Договоры направленные на реализацию творчесской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен люди творили неверотные произведения искусства, писали интересные книги, создавали прекрасные музыкальные произведения, и, кроме того, старались урегулировать отношения складывающиеся на тему интеллектуальной собственности, зачатки подобных инициатив прослеживаются с глубокой древности. С развитием мирового сообщества механизмы охраны авторского права, защиты интеллектуальной собственности развивались, усложнялись и дополнялись регулированием смежных прав. С появлением новых технологий этот вопрос стал ещё шире и интереснее заставляя «творчесского» человека думать о юридичесской стороне вопроса, несмотря на приходы муз и озарений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ: «Договоры направленные на реализацию творческой деятельности»

Дисциплина: Гражданское Право

Форма обучения: очная

Специальность:

«Юриспруденция, земельно-

имущественные отношения»

Студент 4 курса 
Табанин Александр Сергеевич

                                                                                                                                                           

Научный руководитель:

                                                                        Мельникова Юлия Владимировна

К.ю.н., доцент                                                                                                                       Оценка__________________________

Подпись___________________________

«_____»_______________________2012  г.

Москва                                                                                                                                                                2012

ВВЕДЕНИЕ

С древнейших времен люди творили  неверотные произведения искусства, писали интересные книги, создавали прекрасные музыкальные произведения, и, кроме  того, старались урегулировать отношения  складывающиеся на тему интеллектуальной собственности, зачатки подобных инициатив  прослеживаются с глубокой древности. С развитием мирового сообщества механизмы охраны авторского права, защиты интеллектуальной собственности  развивались, усложнялись и дополнялись  регулированием смежных прав. С появлением новых технологий  этот вопрос стал ещё шире и интереснее заставляя «творчесского» человека думать о юридичесской стороне вопроса, несмотря на приходы муз и озарений.

Подобные права и их регулирование имеют ряд особенностей, которые обусловлены неоднородностью  состава субъектов - авторов и  иных лиц, участвующих в его создании - это отличает «плоды» творчесской  деятельности от большинства иных объектов.

Практика показывает, что  сфера отношений, связанных с  этими вопросами из года в год  занимает всё большее место в  жизни общества. При этом, к примеру, в таких странах как США  и Великобритания, давно апробирован  и испытан временем механизм правовой защиты интересов авторов, чего, к  сожалению, нельзя сказать в отношении  России, где правовое регулирование  этих вопросов находится, в силу ряда объективных причин, пока что на стадии становления и развития. Нельзя не отметить того, что данная тема является относительно новой и не до конца  освоенной как в практическом плане (соответствующее нормотворчество  и правоприменение), так и в  плане теоретическом - для отечественной  науки здесь вопросов больше, чем  ответов.

В этом смысле, тема данной работы представляется актуальной, так как  подробное изучение прав направленных на реализацию творчесской детельности и авторского права на в ближайшие годы будет, по мнению ряда экспертов, одним из приоритетных направлений юридической науки.

В последнее время всё  чаще стали возникать споры между  авторами произведений и издателями по вопросу о том, кому принадлежат  права на опубликованные статьи, книги  и иные литературные произведения.

Очевидно, что причиной подобных недоразумений являются небрежно составленные договоры о передаче авторских прав, или же вообще отсутствие каких-либо письменных соглашений. Если в Советское время существовали типовые договора, которые являлись образцом для любого соглашения, то в настоящее время в целях обеспечения свободы договора (ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации) инициатива сторон не связывается какими-либо нормами типовых договоров.

Таким образом, стороны сами должны составлять соглашения, ориентируясь лишь на закон и на сложившуюся  практику установления отношений между автором и заказчиком(пользователем).

Очень важно отметить, что  в нашей стране авторское право  регулируется существенно меньшим  числом нормативных актов, нежели иные области права. Однако и то незначительное количество норм, существующих на данный момент, далеко от совершенства и содержит довольно много «пробелов» и неточностей, порождающих необходимость толкования и разъяснения. На сегодняшний день основной массив норм, регулирующих сферу авторского права, содержится во Всемирной конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Конституции РФ, Гражданском Кодексе РФ, Законе "Об авторском праве и смежных правах", Федеральном законе, Гражданском Кодексе РСФСР (раздел 4, в части, не противоречащей законодательству РФ), (напомним, что согласно п.4 ст.15 Конституции РФ международные договоры России являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет над российскими законами). Этим и определяется актуальность выбранной темы для курсовой работы.

Целью данной работы является рассмотрение авторского договора как  основания правомерного использования  произведения, определение понятий, видов и юридической природы  авторского договора, исследовать условия  авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон, проанализировать исполнение обязанностей по авторскому договору, установить основания изменения и прекращения авторского договора. Данная цель будет достигнута путем рассмотрения и анализа следующих положений: в первой главе раскрыта историчесская составляющая данного вопроса, вторая глава рассматривает положения об авторском договоре, его природы и его виды(классификацию), также во второй главе будет рассмотрен договор заказа и договор на готовое произведение, а третяя глава повествует об исключительных правах на интеллектуальную деятельность.

В структурном плане работа состоит из введения, трех глав теоретической части, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 1: История возникновения вопроса связанного с реализацией творческой деятельности в России и зарубежом.

 

Идея авторско-правовой охраны результатов творческой деятельности и к другим личным неимущественным  правам зародилась ещё с появлением письменности и повлением первых литературных произведений. "Первые сведения об авторских правах связаны  с развитием промышленности в  странах Европы в раннем средневековье"1 Имущественные же (исключительные) права зародились тогда, когда была изобретена технология книгопечатания И. Гуттенбергом в 1440 г. Причиной возникновения подобных прав на произведения стал ущерб, который наносила издателям перепечатка их книг другими издателями.

Первый акт в данной сфере считается "Указ о патентах или привилегиях", принятый в 1476 г. Венецианской республикой. С. А. Судариков  отмечает что : "Правительственные  привилегии в книгоиздательском  деле были первой формой охраны интересов  издателей и авторов произведений, и можно считать, что имущественное  авторское право появилось вместе с привилегиями на издание книг"2

Через полтора века такая  модель защиты интересов издателей  начала развиваться в Англии, так  как полиграфическая промышленность получила свое наибольшее развитие именно там. Гильдия книгоиздателей добивалась принятия парламентом закона о запрещении перепечатки книг.  В той ситуации необходимость принятия подобного акта мотивировалась совершенствованием защиты  авторов, но на деле отражала в большей степени интересы издателей. Этот акт, принятый в 1709 г., стал первым в мире законом  об авторском праве. Он вступил в силу в 1710 г. как "Статут Анны", еще его называют как "Акт о поощрении просвещения". Главная его отличительноая черта была следующая: вместо привилегий издателям устанавливалась правовая охрана изданных книг от перепечатки.     Принципы Статута Анны в дальнейшем будущем были положены в основу законов об авторском праве в Британском Содружестве Наций. На американском континенте толчок становлению и развитию авторского права дал Закон США "Об авторском праве", который вступил в силу в 1790 г.

Закон США "Об авторском  праве" явил собой развитие положений  конституции США 1787 г. в соответствии со статьей I, разделом 8. Конгрессу предоставлялось право "содействовать научному прогрессу и полезным искусствам посредством предоставления на ограниченное время авторам и изобретателям исключительного права на их произведения  изобретения соответственно".3

Закон США "Об авторском  праве" в целом «впитал» многие положения Статута Анны. Одним  из принципов этого закона была обязательная регистрация и депонирование  экземпляров любых произведений, причем авторское право тогда  возникало именно с момента регистрации  произведения, а не с момента его  создания.

Во Франции модель авторского права сформировалась в период Великой  французской революции в конце  XVIII века. Были приняты "Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений" 1791 г. и "Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков" 1793 г.

Французское авторское право  установило принцип автоматической охраны. Это означало, что возникновение  правовой охраны не зависит от выполнения каких-либо формальных условий. То есть, авторское право возникает не с момента регистрации произведения, а с момента его написания, то есть создания, и плю ко всему вне зависимости от того, было ли произведение обнародовано и доведено до всеобщего сведения. С одной стороны, это был вполне демократичный принцип, но с другой - усложнялось доказательство автором права на произведение, и в этом смысле реализация права оказывалась сложной и затратной.

Французская доктрина  авторского права повлияла на становление и  развитие правового регулирования  объектов авторского права во многих других странах, а также нашла  отражение в Бернской конвенции  об охране литературных и художественных произведений.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений была заключена в Берне 9 сентября 1886 г. и вступила в силу 5 декабря 1887 г. Она представляла собой  первый международный договор в  области авторского права. Целями данной конвенции были признаны согласование национальных законодательств и установление минимальных уровней охраны авторских прав4.

Именно Бернская конвенция  ввела два известных и действующих  поныне принципа международной защиты авторских прав:

1. Принцип национального  режима

2. Принцип минимального  объема защиты

Принцип национального режима требовал включения в нормы национального  авторского права положения о  предоставлении иностранным гражданам  таких же прав, что и собственным  гражданам.

Принцип минимального объема защиты означал то, что предусмотренный  в национальном законодательстве уровень  защиты авторских прав не может быть ниже уровня, установленного в соответствующем  международном акте.

Что касается нашей страны, то в России же первым актом, регулирующим авторские права, можно назвать  Положение о правах Сочинителей 1828 г. Этот акт устанавливал исключительное право каждого автора (сочинителя) на пользование своим изданием, в том числе и его продажу. "Но напечатавшие книгу без соблюдения правил Цензурного Устава лишались на нее всех прав"5.

6 апреля 1861 г. Россия и  Франция подписали Конвенцию  о литературной и художественной  собственности, которая была направлена  против контрафакции и регулировала  права на книги, брошюры, музыкальные  и драматические произведения, картины,  гравюры, планы, карты, литографии  и другие произведения.

Также очень важно отметить такой документ Российской Империи, как Положение об авторском праве 1911 г., которое было написано во много  под влиянием Общегерманского закона "Об охране авторских прав"  1837г. Положение развивало идею защиты прав авторов на произведения в соответствии с господствовавшими на тот момент западными представлениями об авторском  праве.

Но как известно, постепенное  развитие авторского  права Российской Империи прекратилось после Октябрьской  революции. В 1918 г. был принят Декрет СНК "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Этот декрет ознаменовал принципиально иное отношение к объектам авторского права, как к принадлежавшим государству.

Важную роль в регулировании  отношений в области авторского права с середины 20-х годов вплоть до начала 60-х играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР "Об авторском праве" 1928 г.

В 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза  ССР и союзных республик, которые  были введены в действие с 1 мая 1962 года (в дальнейшем - Основы). Исходя из Основ, был разработан и принят 11 июня 1964 г. Гражданский кодекс РСФСР, который был введен в действие на территории России с 1 октября 1964 г.

В 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР. Этот закон нужно отнести к  переходному периоду, который продолжился  до 1993 г., когда был принят Закон  РФ "Об авторском праве и смежных правах".

С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском  праве и к Бернской конвенции  об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года - с 13 марта 1995 г. Поэтому нормы авторского права  должны были соответствовать Бернской и Всемирной (Женевской) конвенциям.6

С 1 января 2008 г. вступила в  силу часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая на день сегодняшний  являет собой современное правовое регулирование авторского права  в России, наряду с другими национальными  и международными актами.

Информация о работе Договоры направленные на реализацию творчесской деятельности