Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 14:52, контрольная работа
Целью контрольной работы является комплексная характеристика статуса судьи, присяжного и арбитражного заседателя.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе использовались следующие задачи:
1. Раскрыть единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса.
2. Проанализировать гарантии независимости судей.
3. Изучить статус присяжных и арбитражных заседателей.
Введение ………………………………………………………………………3
I. Единство статуса судей и основные правила формирования судейского
корпуса .……………………………………………………………………….4
II. Гарантии независимости судей …………………………………………. 8
III. Статус присяжных и арбитражных заседателей …………. ………… 11
IV. Судейское сообщество и его органы……………..…………………… 17
Заключение…………………………………………………………………. 20
Библиография……………………………………………………………..... 22
Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.
Присяжные заседатели, в т. ч. и запасные, вправе:
участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела; задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;
просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;
вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
Присяжные заседатели не вправе:
отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;
общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;
собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.
За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.
В ходе судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только следующие вопросы, сформулированные в вопросном листе:
1) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;
2) доказано ли, что деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли подсудимый в совершении этого преступления.
В случае признания подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Определение, права и обязанности арбитражных заседателей даны в Федеральном законе РФ от 30.05.2001 N 70-ФЗ6 (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ) "Об арбитражных заседателях Арбитражных судов субъектов РФ".
Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям:
гражданство РФ;
достижение 25-летнего возраста;
безупречная репутация;
высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет.
Арбитражными заседателями не могут быть:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные вступившим в
законную силу решением суда
недееспособными или
4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "О системе государственной службы РФ", лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу.
Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВАС РФ и утверждаются Пленумом ВАС РФ, а затем публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и могут быть опубликованы в иных СМИ.
Численность арбитражных заседателей определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.
Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2-х лет и может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей. Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен до окончания рассмотрения дела по существу.
Основания для приостановления полномочий арбитражного заседателя:
' предъявление обвинения в
• неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;
• признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
Основания для прекращения полномочий арбитражного заседателя:
• истечение срока полномочий;
• прекращение гражданства РФ;
• вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
• вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;
• совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;
неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;
замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;
смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых арбитражный заседатель участвовал в осуществлении правосудия, суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.
4. Судейское сообщество и его органы
С момента назначения на должность судья наделяется властными полномочиями, реализуемыми при отправлении им правосудия, и несет полную ответственность за принятое решение. Он отвечает за несовершенство и противоречивость законодательства, качество расследования уголовных дел, нераспорядительность сторон, срывающих дела, нежелание либо невозможность явки свидетелей в судебное заседание, за протоколы, сроки, свои и чужие ошибки. Судья находится в водовороте чужих жизней и судеб, интересов коллективных и индивидуальных, дел простых и сложных, обыденных и трагических, переполненных человеческими бедами, горестями, невзгодами, мыслимыми и немыслимыми пороками, проблемами и надеждами. Он должен быть при этом объективным и беспристрастным и обеспечивать поиск истины во имя торжества законности и справедливости. И в этом качестве судьи представляют определенную общность, или профессиональное сообщество.
От общественных организаций и объединений, сознательно создаваемых людьми для достижения (реализации) определенных целей, судейское сообщество отличается осуществлением деятельности на профессиональной основе, целями которой является служение закону, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства.
Судейское сообщество - это форма самоорганизации, одной из задач которой является защита прав и законных интересов судей, связующее звено, крайне необходимое для выработки ими совместных решений по вопросам функционирования судебной власти, совершенствования законодательства7. Судейское сообщество является формой жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, формой представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти.
Органы судейского сообщества являются важным институтом обеспечения независимости судей. Через свои органы судейское сообщество призвано оказывать активное влияние на процессы, тесно связанные с организацией судов и их деятельностью.
Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, а также судьи судов субъектов Федерации, составляющих судебную систему РФ.
Таким образом, органы судейского
сообщества - это прежде всего
выразители интересов всех
Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов Федерации; Совет судей РФ; советы судей субъектов Федерации; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей Российской Федерации. Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами, принимаемыми этими органами.
Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неуклонном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей. Он может принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества (за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей), а также имеет право утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если не устанавливается иной порядок принятия решения.
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
1) содействие в
2) защита прав и законных интересов судей;
3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
4) утверждение авторитета
Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации избираются соответственно на четыре года и на два года.
Высшая квалификационная
По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.
Заключение
Подводя итог исследуемой темы, можно выявить следующие основные моменты.
Судебная власть – это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.
Защита свободы личности признается одной из главных функций судебной власти. В свою очередь, критерием самостоятельности и независимости судебной власти является ее способность обеспечить действительную безопасность личной свободы граждан, осуществить эффективную судебную защиту их прав и свобод от посягательств различного рода.
Потребность в суде как социальном институте защиты, способном разрешить социальный конфликт, возникла в обществе из потребности восстановить нарушенную справедливость.
Судейское сообщество своей последовательной деятельностью убедительно подтверждает, что именно судебная власть способствует сохранению стабильности в обществе, утверждению законности и правопорядка, уверенности граждан в возможности защиты своих интересов законным путем. Круг вопросов, решаемых органами судейского сообщества, намного шире и разнообразнее. Нами затронуты лишь те, которые на данный момент представляются наиболее важными.
Также в нашем исследовании мы выявили ряд проблем правового и организационного характера в деятельности мировых судей нашего региона, с которыми приходится сталкиваться в Мурманской области, но которые характерны и для других регионов. К ним относятся такие, как, например:
- вопрос об отсутствии
Информация о работе Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса