Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 00:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государства и гражданского общества.
Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки правового государства
2. Изучить понятие и признаки гражданского общества;
3. Определить условия формирования гражданского общества.
4. Рассмотреть перспективы развития гражданского общества в современной России.
Введение
Глава I. Правовое государство и гражданское общество
1.1. Понятие и признаки правового государства
1.2. Понятие и признаки гражданского общества
Глава II. Формирование гражданского общества в России
2.1. Условия формирования гражданского общества
2.2. Перспективы развития гражданского общества в современной России
Заключение
Список использованной литературы
Отношения между гражданами, их объединениями, союзами основываются на соглашениях, договорах, строятся на началах равенства, свободы координации. Гражданское общество основано на горизонтальных отношениях равноправных лиц13. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями властной субординации; каждый из них подчинен прямому вышестоящему начальству (органу, учреждению). Государственные отношения восходят к единому центру (или центрам), управленческие отношения носят вертикальный характер. Гражданам разрешено все, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что вытекает из компетенции или предписано приказом.
Гражданин может быть привлечен к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностное лицо отвечает не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией. Нормы публичного права охраняются от нарушений преимущественно штрафными, карательными санкциями (уголовными, административными, дисциплинарными). Для охраны частноправовых норм и отношений первостепенное значение имеют правовосстановительные санкции и ответственность.
В отношениях между отдельными лицами или объединениями, регулируемых частным правом, закон устанавливает правила лишь на будущее время; он не имеет обратной силы. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; он обязательно должен иметь обратную силу, если этим законом смягчается наказание (или взыскание) за какое-либо правонарушение либо устраняется противоправность этого деяния.
В итоге обособления гражданского общества от государства сформировались те особенности современного государства, которые отличают его от государств сословной эпохи.
Во-первых, разделение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит выражение в системе права, в делении его на частное и публичное. В сфере частного права закрепляются принципы равенства членов общества, их личной свободы, безопасности и защиты, самостоятельности, идеи соборности, покорности властям и коллективам.
Во-вторых, развитие гражданского общества порождает представление о конституции как об основном законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но также права и свободы граждан. В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство - публичная власть, сфера общих интересов, общество - сфера индивидуальных свобод, частных интересов).
В-третьих, развитие законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Притязания представительных органов на участие в государственной власти (от имени общества) сталкивались с сопротивлением монархов и приводили к революционным ситуациям и революциям; отражением этих ситуаций и революций стала идея разделения властей в целях обеспечения прав и свобод членов общества. Одновременно появилось весьма важное понятие — «правовое государство»14.
Глава II. Формирование гражданского общества в России
2.1. Условия формирования гражданского общества
В сознании российских граждан гораздо больше утвердилась идея правового государства, о чем много говорят, пишут и спорят. Очевидно и то, что менее освоены представления о гражданском обществе, его ценности, структуре, предпосылках. Отчасти это объясняется тем, что в Конституции РФ Российская Федерация рассматривается в качестве демократического правового государства. Вместе с тем здесь нет формулировки «гражданское общество».
Однако интерес к созданию в России гражданского общества в последнее время усиливается и проявляется па самых различных уровнях. При этом утверждается, что «необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет одну из главных, "несущих" конструкций, на которых строятся как теория, так и практика нашей жизни»15.
В советской юридической и философской литературе проблемы гражданского общества не исследовались в связи с несколькими существенными обстоятельствами.
Известно, что основой дореволюционного российского общества была властная государственная иерархия, ограничивающая развитие инициативы людей, что не способствовало формированию цивилизованных отношений в стране.
Октябрьская революция 1917 г. также не содержала импульсов к тому, чтобы в стране появились элементы гражданского общества. Правящий класс, по сути, составила партийная номенклатура, ставшая одновременно собственником средств производства, что способствовало установлению тоталитарного режима в стране. Этим, в частности, объясняется то, что понятие «гражданское общество» в период семидесятилетнего существования советского государства не использовалось в преподавании теории государства и права, в научных исследованиях иной направленности.
Учение о гражданском обществе прошло длительный путь.
Упоминание о нем есть в «Политике» Аристотеля16 и «Государстве» Платона17, полагавших, что основой гражданского общества является частная собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее подобные вопросы нашли отражение в трудах представителей идеи естественного права — Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта и Г. Гегеля, считавших, что только в таком обществе возможно наиболее полное развитие природных задатков людей.
Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...»18. И далее: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»19.
В. И. Ленин не пользовался понятием гражданского общества ни применительно к капитализму, ни применительно к социализму, возможно потому, что социалистическая действительность, которая должна быть основана на жесткой иерархии (и была таковой!), «расходилась» идеей гражданского общества.
Воззрения мыслителей прошлых эпох о гражданском обществе позволили обнаружить те конкретные институты и социальные условия, которые могут способствовать становлению демократического правового государства.
Существенной предпосылкой к возрождению гражданского общества в современной России было принятие новых нормативных документов: «Декларации прав и свобод человека и гражданина» в ноябре 1991 г. и Конституции РФ в декабре 1993 г., закрепляющей отдельные элементы гражданского общества — многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина, возможность проявить инициативу в сфере рыночных отношений и др.
Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства20. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью - человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.
В юридической литературе выказывалось мнение о недопустимости жесткого размежевания гражданского общества и государства, поскольку современные условия существенно отличаются от тех, которые были в период формирования буржуазных общественных отношений. В частности, указывается, что в нынешних условиях наблюдается вполне обоснованное усиление проникновения государства в сферу гражданского общества. Это выражается в следующем:
а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;
б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально не защищенных слоев общества, вмешивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения (Индия, Китай, Бангладеш), так и катастрофической его потери (Россия);
в) активизируется проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной собственности. Например, в Италии в государственном секторе трудится около 25% от общего числа всех рабочих, занятых в промышленности и на транспорте. В США активы государственной собственности оцениваются в 350 млрд долларов. Помимо того государство ограничивает сверхприбыли путем повышения их налогообложения21.
По мнению многих ученых, все меньше остается сфер, которые составляли бы исключительную компетенцию гражданского общества, очищенного от государственного влияния и вмешательства. Поэтому отделить функции государства от функций общества нереально. Напротив, усиливаются связи государства и гражданского общества. И хотя государство не входит в качестве элемента в состав гражданского общества, оно обеспечивает нормальное функционирование последнего. Ученые призывают не трактовать гражданское общество как общество, очищенное от государства, признавать его в качестве самостоятельного института.
Таким образом, гражданское общество нельзя резко отделять от государства, так как государство, во-первых, защищает общество о: преступных элементов и от внешнего нападения; во-вторых, охраняет права и свободы членов общества; в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий; в-четвертых, решает глобальные проблемы - энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.
Гражданское общество и государство в современных условиях тесно сотрудничают, но существуют пределы вмешательства государства в частную жизнь. Оно, в частности, не вправе детально регламентировать жизнь гражданского общества. В правовом государстве власть является правовой, поскольку она подчиняется закону, а это возможно в том случае, если государство находится под контролем гражданского общества. Право же выступает основным связующим элементом гражданского общества и государства.
2.2.
Перспективы развития
Процесс формирования гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности. В стране, особенно в ее центральных районах, в последние десятилетия разрушены вековые органичные связи общественной жизни, во многом утрачены народные традиции. В то же время горизонтальные связи иного типа гражданского общества только начинают складываться. Государственные структуры, пронизывающие все общество сверху донизу, оказались в этой ситуации единственным соединяющим его основанием22. В таких условиях форсированная перестройка экономики на рыночной основе, ослабление вертикальной регулирующей роли государственных структур, демократизация, федерализация и децентрализация общественного управления могут создать (и уже создают) социальный вакуум, неизбежно ведущий к серьезным экономическим и социально-политическим потрясениям. Поэтому необходим осторожный подход к разрушению вертикальных структур государственного регулирования и выбор правильной стратегии поэтапного свертывания таких структур и параллельного развития горизонтальных взаимосвязей. Их генезис (горизонтальных рыночных, политических и правовых взаимоотношений) и будет процессом формирования гражданского общества.
Нельзя не учитывать, что отчуждение от собственности, от власти, психология социального иждивенчества, получившая широкое распространение в годы уравнительного «социализма», привели к появлению социальных слоев, негативно относящихся к периоду перехода к рынку23. В обществе, где в течение длительного времени была подорвана мотивация к труду, уровень и качество жизни в значительной мере были оторваны от конечных результатов труда людей, страх данных социальных слоев перед рынком в определенной степени закономерен. Рыночная экономика неизбежно ведет к обострению конкуренции между работниками, чего многие боятся. Но страх порождает и то, что, как показал опыт 1990-х гг. в России и странах Восточной Европы, процесс перехода к рынку часто приобретает неуправляемый характер, ведет к возникновению «дикого» рынка, чреват резким повышением цен, ослаблением социальной защищенности простых тружеников, ростом значительной имущественной дифференциации между различными социальными слоями общества и другими негативными явлениями. В этих условиях проблемы социальной защищенности, социальной справедливости независимо от чьей-либо воли выступают на первый план.
Серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества является российская бюрократия. В ходе длительного исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее не только как внутригосударственная, но и общественная структура, заменяющая собой настоящие общественные образования экономического и социального порядка. Присвоив себе общественные функции, государственная бюрократия тем самым узурпировала их роль в качестве контрагента высшей государственной власти. Без ликвидации подобного противоестественного положения вещей развитие гражданского общества будет невозможно.
Становление гражданского общества — необходимый элемент на пути модернизации российской жизни. Можно предположить, что процесс его формирования в Российской Федерации будет длительным и во многом болезненным.
Из мировой практики нам известны следующие основные направления формирования гражданского общества:
1) становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения;
2) создание необходимых
условий для перехода к
3) подчинение всех
4) разгосударствление
Информация о работе Формирование гражданского общества в России