Формирование римской государственности и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии — христианства — все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

Содержание работы

1. Формирование древнеримской государственности
2. Государственный строй Римской империи
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Марина Риффель.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием  общественно-политической жизни, а потому – главной пружиной ранней римской истории. Эта борьба, растянувшаяся на несколько столетий,  принимала временами очень острые формы, неоднократно ставя страну на грань гражданской войны. Борьба закончилась победой плебеев: патрицианская родовая община была насильственно разрушена, а на её обломках образовалось государство, в котором со временем окончательно растворились и патрициат, и плебс.

Мировая история знает  и другой путь формирования государственности. Можно предположить, что постепенно сословия патрициев и плебеев могли бы превратиться в классы-сословия крупных землевладельцев и мелких землевладельцев, «лишённых владельческих прав на свои участки, оставленные им в аренду или прекарное пользование за ренту и трудовую повинность, и попали бы индивидуально или целыми общинами в зависимость от собственников земли. Тогда последние создали бы государство, монархическое или олигархическое, развив в государственный аппарат прежние органы принуждения»7.

Однако Рим, как и наиболее развитые полисы Греции, пошёл по иному пути.

После установления республиканского строя конфликты в римском  обществе обострились. Главными противоборствующими  силами были патриции и плебеи. Положение  патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа  выбирались консулы — два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только патриции могли быть выбраны в сенат — главный орган римской республики, который решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Только патриции могли становиться жрецами. Они знали все тонкости судопроизводства и держали его в своих руках. Кроме того, у патрициев скапливалось все больше земли: они обладали правом занимать участки из земельного фонда своей общины — фонда, который постоянно увеличивался по мере того, как Рим одерживал военные победы. Так у патрициев появлялись крупные земельные владения.

Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно  было только одним способом — уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.

Исход конфликта во многом зависел от особенностей жизни Рима. Уже первые века своей истории  Рим провел в бесконечных войнах с соседями, терпя поражения или  одерживая победы, да и в дальнейшем оставался военизированным государством. В начальный период истории этой цивилизации военные походы проводились каждый год, начинаясь в марте и заканчиваясь в октябре. Каждый гражданин был обязан участвовать в 20 военных походах в пехоте или в 10, если был в кавалерии. Уклонение от военной службы грозило продажей в рабство. Собрать сильное войско без участия в нем плебеев было невозможно; патриции, таким образом, оказывались в зависимости от плебеев.

В 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить  в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима, разбив лагерь на Священной горе, одном из соседних с Римом холмов. Эта тактика подействовала — патриции вынуждены были уступить, и плебеи добились права иметь народных трибунов — защитников своих интересов. Личность трибуна считалась неприкосновенной. В дальнейшем плебеи не раз использовали тот же способ давления, и патриции всегда шли на уступки.

Одним из самых важных достижений было появление первых письменных законов  в Риме. В 449 г. до н. э. законы были записаны на двенадцати медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме — главной площади Рима. Так было покончено с произволом патрициев, которые прежде судили «по обычаю». Но борьба за политические права и землю еще не завершилась. Только к III в. до н. э. плебеи, в конце концов, уравнялись в своих правах с патрициями. Браки между патрициями и плебеями более не запрещались; решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, а право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га.

В III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима. К этому времени изменилась и ее внутренняя жизнь, и расширился состав — патрицианская община превратилась в патрицианско-плебейскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании  выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования  Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности  и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии — христианства — все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

Важнейшим фактором внутриполитической истории рассматриваемого периода  были взаимоотношения патрициев  и плебеев. Перед римской общиной  открывались два пути: превращение  патрициев и плебеев из архаических  сословий в сословия-классы (этим путём  шли многие древневосточные общества) или разрушение политических перегородок, отделяющих их друг от друга, их превращение в единый господствующий класс римского общества (этим путём пошли наиболее развитые греческие полисы). В ходе дальнейшего социально-исторического развития римской общины был реализован второй вариант.

 

нность  туллий сословие политический

Список  используемой литературы:

 

1. Всеобщая  история государства и права:  Учеб. 4-е изд. / Под редакцией К.И.  Батыра – М., 2001. – С. 79-88.

2. Графский  В.Г. Всеобщая история права  и государства: Учеб. для вузов.  – М., 2000. – С. 175-184.

3. Дионисий  о реформе Сервия Туллия // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М., 1996. – С. 72-74.

4. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права.  – СПб., 1997. – С. 82-106.

5. История  государства и права зарубежных  стран: Учеб. для вузов: В 2 т. Ч. 1 / Под ред. Н.А. Крашенниковой и О.А. Жидкова. – М., 1999. – С. 123-139.

6. История  России (Россия в мировой цивилизации). / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997. – С. 40-42.

7. История  Древнего Рима. / Под ред. В.И.  Кузищина. – М., 1993. – С. 49-62.

8. Кучма В.В.  Государство и право Древнего  мира: Курс лекций по истории  государства и права зарубежных  стран. – Волгоград, 1998. – С. 138-171.

9. Омельченко  О.А. Всеобщая история государства  и права: Учеб.: В 2 т. Т. 1. – М., 2006. – С. 129-148.

10. Хрестоматия  по истории государства и права  зарубежных стран (Древность и  Средние века) / сост. В.А. Томсинов. – М., 1999. – 480 с.

11. Черниловский  З. М. Лекции по римскому  частному праву. – М.: Юрид. лит, 2005.

12. Черниловский  З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 1996. – С. 79-87.

13. Алферова И. В. Римские Древности: краткий очерк. – Смоленск: Русич, 2000, – 384 с.

14. Бадак А. Н. и др. История древнего мира. Древний Рим. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.

15. Елманова Н. С. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 2002. – 448 с.

16. Ковалев С. И. История Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. – 744 с.

17. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.: Наука, 1987. – 320 с.

  1. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981.
  2. Ельницкий Л. А. У истоков древнеримской культуры и государственности // Вестник древней истории. 1958. № 3
  3. Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н. э. М., 1964.
  4. Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998.
  5. Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 2001.
  6. Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994.
  7. Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962.
  8. Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.
  9. Утченко С. Л. Древнейший период истории Рима // Всемирная история. Т. II. М., 1956.
  10. Штаерман Е. М. Древний Рим. Проблемы экономического развития. М., 1978.
  11. Штаерман Е. М. Ещё раз к вопросу о римской сельской общине // Вестник древней истории. 1978. № 2.
  12. Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2.
  13. Штаерман Е. М. Римская собственность на землю // Вестник древней истории. 1974. № 3.
  14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

 

 

 

 

 

 

 

Размещено на Allbest.ru

1 Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 79.

2 Там же.  С. 81.

3 Кучма В. В. Государство и право древнего мира: курс лекций. Волгоград, 1998. С. 141.

4 Институт патроната-клиентелы подробно рассмотрен в монографии Л. А. Ельницкого «Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-Ш вв. до н. э.» (М., 1964). «Для древнейшего периода, - пишет он, - представления об архаическом рабстве усложнялись…тем, что наряду с ним существует как очень близкое ему  и весьма распространённое явление, институт патроната-клиентелы». Рабство в эту эпоху носило патриархальный характер. Рабы и клиенты не представляли самостоятельной социальной силы и не осознавали своих корпоративных интересов. «Революционные выступления рабов и клиентов, - пишет Ельницкий, - происходили преимущественно по инициативе их владельцев и патронов, стремившихся использовать недовольство и потенциальную политическую активность подвластных им лиц для достижения своих собственных, впрочем, более или менее демократических целей. Лишь по мере увеличения числа иноплеменых и иноземных рабов и ожесточения форм рабовладения рабы начинают восставать по собственной инициативе и под предводительством собственных вождей почти всегда, однако, в контексте с другими угнетёнными элементами» (Ельницкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме. С. 117-118).

5 Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме. С. 83.

6 Там же. 

7 Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме. С. 84.




Информация о работе Формирование римской государственности и культуры