Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:44, реферат
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
Функции государственного управления
§ 1. Понятие функций государственного управления
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.
Система государственного
управления состоит из повседневного
осуществления определенных функций.
Термин «функция» применяют для
обозначения деятельности любых
государственных органов
Характер задач, связанных с управлением, влияет на сущность управленческих функций. Задачи, которые осуществляются органами государственного управления, весьма разнообразны. Каждая управленческая акция предусматривает наличие определенной цели и использование для ее достижения соответствующих способов. Сущность и назначение управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, которые существуют в государстве.
Согласно ст. 3 Конституции Украины права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства.
Содержанием
исполнительной власти как самостоятельного
вида государственной деятельности
является комплекс функций, в которых
непосредственно проявляется
Функции управления — это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.
Следовательно, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.
§ 2. Виды функций государственного управления
Функции исполнительной власти, как уже подчеркивалось, являются относительно самостоятельными и универсальными. Существуют различные подходы относительно их классификации. Их делят на политические и технические функции, или функции общего управления и специализированные функции, функции осуществления суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.
Наиболее распространенной в отечественной литературе является классификация функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.
Общие функции оказывают объективно необходимое влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль. Эта классификация построена на основании внутренней технологии управленческой деятельности.
Функция прогнозирования.
Необходимость в
Функция планирования присутствует на всех уровнях иерархии управления. Она состоит в определении цели, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость — задачи — функция — решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.
Функция организации
связана с созданием
Благодаря функции
регулирования достигается
Координация
как функция обеспечивает согласование
деятельности систем управления. Благодаря
координированию
Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.
Функция контроля
имеет свои особенности относительно
всех иных функций. Так, если планирование
ставит задачу, организация приводит
систему управления в состояние
возможности выполнения этой задачи,
то контроль характеризуется
Контроль
начинается с получения информации
о действительном состояния управляемого
объекта и заканчивается
Рассмотренные
общие функции управления необходимы
для осуществления
Специальные
функции характеризуют
К основным специальным
функциям государственного управления,
которые осуществляются на высшем уровне
высшим органом (Кабинетом Министров
Украины) в системе органов
обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства;
разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения;
разработка
и осуществление
Специальные
управленческие функции осуществляет
Президент Украины как глава
государства. Среди них: руководство
внешнеполитической деятельностью
государства, назначение и увольнение
глав дипломатических
Разграничение функций существует и на низших уровнях государственной исполнительной власти. Так, местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают осуществление таких основных функций: выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента, Кабинета Министров Украины, иных органов исполнительной власти; поддержание законности и правопорядка; соблюдение прав и свобод граждан; выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития; программ охраны окружающей среды; подготовка и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов; отчет о выполнении соответствующих бюджетов; взаимодействие с органами местного самоуправления; реализация других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.
Управленческие функции в АРК осуществляются на основании раздела X Конституции Украины, особенно ст. ст. 134,136, 138. Разграничение функций осуществляется также на всех уровнях отраслевых систем управления.
Перечень
основных специальных функций
Специальные
функции можно сгруппировать
по типам основных задач (особенно на
высшем уровне): это подбор кадров и
их расстановка, составление бюджета,
осуществление долгосрочных целей
и преодоление кризисных
Специальные функции (как наиболее многочисленные) разделяются на виды в зависимости от сфер управления. Такая специфичность функций присутствует в сферах экономики, социально-культурной, административно-политической.
Дальнейшая
дифференциация функций, обусловленная
особенностями объектов управления,
происходит внутри этих сфер управления
благодаря вспомогательным