Формирование гражданского общества в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государства и гражданского общества.
Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки правового государства
2. Изучить понятие и признаки гражданского общества;
3. Определить условия формирования гражданского общества.
4. Рассмотреть перспективы развития гражданского общества в современной России.

Содержание работы

Введение
Глава I. Правовое государство и гражданское общество
1.1. Понятие и признаки правового государства
1.2. Понятие и признаки гражданского общества
Глава II. Формирование гражданского общества в России
2.1. Условия формирования гражданского общества
2.2. Перспективы развития гражданского общества в современной России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Danial_Gosudarstvo_i_grazhdansk.docx

— 50.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

План

Введение

Глава I. Правовое государство и гражданское общество

1.1. Понятие  и признаки правового  государства

1.2. Понятие и признаки гражданского общества

Глава II. Формирование гражданского общества в России

2.1. Условия формирования гражданского  общества

2.2. Перспективы развития гражданского  общества в современной России

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Далеко не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским. Гражданское общество — это особая структура отношений людей в обществе; сфера внеполитическая, внегосударственная. Это экономические, социальные, культурные, семейные, духовные, нравственные, религиозные, корпоративные отношения людей, существующие наряду (одновременно) с государством. На эти элементы и признаки гражданского общества указывали в свое время многие мыслители.

Проблема гражданского общества как особого феномена была обусловлена прогрессом, потребностями исторического развития, необходимостью определения дальнейших, более эффективных путей развития общества, государства, демократии свободы человека, более разумных их взаимоотношений во все набирающих силу тенденциях к самостоятельному развитию государственных и общественных начал.

Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. В отличие от предшествующих сословных обществ, гражданское общество основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе и государстве.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государства и гражданского общества.

Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:

1. Изучить понятие  и признаки правового государства

2. Изучить понятие  и признаки гражданского общества;

3. Определить условия формирования гражданского общества.

4. Рассмотреть перспективы развития гражданского общества в современной России.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава I. Правовое государство и гражданское общество

1.1. Понятие  и признаки правового  государства

Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства на разных этапах развития, выявляет множество особенностей и специфических черт, не присущих другим государствам. Вместе с тем государство обладает набором признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. В совокупности они позволяют дать следующее определение государства.

Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом1.

Понятие государства на разных исторических этапах развития трактовалось по-разному. Аристотель считал, что государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан2. Для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г. Ф. Шершеневич. Для Л. Гумпловича государство — «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка»3.

Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассматривали государство в основном с социологической точки зрения, но, несмотря на это, предпринимались попытки дать ему юридическое определение.

Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает»4.

Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Ф. Энгельс и К. Маркс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим5, В. И. Ленин — как машину подавления одного класса другим6.

Многообразие взглядов на государство обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства7.

Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства, общностью собственности и коренных интересов. К ним относятся такие признаки, как публичность власти, наличие согласованной системы налогов и займов, территориальной деление, право, суверенитет.

Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального, национально-территориального или сеньорального деления. Установление такого деления обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани и удержания в повиновении населения страны. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-первых, что государство имеет собственную территорию, определяет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения извне. Во-вторых, у постоянного населения данной территории (страны), как правило, существует устойчивая связь с государством в виде подданства или гражданства. Оно пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, у которых нет гражданства (подданства), однако их правовое положение регулируется особыми нормами права.

При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за определенным слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно производилось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составляли «должности», а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выполнялись самими членами рода.

Государство наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления, а также особым аппаратом принуждения, выделенными из общества, существующими для выполнения этих ставших специфически государственными функций. Публичная власть состоит из отрядов вооруженных людей, из тюрем, судов и других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людьми и подчинением их чужой воле. Она составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило во внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.

Для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан - налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. Поэтому дань, налоги, сборы, государственный долг - все это признаки государственной власти.

Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, служит суверенитет8. Государственный суверенитет означает самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях при условии ненарушения суверенитета других государств. Вместе с тем, поскольку государство не всегда было централизованным единым царством или республикой, суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха была по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения Великого Московского княжества с Новгородом и Тверью в XIV-XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV-XVI вв.

Последним признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации, является издание правовых норм9. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни, служат общеобязательный характер его предписаний, распространение на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством.

 

1.2. Понятие признаки гражданского общества

Понятие «гражданское общество» имеет свое особое содержание, качественно обособленную сферу отношений — экономических, социальных, политико-правовых и иных, отличающихся определенной независимостью от государства10.

Как видно, при таком широком подходе гражданское общество, его элементы существуют во всех государствах, включая недемократические. Имеется и виду, что ни одна власть не может полностью контролировать естественные формы жизнедеятельности.

В более узком смысле, гражданское общество - это общество на определенном папе своего развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического и правового государства. Гражданское общество в этом смысле есть область частной, не подконтрольной напрямую государству жизни людей. Сюда входят отношения, основанные на различных формах собственности, разнообразные социальные, культурные, общественно-политические объединения, развитое самоуправление на разных уровнях общественной системы и др.

Соответственно, гражданское общество - совокупность социальных образований, объединенных специфическими интересами, реализуемыми в основном вне сферы деятельности государства.

Исследование социальной природы гражданского общества, его творческого потенциала предполагает раскрытие признаков, свойственных такому обществу. Обратим внимание на наиболее значимые из них11.

1. Понятие  «гражданское общество» характеризует  определенный уровень развития  общества, его состояние, степень  социально-экономической, политической, нравственной, и правовой зрелости, развитости. По этой причине не могло быть гражданским наше общество в период советской власти, поскольку степень его развития не была высокой, все важнейшие сферы общественной жизни были либо полностью, либо частично огосударствленными, находились в области правового регулирования.

2. Гражданское  общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Соответственно, важнейшим элементом гражданского общества является юридически свободный индивид. В условиях гражданского общества изживает себя представление о человеке как «винтике» государственного механизма, интересы которого полностью подчинены целям государственной власти.

3. Гражданское  общество в целом осуществляется  через такие негосударственные  институты, как семья, система образования, научные и духовные объединения, профессиональные, женские, молодежные организации, различного рода ассоциации представителей разных профессий. Назовем и иных субъектов, независимых от государства, действующих самостоятельно в рамках закона. Это - предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

4. Гражданское  общество способствует развитию  и укреплению демократических  институтов, передаче государством своих властных полномочий определенным общественным организациям, органам самоуправления. Можно сказать, что структуры гражданского общества создаются по преимуществу снизу, а не конструируются по приказу государственных структур. Субъекты, входящие в такую социальную сферу, независимы друг от друга и взаимодействуют как свободные и равные партнеры. Вместе с тем очевидно и то, что общества свободного от государственного регулирования не было никогда, кроме «доисторической» родоплеменной фазы.

5. Права  человека - главный ценностный ориентир гражданского общества и правового государства. Они являются нормативной формой выражения меры свободы индивидов, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности.

Особо значима в современных условиях возможность граждан создавать политические партии, общественные движения для непосредственного решения и общественных, и государственных проблем. Соответственно, органы государственной власти должны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает после рождения, а также гражданские права, политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом и независимым судом, на владение имуществом, на невмешательство в личную жизнь и т.д.

Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток на способы правового регулирования частных и публичных отношении, а тем самым, и на всю систему права12.

Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе норм права. Цели, задачи и деятельность членов гражданского общества правом не предопределены и не обусловлены. Создание и деятельность их объединений могут регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по личной воле их участников.

Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки в разных сферах общественной, личной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены правами и обязанностями, которые определяют довольно узкие границы их деятельности, предопределенные их целью, предметом ведения. Права граждан — это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию. Использование норм нрава не является обязанностью гражданина. Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями, которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для решения стоящих перед ними задач.

Информация о работе Формирование гражданского общества в России