Формирование римской государственности и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:18, реферат

Описание работы

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии — христианства — все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

Содержание работы

1. Формирование древнеримской государственности
2. Государственный строй Римской империи
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Марина Риффель.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

1. Формирование  древнеримской государственности

2. Государственный строй Римской империи

Список используемой литературы

 

Введение

Успешные  завоевательные войны превратили Рим  из небольшого государства-города в  столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная  форма полиса была совершенно не приспособлена. В новых условиях становится все  более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся прежде всего существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления, создавшей видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям. Пожертвовав исключительным положением "римского народа", империя способствовала консолидации рабовладельцев на всей ее территории, консолидации в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Тем самым была создана достаточно прочная социальная база того политического режима, который при всех переменах продержался столь же долго, сто и республика,- около 500 лет.

 

1. Формирование  древнеримской государственности

 

Благодаря стратиграфическим  раскопкам установлено, что в VIII в. до н. э. в Лации, на холмах Палатина, Эсквилина, Целии и Квиринала  появилась группа примитивных поселений. Они были еще изолированы друг от друга. Болотистые земли между  холмами оставались незаселенными. Примерно к середине VII в. дон. э. население первоначальных поселков стало занимать склоны холмов и долины между ними, где впоследствии возник римский Форум.

Однако заселение  этих территорий также нельзя считать  временем образования города. В этот период происходит лишь укрепление связей между общинами и объединение некоторых из них. Возникновение римского Форума уже как центра экономической и политической жизни на основании новых раскопок относят к первой четверти VI в. до н. э. Примерно в это же время происходит превращение Капитолия, который был еще незаселенным холмом, в крепость нового города. Таким образом, время возникновения Рима археологи датируют началом VI в. до н. э.

Включение Рима в сферу этрусского политического  влияния сыграло большую роль в его экономическом и культурном развитии. В этот «царский период» (VII – VI вв. до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов.

К этому периоду  относиться складывание двух групп  населения – патрициев и плебеев  – и распространение отношений  патроната и клиентелы. Внутренняя история ранней республики характеризовалась  ожесточенной борьбой плебеев с патрициями против долговой кабалы, за землю и политические права. Патриции вели свое происхождение от радов, составлявших первоначально римскую общину, и являлись ее полноправными членами. Плебеи не входили в общину полноправных граждан и составляли свободный, но лишенный политических прав слой населения, обвешенный различными повинностями (несли военную службу, платили налоги). При завоевании соседних общин римляне отторгали часть их земли в общественный фонд, но плебеи к пользованию этой землей не допускались. Торговое и ремесленное богатство сосредоточивалось в руках плебеев: гордый своим происхождением патриций, считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы.

«Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они пользовались всей полнотой гражданских прав…», «…клиенты – несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники…». Плебеи – «Один из основных классов-сословий древнего Рима … Значительную часть плебеев составляла пришлая масса людей, порвавших все связи со своей прежней родиной и вставших вне родовой организации Рима». Рабы – «В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники.»

«В конце  VI в. до н.э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий». По преданию в 510 г. до н.э. в Риме была уничтожена власть царей и установлена республика с выборными должностными лицами – магистратами (из патрициев). Уничтожение в Риме царской власти, видимо, связано с освобождением его от господства этрусков.

В древнейшее время в Риме еще сохранялись  родовые отношения. Согласно преданию, все население состояло из 300 родов. Каждые 10 родов объединялись в курию, а каждые 10 курий — в трибу. Таким образом, всего было 3 трибы, каждая из которых представляла собой особое племя. Некоторые ученые полагают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая — сабинских и третья — этрусских.

Эти 300 родов  составляли римский народ, к которому мог принадлежать лишь тот, кто был  членом рода, а через свой род  — членом курии и трибы. Римский  род имел такую же организацию, как  и греческий. В каждом роде все  его члены сообща владели землей, имели общие кладбища, общие религиозные праздники, общее родовое имя и т. п.

«Как член рода и племени римский гражданин: 1) являлся участником общей земельной  собственности в виде выделенного  ему и его семье надела; 2) получал  право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) мог требовать себе от рода и помощи и должной защиты; 4) участвовал в общих религиозных празднествах».

Старшина рода избирался всеми его членами. Главой римской общины, её гражданским  управителем и верховным военачальником был рекс.

В период ранней республики сложилась характерная  для полиса античная форма собственности, при которой собственником земли  являлся лишь полноправный член гражданской  общины.

С течением времени  земельный фонд, состоявший из прилегавшей к городу целине, был исчерпан в связи с приростом населения. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Первой и самой важной была гражданская реформа, приведшая к образованию Римского страны связывается с именованием предпоследнего (шестого) рекса Сервия Туллия и условно датируется VI веком до н. э. Как время проведения данной реформы, так и ее авторство вызывают у многих исследователей серьёзные сомнения о том, что реформа не явилась результатом одномоментного государственно-правового мероприятия, но представляет собой итог целого комплекса разновременно произошедших конфигураций.

По реформе, «…в место старого принципа родовой принадлежности в базу публичного устройства Рима были положены два новейших принципа – материальный и территориальный». Вся популяция (как патриции, так и плебеи) была поделена на 5 разрядов (классов): в базу деления был положен критерий имущественной состоятельности. К первому уровню были отнесены те граждане, которые обладали имуществом в 100 тыс. ассов, либо земельным участком площадью свыше 20 югеров. Имущество людей второго разряда было оценено в 75 тыс. ассов (XV-20 югеров земли), третьего – в 50 тыс. ассов (10-XV югеров), четвёртого – 25 тыс. ассов (5-10 югеров земли), пятого – 11 тыс. ассов (менее 5 югеров земли).

Каждый материальный разряд должен был выставлять определённое количество военных подразделений  – центурий; центурия, следовательно, была в первую очередь военной, но сразу политической и податной единицей. Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвёртый – по 20, пятый – 30. Таким образом, всего насчитывалось 170 потрясающих центурий. С учётом внеклассных центурий (центурии всадников, ремесленников, музыкантов и «пролетариев») их количество составляло 193. Во вновь появившихся народных собраниях по центуриям (центуриатных комициях) любая центурия имела один голос. Благодаря данному обстоятельству большая часть голосов была заблаговременно обеспечена за более состоятельными гражданами: всадники и граждане первого класса составляли в сумме 98 центурий, т. е. уже больше половины от 193. При их единодушии мировоззрение людей других разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не постоянно подсчитывались.

Римские центурии являлись военными отрядами приблизительно одинаковой численности. Тот факт, что  наибольшее количество центурий выставлялось гражданами одного лишь первого разряда, делает неизбежным вывод о том, что в рассматриваемый период большая часть населения Рима владело земельными участками, превышающими 20 югеров. Соотношение имущественных разрядов, в целом, довольно объективно отражает тогдашнюю земельную статистику. Каждые 5 лет производилась новая оценка имущества людей и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями.

Другой важнейший  принцип реформы Сервия Туллия нашёл выражение в делении всего населения (без учёта патрицианского либо плебейского происхождения) на территориальные округа – трибы. Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный предводитель, его основная обязанность заключалась в сборе податей и налогов. В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции) любая триба также имела один голос.

В итоге реформ Сервия Туллия военная демократия, какой являлась «эпоха царей», сменилась подлинной государственной организацией.

Историческое  значение реформы Сервия Туллия заключается  в том, что она вывела плебеев  из противоестественного состояния  публичной изоляции и включила их в состав «римского народа». Она  решила задачу консолидации всего свободного населения Рима в единый господствующий класс, противостоящий классу рабов. Положение плебеев поменялось самым радикальным образом: включившись в несение воинских повинностей, они стали полноправными участниками центуриатных народных собраний. Однако она не уровняла плебеев с патрициями в том, что касалось наделения землей, и этот вопрос становился все более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались новые земли.

Таким образом, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие в дележе завоеванных земель, более других ущемляло интересы плебеев.

В течение  следующего исторического периода (V-III вв. до н. э.) идёт процесс дальнейшего  уравнения в правах патрициата и плебса, совсем ликвидируются остатки родового строя.

В 494 г. до н. э. плебеи, изнывавшие от притеснений  патрициев и обременённые долгами, отказались выступить в военный  поход и в полном вооружении удалились  из Рима на Священную гору, где стали лагерем. Уход плебеев породил панику в Риме: падала боеспособность римской армии, кроме того, не исключалась возможность, что плебеи могут основать самостоятельное государство. Патриции вынуждены были начать переговоры и пойти на уступки: была создана специальная магистратура народных трибунов, которая в дальнейшем приобрела огромное значение. Народные трибуны могли избираться только из числа плебеев и пользовались неприкосновенностью. Первоначально их обязанности заключались в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов. В связи с этим они получили право приостанавливать проведение в жизнь распоряжений магистратов. Сначала избиралось два трибуна, затем число их увеличилось до десяти. В 456 г. народному трибуну Ицилию удалось провести закон о разделе земли на Авентинском холме между плебеями.

К середине V в. до н. э. относится первое вполне достоверное  событие ранней римской истории  — запись действующего права. Законы были составлены специально избранной  комиссией из 10 человек (децемвирами), высечены на двенадцати медных досках и выставлены для всеобщего обозрения. Законы XII таблиц воспроизводят социальные отношения ранней Римской республики. Однако они не касаются вопросов государственного права, ограничиваясь гражданским и уголовным законодательством. Законы XII таблиц открыто выступали в защиту частной собственности, покушение на которую каралось чрезвычайно строго. Поджигателям и тем, кто совершал кражу в ночное время или травил чужое поле, угрожала смертная казнь. Чрезвычайно детально разработано в таблицах и весьма суровое долговое право. Должник, не выплативший своего долга, попадал в кабалу и мог быть «продан за Тибр» или даже лишён жизни. Однако, несмотря на всю жестокость долгового права, Законы XII таблиц ограничивали ростовщичество, устанавливая максимум в 8,33 % годовых. В законах смешиваются пережитки родового строя с новыми установлениями. Особенно это касается семейных отношений. Отец семейства пользовался неограниченной властью родового владыки вплоть до продажи собственных детей в рабство. Женщина в семье совершенно бесправна. Имущество умершего без завещания отходит агнатам, т. е. тем, кто находился под властью одного и того же главы семьи. Вместе с тем законодательство XII таблиц уже допускает полную свободу завещаний. Законами признаётся родовая месть, но вместе с тем за ряд проступков устанавливаются штрафы. По существу, законодательство XII таблиц характеризует римское общество в период утверждения рабовладельческого строя, но при наличии стойких пережитков родовых отношений. В 449 г. консулы Валерий и Гораций провели закон, согласно которому постановления плебейских собраний по трибам (плебисциты) приобретали силу общегосударственных законов. Это вынудило патрициев также принимать участие в собраниях по трибам и привело к тому, что в Риме возник новый и более демократический вид народных собраний — трибутные комиции. В 445 г. по закону, предложенному народным трибуном Канулеем, отменялось старинное запрещение браков между патрициями и плебеями. Другой законопроект Канулея ставил вопрос о допуске плебеев к высшей магистратуре — консулату. Этот законопроект не прошёл, но в порядке компромисса с 444 г. начали избираться военные трибуны с консульской властью – эта должность была доступна и для плебеев. Так завершился первый этап борьбы патрициев и плебеев, их слияние в единое сословие с патрицианской знатью. Наступившее затем временное затухание дальнейшей борьбы между плебеями и патрициями объясняется напряжёнными внешнеполитическими событиями.

Информация о работе Формирование римской государственности и культуры