Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:52, контрольная работа
Целью контрольной работы является комплексная характеристика статуса судьи, присяжного и арбитражного заседателя.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе использовались следующие задачи:
1. Раскрыть единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса.
2. Проанализировать гарантии независимости судей.
3. Изучить статус присяжных и арбитражных заседателей.
Введение ………………………………………………………………………3
I. Единство статуса судей и основные правила формирования судейского
корпуса .……………………………………………………………………….4
II. Гарантии независимости судей …………………………………………. 8
III. Статус присяжных и арбитражных заседателей …………. ………… 11
IV. Судейское сообщество и его органы……………..…………………… 17
Заключение…………………………………………………………………. 20
Библиография……………………………………………………………..... 22
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
I. Единство статуса судей и основные правила формирования судейского
корпуса .……………………………………………………………………….4
II. Гарантии независимости судей …………………………………………. 8
III. Статус присяжных и арбитражных заседателей …………. ………… 11
IV. Судейское сообщество и его органы……………..…………………… 17
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что построение правового государства в нашей стране немыслимо без создания сильной и независимой судебной власти, осуществляющей свою деятельность на основе общепризнанных демократических принципов отправления правосудия. Четкое законодательное закрепление статуса судей, народных и присяжных заседателей обеспечивает процессуальные гарантии на защиту прав физических и юридических лиц.
Целью контрольной работы является комплексная характеристика статуса судьи, присяжного и арбитражного заседателя.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе использовались следующие задачи:
1. Раскрыть единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса.
2. Проанализировать гарантии независимости судей.
3. Изучить статус присяжных и арбитражных заседателей.
4. Охарактеризовать судейское сообщество и его органы.
Поставленная цель и задачи сформировали структуру контрольной работы, которая состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
1. Единство статуса
судей и основные правила
Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам1.
Иногда единство статуса судей связывают с равенством всех судей внутри судейского сообщества. Действительно, во многом права и обязанности судей, независимо от должности, совпадают.
Однако есть и целый ряд
существенных различий в
Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.
Статья 128 Конституции РФ2 определяет общие начала назначения судей федеральных судов на должности. Ею предусмотрено назначение судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ на судейские должности Советом Федерации по представлению Президента РФ, а также то, что судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, определяемом федеральным законом.
Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Судьей может быть:
• гражданин РФ;
• достигший предусмотренного законом возраста;
• имеющий высшее юридическое образование;
• имеющий необходимый стаж работы по юридической профессии;
• не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Прежде чем быть назначенным на должность судьи, гражданин обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Это общие требования ко всем профессиональным судьям, составляющим судейский корпус. Тем не менее законодатель закрепил дополнительные требования, касающиеся отдельных категорий судей:
судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;
судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет;
судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Любой гражданин, достигший установленного ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая и утверждает персональный состав этой комиссии.
Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 3 лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.
Сдав квалификационный экзамен, гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи и другими необходимыми документами. После чего организуется проверка достоверности представленных им документов и сведений. По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, после подтверждения достоверности представленных кандидатами документов и сведений, с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи.
В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из них мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Не согласившись с решением, председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
2. Гарантии независимости судей
Судья легко уязвим, ибо его деятельность носит публичный характер, даже если и рассматривается частный спор. На судью смотрят, его оценивают все, а не только участники споров.
В то же время и вне собственно судебной деятельности судья не может забывать о своем статусе судьи и предъявляемых к нему требованиях, закрепленных как в законодательстве о статусе судьи, так и в актах органов судейского сообщества, в частности в Кодексе судейской этики.
С этой точки зрения судья с момента назначения на должность находится в зоне особых требований, о чем он постоянно должен помнить.
Строго говоря, ни государственно-правовыми способами, ни общественными мерами нельзя обеспечить независимость кого бы то ни было. Скорее, это характеристика уровня самосознания конкретного субъекта, которое проявляется как внутренне присущее ему свойство личности, воспитываемое на самом раннем этапе формирования человека как гражданина.
Провозглашение принципа независимости судьи без соответствующих надлежащих мер, являющихся гарантиями его реализации, было бы пустой декларацией, лозунгом.
Уже в самом начале формирования современной судебной системы России при утверждении Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону3.
Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. "Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами"4.
Таким образом, всю совокупность гарантий независимости судьи можно разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи.
Гарантии процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.
Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.
Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.5
3. Статус присяжных и арбитражных заседателей
Присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта - решения о виновности или невиновности подсудимого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. Присяжные заседатели оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту
2) имеющие непогашенную или
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.
Информация о работе Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса