Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:18, реферат
Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии — христианства — все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.
1. Формирование древнеримской государственности
2. Государственный строй Римской империи
Список используемой литературы
Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием общественно-политической жизни, а потому – главной пружиной ранней римской истории. Эта борьба, растянувшаяся на несколько столетий, принимала временами очень острые формы, неоднократно ставя страну на грань гражданской войны. Борьба закончилась победой плебеев: патрицианская родовая община была насильственно разрушена, а на её обломках образовалось государство, в котором со временем окончательно растворились и патрициат, и плебс.
Мировая история знает и другой путь формирования государственности. Можно предположить, что постепенно сословия патрициев и плебеев могли бы превратиться в классы-сословия крупных землевладельцев и мелких землевладельцев, «лишённых владельческих прав на свои участки, оставленные им в аренду или прекарное пользование за ренту и трудовую повинность, и попали бы индивидуально или целыми общинами в зависимость от собственников земли. Тогда последние создали бы государство, монархическое или олигархическое, развив в государственный аппарат прежние органы принуждения»7.
Однако Рим, как и наиболее развитые полисы Греции, пошёл по иному пути.
После установления республиканского
строя конфликты в римском
обществе обострились. Главными противоборствующими
силами были патриции и плебеи. Положение
патрициев после свержения
Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно было только одним способом — уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.
Исход конфликта во многом
зависел от особенностей жизни Рима.
Уже первые века своей истории
Рим провел в бесконечных войнах
с соседями, терпя поражения или
одерживая победы, да и в дальнейшем
оставался военизированным
В 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима, разбив лагерь на Священной горе, одном из соседних с Римом холмов. Эта тактика подействовала — патриции вынуждены были уступить, и плебеи добились права иметь народных трибунов — защитников своих интересов. Личность трибуна считалась неприкосновенной. В дальнейшем плебеи не раз использовали тот же способ давления, и патриции всегда шли на уступки.
Одним из самых важных достижений было появление первых письменных законов в Риме. В 449 г. до н. э. законы были записаны на двенадцати медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме — главной площади Рима. Так было покончено с произволом патрициев, которые прежде судили «по обычаю». Но борьба за политические права и землю еще не завершилась. Только к III в. до н. э. плебеи, в конце концов, уравнялись в своих правах с патрициями. Браки между патрициями и плебеями более не запрещались; решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, а право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га.
В III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима. К этому времени изменилась и ее внутренняя жизнь, и расширился состав — патрицианская община превратилась в патрицианско-плебейскую.
Заключение
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.
Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии — христианства — все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.
Важнейшим фактором внутриполитической истории рассматриваемого периода были взаимоотношения патрициев и плебеев. Перед римской общиной открывались два пути: превращение патрициев и плебеев из архаических сословий в сословия-классы (этим путём шли многие древневосточные общества) или разрушение политических перегородок, отделяющих их друг от друга, их превращение в единый господствующий класс римского общества (этим путём пошли наиболее развитые греческие полисы). В ходе дальнейшего социально-исторического развития римской общины был реализован второй вариант.
нность туллий сословие политический
Список используемой литературы:
1. Всеобщая история государства и права: Учеб. 4-е изд. / Под редакцией К.И. Батыра – М., 2001. – С. 79-88.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учеб. для вузов. – М., 2000. – С. 175-184.
3. Дионисий о реформе Сервия Туллия // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 1996. – С. 72-74.
4. Ильин А.В.,
Морозова С.А. Из истории
5. История
государства и права
6. История
России (Россия в мировой цивилизации)
7. История Древнего Рима. / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1993. – С. 49-62.
8. Кучма В.В.
Государство и право Древнего
мира: Курс лекций по истории
государства и права
9. Омельченко
О.А. Всеобщая история
10. Хрестоматия
по истории государства и
11. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. – М.: Юрид. лит, 2005.
12. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 1996. – С. 79-87.
13. Алферова И. В. Римские Древности: краткий очерк. – Смоленск: Русич, 2000, – 384 с.
14. Бадак А. Н. и др. История древнего мира. Древний Рим. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.
15. Елманова Н. С. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 448 с.
16. Ковалев С. И. История Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. – 744 с.
17. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.: Наука, 1987. – 320 с.
Размещено на Allbest.ru
1 Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 79.
2 Там же. С. 81.
3 Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 141.
4 Институт патроната-клиентелы подробно рассмотрен в монографии Л. А. Ельницкого «Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н. э.» (М., 1964). «Для древнейшего периода, - пишет он, - представления об архаическом рабстве усложнялись…тем, что наряду с ним существует как очень близкое ему и весьма распространённое явление, институт патроната-клиентелы». Рабство в эту эпоху носило патриархальный характер. Рабы и клиенты не представляли самостоятельной социальной силы и не осознавали своих корпоративных интересов. «Революционные выступления рабов и клиентов, - пишет Ельницкий, - происходили преимущественно по инициативе их владельцев и патронов, стремившихся использовать недовольство и потенциальную политическую активность подвластных им лиц для достижения своих собственных, впрочем, более или менее демократических целей. Лишь по мере увеличения числа иноплеменых и иноземных рабов и ожесточения форм рабовладения рабы начинают восставать по собственной инициативе и под предводительством собственных вождей почти всегда, однако, в контексте с другими угнетёнными элементами» (Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме. С. 117-118).
5 Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме. С. 83.
6 Там же.
7 Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме. С. 84.
Информация о работе Формирование римской государственности и культуры