Функции и юридические свойства Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Юридические свойства Конституции Российской Федерации………………..4
Основные функции Конституции Российской Федерации…………………….7
Непосредственное действие Конституции Российской Федерации……...…..11
Заключение……………………………………………..………………………...13
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

75339.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)
  1. Идеологическая функция. Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическая функция  проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Такая функция также  присуща и нашей Конституции. Но есть ли основания для этого  утверждения? Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция – как бы деидеологизированный документ.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться  в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. За примерами далеко ходить не надо, такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 года. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 года.

Однако в ином плане  конституция просто не может не быть идеологическим – в смысле мировоззренческим – документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция РФ 1993 года).

  1. Юридическая функция. Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы. Суть этой функции конституции заключатся в том, что она:

– становится основой  новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

− сама регулирует общественные отношения и как документ прямого  действия может быть исходной почвой для их возникновения;

− дает импульс развитию законодательства  и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции  РФ. Она является «заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции.

 

Непосредственное  действие Конституции Российской Федерации.

Конституция современного демократического государства должна обладать одним важным свойством: она  должна быть актом прямого действия.

Практическое значение прямодействия конституции состоит  в том, что у гражданина непосредственно на основе конституционных норм возникают права, за защитой которых он имеет право обратиться в суд, ссылаясь исключительно на статью конституции, а суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных актов. Таким образом, прямодействие конституции означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы конституции в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Нормативным актом прямого действия является и Конституция Российской Федерации, принятая путем референдума в декабре 1993 года. Часть 1 ст. 15 в ней гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации – не торжественная декларация, а полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого можно использовать для решения конкретных споров, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, то есть для разрешения дел по существу.

Прямое действие Конституции  – большое завоевание демократической  России, не менее важное, чем, например, частная собственность или свобода массовой информации. При этом, конечно, нужно понимать, что прямое действие Конституции – это не просто изменение принципа действия Основного Закона путем росчерка пера законодателя, а следствие глубоких социально-экономических преобразований, становления гражданского общества.

В ст. 18 Конституции сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием». В то же время прямодействие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т.п.

Обеспечение прямого  действия Конституции – одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан начал обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации. Пленум Верховного Суда в ряде постановлений дел разъяснения, основанные на приоритете конституционных норм, и ориентировал суды на применение Конституции Российской Федерации как акта прямого действия при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Так, 31 октября 1995 года пленум Верховного Суда принял Постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

 

Заключение.

Проделав определенную работу по раскрытию вопроса юридических  свойств и функций Конституции  РФ, а так же ее непосредственного  применения, можно сделать следующие выводы: существую в настоящее время в РФ Конституция является пятой по счету, начиная с 1918 года (год принятия первой Конституции России). Все российские Конституции были приняты после свержения самодержавия и носили исключительно политический характер, направленный на закрепление сначала диктатуры пролетариата, а затем главенствующей роли КПСС в государстве. Крое того, можно отметить фиктивность некоторых установленных в тех конституциях норм, то есть, эти нормы на практике не выполнялись.

Принятая в 1993 году новая Конституция РФ по праву может считаться первой в Российской Федерации Конституцией, устанавливающей принципы демократии и соблюдения прав и свобод гражданина и человека. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

  1. Утверждение прав и свобод человека;
  2. Утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации;
  3. Сохранение исторически сложившегося государственного единства;
  4. Возрождение суверенной государственности России;
  5. Утверждение незыблемости демократических основ Российского государства;
  6. Обеспечение благополучия и процветания России.

Проведенный анализ Конституции  РФ позволит выделить те основные черты, которые определяют положение Конституции в системе других правовых актов государства, а также ее роль для общества. Среди характерных сущностных черт Конституции выделяются:

  1. Особый субъект, который устанавливает Конституцию или от имени которого она принимается;
  2. Учредительный (первичный) характер конституционных норм;
  3. Особый предмет ведения (регулирования);
  4. Особые юридические свойства.

Исходя из определенных сущностных черт, выделяют следующие  юридические свойства Конституции  РФ:

  1. Верховенство Конституции над другими законами и иными правовыми актами, ее высшая юридическая сила;
  2. Первичный правоустанавливающий характер;
  3. Особая охрана Конституции;
  4. Особый порядок пересмотра и принятия поправок.

Основные черты и  юридические свойства Конституции  взаимосвязаны, взаимозависимы и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние.

В работе также были раскрыты основные функции Конституции РФ, то есть, та роль Конституции, которую  она играет в обществе. Выделяют следующие основные функции Конституции:

  1. Закрепляет политическую систему (социальный строй, форму правления, характер политического режима, традиции политической культуры) – политическая функция;
  2. Устанавливает принципы организации и деятельности органов государственной власти;
  3. Определяет экономическую систему государства – экономическая функция;
  4. Обеспечивает единство и непротиворечивость законов государства – правовая функция;
  5. Провозглашает основные права и свободы граждан – гуманистическая функция.

Суть данных функций  была раскрыта в работе.

Указание в Конституции на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

  1. Все нормы Конституции должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции. Как это сделано, например, в ч. 2 ст. 47: «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».
  2. Прямое действие Конституции не означает, что не должны приниматься конкретизирующие нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм.

Характерной чертой современного российского законодательства является его нестабильность, обусловленная  существенными изменениями и  колебаниями экономического курса, бесконечными перестройками госаппарата, чрезмерной ролью субъективного фактора и т.д. Пока не получили полноценного законодательного развития конституционные принципы государственного устройства, прежде всего в области федеральных отношений. И только опираясь на действующую в РФ Конституцию, сопоставляя существующие и принимаемые законы и иные правовые акты с ее нормами, мы сможем привести нашу страну к экономическому развитию, в основе которого будут находиться общепризнанные международные нормы, построенные на принципах демократии и гуманизма.

 

 

Библиография

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//"Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке применения и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» //"Российская газета" от 10 марта 1998 г.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации//"Российская газета" от 9 ноября 1995 г.

Информация о работе Функции и юридические свойства Конституции РФ