по которому исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить договор на выполнение работ и оказание услуг по требованию гражданина ( потребителя ), если не докажет, что эти работы и услуги выходят за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. Третий этап - это непосредственное заключение договора.
СТОРОНЫ В ДОГОВОРЕ КОНТРАКТАЦИИ.
Прежде чем рассматривать непосредственно стороны, я бы хотела заметить, что в порядке заключения договора контрактации наличествует определенная структура. Прежде всего, стоит отметить существование своеобразных уровней заключения договора Контрактации. Они различаются в зависимости от субъекта, формирующего заказ: Первый уровень - заключение договора в целях обеспечения государственных федеральных нужд( федеральный фонд ).
Второй уровень - заключение договора для региональных государственных нужд( региональные фонды ).
Различия названных уровней состоят в следующем: 1) По территориальному охвату и целям.
Федеральный фонд создается для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, экологически неблагополучных мест, и т. п.
Региональные фонды образуются для удовлетворения нужд субъектов РФ.
2) По источникам финансирования.
Федеральный фонд финансируется из федерального бюджета и различных внебюджетных источников; региональные фонды черпают средства из местных бюджетов, и плюс к этому те же внебюджетные источники.
3) По субъектам, разрабатывающим программы поставок.
Этими субъектами являются либо Правительство РФ, либо органы исполнительной власти субъектов РФ.
Для реализации программ закупок и поставок сельскохозяйственной продукции была специально создана федеральная контрактная система. Эту систему условно можно разделить как бы на две части:
1) Органы, которые призваны
всячески содействовать заключе
деятельность юридических и физических лиц в области пользования племенной продукцией осуществляется по лицензии. Эти лицензии выдаются соответствующими государственными органами, а именно Племенной службой России.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что стороной в договоре контрактации являются юридические и физические лица при наличии у них соответствующей лицензии. Но чаще всего контрактантом по рассматриваемому договору являются специально созданные для этого федеральные корпорации.
Также контрактантом может выступать Федеральная продовольственная корпорация, созданная при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ Постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. №1121 "О создании федеральной продовольственной корпорации и системы органов продовольственного рынка
Основные обязанности заготовителей по договору контрактации:
1) Своевременная приемка
продукции по месту ее
2) Оплата продукции.
3) В соответствии с ст. 534 ГК РФ , государственный
заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, но лишь при условии возмещения поставщику убытков, принесенных ему таким образом. Убытки при этом возмещаются пост. 15 ГК РФ, если иное не установлено договором.
4) Обязанность возвратить тару и средства пакетирования (ст. 517 ГК РФ).
5) Обязанность проверки
количества и качества
Существуют и иные обязанности, предусмотренные по отношению заготовителей.
2. Поставщики (товаропроизводители)
В роли поставщиков могут
а) Любые сельскохозяйственные предприятия, непосредственно производящие сельскохозяйственную продукцию.
б) Крестьянские (фермерские) хозяйства.
в) Граждане, предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица ст. 17 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. " О крестьянском (фермерском ) хозяйстве " ).
Основные обязанности поставщиков:
1) Обязанность передать
продукцию заготовителю в
2) Доставка продукции, если это предусмотрено договором контрактации( ст. 536 ГК РФ ).
3) Хозяйство обязано
предоставить контрактанту
4) Днем исполнения
хозяйством обязательства
ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА КОНТРАКТАЦИИ
Порядок изменения и расторжения любого договора установлен ст. 45 ГК РФ ( Первая часть Кодекса является общей основой для частного применения ее норм в конкретных случаях, регулируемых во Второй части). По взаимному согласию сторон ими составляется дополнительное соглашение в той же форме, что был заключен договор. Регулируются также случаи одностороннего расторжения договора. Статья 450 ГК РФ ( Первая часть ) и ст. 523 ГК РФ, конкретизирующая общие положения (Вторая часть Кодекса ), предусматривают отказ от исполнения договора поставки товара. К договору контрактации применяются правила поставки, так как ст. 535 ГК РФ распространяет действие правил о поставке на отношения, не урегулированные нормами параграфа, посвященного контрактации.
Односторонний отказ или изменение договора контрактации допускается в случае существенного нарушения договора одной из заключивших его сторон.
Под существенными нарушениями договора ст. 450 ГК РФ понимает такое нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, вследствие которого эта сторона в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ст. 523
ГК РФ нарушение договора поставки
поставщиком считаются
- он поставил продукцию
ненадлежащего качества с
- им неоднократно нарушались сроки поставки.
Исходя из вышеназванной
статьи ГК РФ , нарушение договора поставки
покупателем считается
- при неоднократном
нарушении сроков оплаты
- при неоднократной невыборке товаров.
Договор поставки, а следовательно, и договор контрактации, считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон ( ст. 523 ГК РФ ).
По Положению о поставках продукции и товаров в пунктах 24 и 19 , сторона, которая получила предложение об изменении или расторжении договора, либо о продлении срока его действия, обязана дать по этому поводу ответ не позднее 10 дней после получения предложения. При недостижении соглашения по проблеме расторжения, изменения договора, спор разрешается судом , в том числе и третейским.
В случае расторжения договора сторона - инициатор этого действия должна сделать другой стороне предупреждение не позднее, чем за 1 месяц.
3. Ответственность сторон договора; порядок рассмотрения споров, возникших по договору контрактации
Перед тем, как непосредственно перейти к анализу видов ответственности по договору контрактации, необходимо остановиться на порядке рассмотрения споров, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, тем более, что в регулировании этой проблемы появились новшества.
В соответствии с ст. 4 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд за защитой своих прав и законных интересов непосредственно, минуя сложный и длительный процесс претензионного порядка. Надо отметить, что это большой шаг вперед законодательства, имеющий особенно важное значение для предпринимателей. Но все же Федеральный закон может устанавливать для определенной категории споров обязательный претензионный( досудебный ) порядок, либо такая процедура разрешении споров может быть предусмотрена по согласованию сторон в договоре. На практике, как ни странно, в договорах контрактации стороны устанавливают чаще всего именно менее удобный претензионный порядок урегулирования споров; вероятно, объяснением этому служит пока еще весьма низкий уровень правовой культуры.