Договоры направленные на реализацию творчесской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

С древнейших времен люди творили неверотные произведения искусства, писали интересные книги, создавали прекрасные музыкальные произведения, и, кроме того, старались урегулировать отношения складывающиеся на тему интеллектуальной собственности, зачатки подобных инициатив прослеживаются с глубокой древности. С развитием мирового сообщества механизмы охраны авторского права, защиты интеллектуальной собственности развивались, усложнялись и дополнялись регулированием смежных прав. С появлением новых технологий этот вопрос стал ещё шире и интереснее заставляя «творчесского» человека думать о юридичесской стороне вопроса, несмотря на приходы муз и озарений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

Подводя итог, следует отметить, что в Российской Федерации основы правоотношений в сфере авторских  прав регулируются:

  • ст. 71 Конституции РФ;
  • ч. 4 Гражданского Кодекса РФ
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от  9 сентября 1886 г. (вступила в силу в РФ 13.03.1995);
  • Всемирной конвенцией об авторском праве, принятой в Женеве 6 сентября 1952 г. (пересмотренной в Париже 24.06.1971) - СССР, а затем и Россия как правопреемник, участвует в данной Конвенции с мая 1973 г.;
  • Римской конвенцией 1961 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (вступила в силу в РФ в 2003 г.);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, принятой в Женеве 29 октября 1971 г. (вступила в силу в РФ 13.03.1995);
  • Соглашением о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 : АВТОРСКИЙ ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИРОДА

 

2.1 Классификация  авторских договоров и стороны  авторского договора

 

На сегодняшний день в  научной литературе можно встретить  большое количетво предложений  о классификации авторских договоров. Например, таких как: авторский договор  об издании произведения, авторский договор о публичном исполнении произведения, авторский договор об использовании произведения в кинематографии, авторский договор об использовании произведения на телевидении и радио, авторский договор о публичном показе произведения, авторский договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства. Это не исчерпывающий перечень авторских договоров, так как в зависимости от способа использования произведения могут заключаться и иные авторские договоры.7

Подразделение авторских  договоров в зависимости от способа  использования произведения имеет  большое практическое значение. Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор, в соответствии с которым стороны осуществляют издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений и т.д. 8

Зачастую встречаются  случаи, когда основным способом использования  произведения является его публичное исполнение, здесь возникает вопрос о заключении постановочного договора. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.р.) путем постановки на сцене. Важно обратить внимание  на то, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике.

В области кино и телевидения  действуют сценарные договоры, которые возможно разделить, основываясь на виде произведения: кинофильм художественный, документальный, научно-популярный, видовой и др. Суть сценарного договора определяется тем, что отношения, которые он регламентирует. Порождаются необходимостью использования текста, по которому снимается кинофильм, телефильм, делается радио или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д.

При передаче произведения на хранение в специальный информационный орган, заключается договор о  депонировании рукописи, которым  регулируются условия и порядок  обнародования и дальнейшего  использования произведения.

С целью публичной демонстрации произведений изобразительного искусства, заключается договор художественного  заказа. Его предметом являются произведения изобразительного искусства, которые  изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних.

Ранее практике были известны договоры на готовое произведение и  договоры заказа. Иными словами, эти  виды авторских договоров характеризовались  степенью готовности произведения. Содержащееся в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г., определение  авторского договора объединяло договор  на готовое произведение и договор  заказа. То же происходило и с  типовыми авторскими договорами. Например, согласно Типовому издательскому договору на литературные произведения 1975 г., автор передавал или обязывался создать и передать издательству для издания и переиздания свое произведение.9

Что касается субъектов авторского договора то ими являются автор или его правопреемник с одной стороны и пользователь произведения с другой.

Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают их родители (опекуны).

Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права самостоятельно, в том числе заключают авторские  договоры, самостоятельно, без контроля родителей и попечителей.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключается со всеми соавторами. При этом все они могут принимать  участие в согласовании условий  и подписании договора либо это может  быть поручено ими одному из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.

После смерти автора договор  об использовании произведения заключается  с его наследниками по закону или  завещанию, обладающими гражданской  дееспособностью. Если наследников  несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникающий спор между наследниками разрешается в судебном порядке  по иску любого из них. 10

Другой стороной авторского договора выступает пользователь произведения, т. е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или аналогичной  деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право  заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным  видом предпринимательства.

Иногда договорные отношения  по поводу творческих произведений устанавливаются  между авторами этих произведений и  лицами, которые приобретают права  на эти произведения не для последующего их использования в коммерческих целях, а для удовлетворения собственных нужд. Данные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако, носят не авторский, а подрядный характер, хотя сам творческий результат, безусловно, охраняется нормами авторского права.

Авторский договор обязательным образом предусматривает: способы  использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Необходимо отметить также, что все права на использование  произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются  не переданными.

Согласно Закону права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам  лишь в случае, если это прямо  предусмотрено договором. 11

2.2 Договор заказа и договоры на готовое произведение

 

Авторский договор заказа – это договор, по которому автор  обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику.

Анализируя нормы закона и вышеупомнутый текст определения, позволяют сформулировать «собирательное» определение авторского договора как соглашение о передаче или обязанности передачи автором пользователю (приобретателю) своих прав на использование произведения в рамках и на условиях, согласованных сторонами.

Из данного определения  видно, что главной и основополагающей категорией в определении авторского договора является понятие «произведение». В национальном законодательстве Российской Федерации категория «произведения, являющиеся объектами авторского права» включает в себя:12

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические  произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения  и пантомимы;

- музыкальные произведения  с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические  рассказы, комиксы и другие произведения  изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного  и сценографического искусства;

- произведения архитектуры,  градостроительства и садово-паркового  искусства;

- фотографические произведения  и произведения, полученные способами,  аналогичными фотографии;

- географические, геологические  и другие карты, планы, эскизы  и пластические произведения, относящиеся  к географии, топографии и к  другим наукам;

- другие произведения.

Важное значение имеет  определение момента начала использования  произведения. Началом использования  произведения следует считать время  выпуска его в свет, а рукописи литературного произведения сдача  в набор, репетиция спектакля и другие действия по подготовке произведения к выпуску в свет не могут считаться использованием произведения.

Также закон об авторском  договоре заказа не исключает того, что автор самостоятельно может  обратиться в организацию (издательство, театр, студию), предложив ей свое готовое произведение.13

Поскольку рукопись произведения в этом случае передается без заключенного договора, автор подвергается большому риску. Организация не связана обязательством по соблюдению срока рассмотрения поступившей рукописи и выполнения решения по ней.

Разумеется, издательства и  иные организации, которые принимают  к предварительному рассмотрению произведения, представленные по инициативе авторов, еще не вступают с последними в юридические отношения и не несут перед ними договорных обязанностей.14

Тем не менее, принятое произведение должно быть рассмотрено организацией по существу в установленный договором  срок. Организация в течение этого  срока должна письменно известить  автора об одобрении произведения, либо о его отклонении по основаниям, предусмотренным договором, либо о  необходимости внести в произведение поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах условий договора. Иногда необходимость  получения специального заключения предусматривается нормативными актами.

Таким образом, юридическая  природа авторского договора заключается в том что, авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.

Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров  классификационным многообразием - существует очень много видов  авторского договора, в основном это  договоры заказа и договоры на готовое  произведение.

Руководствуясь выше изложенным можно дать договору определение как волевому акту, основанному на взаимном соглашении сторон.

Глава 3 : Понятие исключительного права на интеллектуальную деятельность и его элементы

 

    1. Понятие исключительного права и его признаки

 

Средством удовлетворения интересов  человека бывают не только обособленные части внешнего мира, то есть вещи в  материальном значении слова, а также  и собственные действия, в случае когда они имеют то или иное экономическое содержание. Современные  общественные условия вызвали к  жизни большое количество новых  отношений, обнаруживающих важное экономическое  значение некоторых действий. Такими могут являться интересы касающиеся известности фирмы или интересы заключающиеся в изготовлении и  распространении товаров известного всем качества, изящности и неповторимости рисунка или модели, создаваемой на фабрике изделий. Также сюда относятся интересы автора, художника, композитора, заключающиеся в создании литературных, художественных, музыкальных и любых других произведений.15

Однако, каждый может воспроизвести  более или менее точно действия этих лиц, срисовать картину, перепечатать книгу, изобразить то же клеймо, то все  эти действия утратят всякое экономическое  значение для лиц, которые их совершают. Принимая под свою защиту интересы всех этих лиц, законодатель воспрещает посторонним лицам совершение подобных действий и тем создает особого  рода правоотношения. Так как цель юридической защиты клонится во всех указанных случаях к предоставлению известным лицам исключительной возможности совершения известных  действий с запрещением всем прочим возможности подражания, то эти права  могут быть названы исключительными. Исключительные права занимают место  в системе прав в отделе прав абсолютных, рядом с вещными правами. Как вещное право является юридической возможностью пользования материальными вещами с устранением всех прочих от пользования теми же объектами, так и исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все сограждане. Право возникает независимо от воли пассивных субъектов. Нарушителем права может быть каждый, позволивший себе подобные же действия. Различие между вещными и исключительными правами заключается в их объекте.16

Информация о работе Договоры направленные на реализацию творчесской деятельности