Функции и юридические свойства Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Юридические свойства Конституции Российской Федерации………………..4
Основные функции Конституции Российской Федерации…………………….7
Непосредственное действие Конституции Российской Федерации……...…..11
Заключение……………………………………………..………………………...13
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

75339.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: Конституционное право

 

Тема:

Функции и юридические свойства Конституции РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка факультета юриспруденции

заочной формы обучения

1646 учебной группы

Гаранина И.В.

229/1646/ЗФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cанкт-Петербург

2013

 

С О Д Е Р Ж А Н И  Е

Введение …………………………………………………………………………3

Юридические свойства Конституции  Российской Федерации………………..4

Основные функции Конституции Российской Федерации…………………….7

Непосредственное действие Конституции Российской Федерации……...…..11

Заключение……………………………………………..………………………...13

Список литературы…………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В жизнедеятельности  современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором стоит правовая и политическая система.

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает  равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности. Определенности в развитии общественных отношений.

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

В самом общем виде конституцию можно определить как  основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах  важнейшие начала общественного  строя и государственной организации соответствующей страны. В этом определении сразу можно отметить некоторые черты или свойства конституции, а также ее функции, рассмотрение которых и является основной целью данной работы. В работе отмечены присуще всем конституциям основные признаки и функции, а также рассмотрит их применительно к Конституции РФ.

 

Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

Когда говорят о юридических  свойствах того или иного нормативного документа, подразумевают правовые признаки, которыми он обладает. К юридическим свойствам Конституции РФ можно отнести:

  1. Верховенство Конституции над другими законами и иными правовыми актами, ее высшая юридическая сила;
  2. Первичный правоустанавливающий характер;
  3. Особая охрана Конституции;
  4. Особый порядок пересмотра и принятия поправок.

Принципы верховенства Конституции был закреплен впервые в истории России в Конституции 1993 года. Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципа верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Признание верховенства Конституции означает подчинение всех, в том числе и государства, установленным в Конституции нормам, а также закладывает основы формирование правового государства. Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Кроме этого, Конституция  РФ является основой правовой системы  государства. Конституция, обладая  верховенством над всеми законами, автоматически становится эталоном, с которым происходит постоянное сравнение остальных нормативных актов, принимаемых на территории РФ. Конституция устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Другими юридическими свойствами Конституции является ее особая охрана. В охране Конституции РФ задействована  вся система органов государственной власти, которые осуществляют охрану в различных формах. Так, в статье 80 Конституции устанавливается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом. В текст присяги Президента включается обязательство по соблюдению и защите Конституции Российской Федерации. Президент наделяется правом приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае их противоречия Конституции РФ. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном суде России о соответствии Конституции других нормативных актов.

Особая роль в охране Конституции отведена Конституционному суду. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международные договор не подлежит введению в действие и применению.

К другому юридическому свойству Конституции относится  особый, установленный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции устанавливается в главе 9.

В целом, анализируя порядок  изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть  крайнюю сложность конституционного пересмотра. В ст. 71 устанавливается, что понятие и изменении Конституции  Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации. То есть, Конституция устанавливается особой, учредительной властью, а не законодательной, как иные нормативно-правовые документы.

Подводя итог по юридическим  свойствам Конституции РФ, необходимо отметить, что Конституция является основой всей правовой системы РФ. На основе Конституции РФ и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства. Следование установленным в Конституции РФ нормам обеспечивает подходящие условия для формирования демократического правового государства, установления режима законности и правопорядка. Юридические свойства Конституции РФ в совокупности с ее основными сущностными чертами, образуют ее юридическую природу. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

Основные черты и юридические свойства Конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолировано друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции.

Основные функции  Конституции Российской Федерации.

Сущность Конституции  состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими  силами по коренному вопросу, который она решает − ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

В науке конституционного права, как правило, выделяют следующие  функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую и  юридическую.

  1. Учредительная функция. Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» понимают в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляется и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Опыт собственной истории подтверждает это. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиции тех, кто в то время осуществлял власть.

  1. Организаторская функция. Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона.

Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали  в прежнем стиле, как будто  бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже  существует в жизни, закреплялось предшествующими  нормативными актами, в том числе  и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать  то, что конституция является документом прямого действия – это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 года. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической  - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм; в государственной – на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим  конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.)

  1. Внешнеполитическая функция. Здесь уместно будет упомянуть политическую функцию, выделяемую некоторыми авторами. Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы  организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги – не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Информация о работе Функции и юридические свойства Конституции РФ