Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:41, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы связана:
1. с увеличением нагрузки на кадры социальной работы по предоставлению социальных услуг населению. Это связано, прежде всего, с увеличением удельного веса нуждающихся в услугах органов социальной защиты граждан;
2. с возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах по социальной работе, потому что увеличилось количество социальных программ, социальных услуг реализацию которых обеспечивают органы социальной защиты населения.
Принимая во внимание все эти факты, был сделан выбор темы исследования, на основе которого была сформулирована основная проблема исследования: каково значение и влияние должностного регламента на профессиональную деятельность, и личностные качества государственного служащего в органах социальной защиты населения. Дальнейшее рассмотрение и решение этой проблемы будет составлять цель исследования.
Введение…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы……………………………………………………4
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России……4
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях………….6
1.3 Должностной регламент…………………………………………………….….9
1.4 Содержание и структура должностного регламента…………………..……11
Глава 2. Профессиональные черты социального работника…………………..14
2.1 Этические аспекты социальной работы…………………………………….14
2.2 Квалификационные требования………………………………………….…18
2.3 Должностные права и ответственность…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………………22
Приложения.
Для нас социальная работа - это сложное общественное явление, самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебный предмет. В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства.
Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Сущность эффективности социальной работы выражается в способности целостной системы или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. В сегодняшней России сформировано достаточно обособленное от других сегментов пространство, в котором осуществляется нормативно-правовое, но и реальное, материально и организационно оформленное пространство социальной работы - система учреждений социальной работы населения.
1.3 Должностной регламент.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего (далее - гражданского служащего) Управления социальной защиты населения (далее - УСЗН) осуществляется в соответствии с должностным регламентом, неотъемлемой частью служебного контракта, заключаемого с гражданином Российской Федерации (государственным гражданским служащим).
Целью разработки должностного регламента является создание организационно-правовой основы профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, поощрении, а также наложении дисциплинарного взыскания на государственного гражданского служащего. Должностные регламенты разрабатываются на все включенные в штатное расписание УСЗН должности государственной гражданской службы. При их разработке необходимо использовать федеральные законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с государственной гражданской службой, положения об организации, Управлениях и отделах, примерные должностные регламенты гражданских служащих и ранее разработанные должностные инструкции государственных служащих. В связи с тем, что реестр и перечни должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации по категориям и группам должностей и порядок их ведения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ до настоящего времени не приняты, рекомендуется до приведения нормативных правовых актов Российской Федерации и приказов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ при определении группы должностей руководствоваться действующим Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 г. N 981 "Об утверждении перечней должностей федеральной государственной службы", в частности, относить установленные штатным расписанием должности государственной гражданской службы к следующим группам должностей федеральной государственной службы (см. Приложение 1).
Должностные регламенты разрабатываются, согласовываются и утверждаются в следующем порядке:
На вакантные должности государственной
гражданской службы также разрабатываются
должностные регламенты.
Примерные должностные регламенты по
высшей, главной, ведущей и младшей группам
должностей .
Группы должностей:
Категории должностей:
1.4.Содержание
и структура текста
При разработке должностных регламентов необходимо учитывать определенные правила и требования к их содержанию и оформлению. Для оформления должностного регламента используют реквизиты, которые являются обязательными для бланка, предназначенного для оформления внутренних документов. Он должен содержать наименование государственного органа и наименование структурного подразделения УСЗН. Наименование документа, дату и место его подготовки и порядковый номер должности, согласно штатному расписанию УСЗН (в дальнейшем - согласно реестру должностей государственной гражданской службы). Справа над текстом располагают гриф утверждения. Заголовок к тексту должен быть согласован в падеже с наименованием документа: должностной регламент начальника отдела, главного специалиста. Содержание разделов должностного регламента излагается отдельными пунктами, которые нумеруются арабскими цифрами в рамках каждого раздела. Основные требования к тексту должностного регламента - это четкая формулировка функций, полнота и конкретность видов работ и должностных обязанностей. Глаголы следует употреблять в изъявительном наклонении "Начальник отдела организует", "Ведущий специалист составляет" и т.д. (Если в должностном регламенте обязанности сформулированы в общем виде, неконкретно и обтекаемо, то этот документ будет формальным и не выполнит своего назначения).
Структура текста должностного
регламента включает следующие разделы:
1.Общие положения.
2. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности.
3.Должностные обязанности,
права и ответственность
4.Перечень вопросов, по
которым гражданский служащий
вправе или обязан
5.Перечень вопросов, по
которым гражданский служащий
вправе или обязан участвовать
при подготовке проектов
6.Сроки и процедуры
подготовки, рассмотрения проектов
управленческих и иных решений,
порядок согласования и
7. Порядок служебного
взаимодействия гражданского
8.Перечень государственных
услуг, оказываемых гражданам и
организациям в соответствии
с административным
9.Показатели эффективности
и результативности
К должностному регламенту прилагается лист ознакомления гражданского служащего с должностным регламентом.
Утвержденные оригиналы должностных регламентов с листами ознакомления гражданских служащих хранятся в Управлении кадров и организационного развития.
Глава 2. Профессиональные черты социального работника.
2.1 Этические аспекты социальной работы.
В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.
Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности - способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
1) твердая вера в ценность,
достоинство и творческие
2) вера в несомненное
право каждого иметь
3) непоколебимая убежденность
в неотъемлемом и
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.
Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?
Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, - как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.