Функции, права и обязанности наблюдателей в российском избирательном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

Наблюдатель на выборах - назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом либо непосредственно избирателями лицо, уполномоченное осуществлять наблюдение за деятельностью избирательной комиссии: проведением ею голосования, подсчетом голосов, действиями по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. Действующими избирательными законами предусмотрено, что наблюдатели вправе присутствовать на данном избирательном участке в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования.

Содержание работы

1 Функции, права и обязанности наблюдателей в российском избирательном праве
2 Законодательство о референдуме
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

изб.docx

— 29.57 Кб (Скачать файл)

- принятия и изменения  федерального бюджета, использования  и изменения внутренних финансовых  обязательств государства;

- введение, изменения и  отмены федеральных налогов и  сборов, и также освобождения  от их уплаты;

- принятия чрезвычайных  и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

- амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и  гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут  быть предметом всенародного голосования.

Также следует уделить  внимание тому, что закон реализует  право человека и гражданина на участие  в управлении делами государства, которое  закреплено в ст. 32 Конституции РФ ч. 1, ст. 3 ч. 2. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а также из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что  каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

- принимать участие в  ведении государственных дел  как непосредственно, так и  посредством свободно выбранных  представителей;

- голосовать и быть  избранным на подлинных демократических  периодических выборах, производимых  на основе всеобщего и равного  избирательного права при тайном  голосовании и обеспечивающих  свободное волеизъявление избирателей;

- допускаться в своей  стране на общих условиях равенства  к государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т. е. путем референдума, выборов  или личного участия в деятельности органов государства) или через  избираемых ими же представителей в  органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При  анализе механизма народовластия  различают две главные формы  демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы власти, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция  объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а  высшим непосредственным ее выражением, т. е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан  в управлении делами государства. При  проведении референдума Российской Федерации действуют общие принципы избирательного права: всеобщего равного  и прямого волеизъявления при  тайном голосовании. Практически общими являются основные гарантии избирательных  прав и прав на участие в референдуме - не случайно они закреплены в одном  федеральном законе. Каждый участник референдума обладает одним голосом  и голосует лично. Участие в референдуме  является свободным, контроль над волеизъявлением  гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум в соответствии со ст. 14 Закона не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение  трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в течение года после  дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой  же по содержанию или по смыслу формулировкой  вопроса.

Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" установлено  прямое действие его норм и их верховенство по отношению к нормам иных федеральных  законов. В случае противоречия федеральных  законов, а также законов субъектов  РФ, уставов муниципальных образований  Федеральному закону "Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской федерации" применяются  нормы названного Федерального закона (пункт 7 статьи 1). Таким образом, чтобы  не возникало пробелов и коллизий в праве, Закон является своеобразным арбитром в решении вопросов, касающихся проведения референдума, как на Федеральном, так и на местном уровне.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской федерации" устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).

Необходимо отметить, что  инициатива проведения референдума  Российской Федерации принадлежит:

- не менее чем двум  миллионам граждан Российской  Федерации, имеющим право на  участие в референдуме, при  условии, что на территории  одного субъекта РФ или в  совокупности за пределами территории  Российской Федерации проживают  не более 10 процентов из них;

- Конституционному Собранию  в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ.

Каждый гражданин или  группа граждан РФ, имеющие право  на участие в референдуме, а равно  общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает  участие в выборах федеральных  органов государственной власти и зарегистрирован Министерством  юстиции РФ не позднее, чем за шесть  месяцев до обращения с инициативой  о проведении референдума Российской Федерации, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек  для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.

Необходимо отметить, что  Федеральный закон регулирует порядок  организации инициативной группы и  ее работу. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ, на территории которого проживает  большинство членов инициативной группы, с ходатайством о регистрации  группы. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указала в ходатайстве. Отказ в регистрации может быть об жалован в суд или в Центральную избирательную комиссию РФ. Однако основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку  инициативы проведения референдума. Подписи  собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В  случае вынесения на референдум законопроекта  лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять гражданину по первому  его требованию текст этого законопроекта. Подписные листы передаются в  избирательную комиссию субъекта РФ, на территории которого собирались подписи. Данная избирательная комиссия проверяет  соблюдение требований Федерального конституционного закона, принимает и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола  инициативной группы и копию своего постановления в Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная  комиссия РФ проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям  Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если в результате проверки будет установлено, что число  действительных подписей не отвечает требованиям Федерального конституционного закона, выносится постановление  Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. В этом случае данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум проект новой  Конституции РФ. Решение об этом принимается большинством голосов  от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным  законом о Конституционном Собрании. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума по проекту  новой Конституции Российской Федерации  направляется Президенту РФ, а также  для сведения в палаты Федерального Собрания.

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона "О референдуме  Российской Федерации", референдум Российской Федерации назначает  Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент  в течение 10 дней со дня поступления  к нему документов направляет их в  Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим  запросом. Конституционный Суд проверяет  соблюдение требований, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, и  в течение месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое  подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным  Судом соблюдения требований, предусмотренных  Конституцией РФ, Президент обязан назначить референдум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В  случае отрицательного решения Конституционного Суда все процедуры, предусмотренные  Федеральным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ издает Указ о  назначении референдума, в котором  определяет дату его проведения, при  этом голосование может быть назначено  на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования  Указа. Проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума не допускается. Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума или в соответствующий суд. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1 «Конституция Российской  Федерации» (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ,  от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2 Федеральный конституционный  закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской  Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)

3 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (принят  ГД ФС РФ 22.05.2002)

1 Прищепов, С.В. Избирательное  право: учебное пособие для  студентов специальности 030501 - юриспруденция  / С.В. Прищепов. - Чита: ЧитГУ, 2006. - 150 с.

2 Шемелин, А. В. Избирательная система России: история и перспективы развития: учебное пособие / А. В. Шемелин. - М.: Юрист, 2005. - 70 с.


Информация о работе Функции, права и обязанности наблюдателей в российском избирательном праве