В каждом министерстве функционирует
так называемый Административный совет, состоящий из начальников управлений
министерства и возглавляемый статс-секретарем
или министром. Эта коллегия, созываемая
не реже одного раза в месяц, решает вопросы
о кадрах и структуре штатов по управлениям,
принимает решения по конкурсному отбору
на вакантные должности (обычно решается
вопрос о выборе одного из трех первых,
прошедших по конкурсу). Решения принимаются
большинством голосов. И еще одна задача
стоит перед Административными советами
министерств - развитие инициативы сотрудников
данного ведомства. С этой целью лицам,
вносящим рационализаторские предложения,
выдаются по постановлению совета так
называемые стимулирующие премии.
В законе о государственной службе от
29 марта 1983 г. названы следующие <непременные
качества>, которыми должен обладать
любой государственный чиновник: верность
нации, осуществление своих функций беспристрастно
и исключительно в общих интересах, соблюдение
служебной тайны и подчиненности. К служащим
и их руководителям, пренебрегающим своими
обязанностями, могут применяться различные
дисциплинарные санкции. В то же время
служащие имеют право на сохранение своего
рабочего места, на продвижение по службе.
Для определения зарплаты по должности
в бюджетных учреждениях действует очень
подробная тарификация, в связи с чем в
системе государственного управления
Италии насчитывается 60 тарифных разрядов
(в частном секторе все тарифные колебания
укладываются в пределах дюжины). В основе
тарификации лежит совокупность целого
ряда условий: потребность в специальных
знаниях, необходимость длительного совершенствования
на данной работе, государственная важность
поста, степень его ответственности и
т. д. С учетом выслуги лет служащим каждые
два года увеличиваются дополнительные
выплаты, начиная с 8%, а затем на 2,5% (в результате
в течение 16 лет зарплата увеличивается
на 64%). Пенсия за выслугу лет выплачивается
после достижения 60-летнего возраста и
не должна превышать 72% последнего заработка.
Государственный служащий не вправе
получать другие доходы, кроме зарплаты
в данном учреждении. Это не распространяется
на акции, которые в силу их безымянности
крайне трудно контролировать. Совместительство,
как правило, не разрешается (исключение
делается для преподавателей университетов,
научных работников, врачей и представителей
некоторых других специальностей).
При совете министров создан специальный департамент государственной
деятельности, который ведет реестр служащих государственных
и международных организаций, координирует
управленческую деятельность и контролирует
ее эффективность. Этот департамент также
выявляет потребность в кадрах для государственной
службы и планирует их подбор. Что касается
местных органов власти, то большинство
служащих низового звена попадает в них
непосредственно после окончания средней
школы, но уже с самого начала работы они
проходят подготовку, ориентированную
на практическую деятельность. Как правило,
руководящие кадры выдвигаются из числа
тех, кто начинал свою карьеру в местных
органах управления.
Общепринятые нормы по подготовке управленческого
аппарата в Италии только складываются.
Большинство высших функционеров готовят
университеты, в особенности - юридические
факультеты. Кадровое пополнение обеспечивают
также ведущие высшие учебные заведения
и научные институты, подчиненные тем или
иным министерствам. Вообще каждая ведомственная
администрация, как уже указывалось, стремится
готовить собственные кадры: обычно те,
кого специально готовят к работе в административном
аппарате, получают статус стажеров государственной
службы.
Хотя для занятия большинства должностей
обычно достаточно университетского диплома,
после своего назначения чиновник должен
пройти профессиональную подготовку.
С этой целью в ряде вузов в последние
годы возникли факультеты послеуниверситетской подготовки управленческого
персонала. Кроме того, совершенствование
кадров государственного аппарата, повышение
их профессиональной квалификации осуществляется
на курсах, организуемых Высшей школой государственного
управления, созданной в 1962 г. Являясь главным центром
подготовки и переподготовки кадров государственного
управленческого аппарата, она координирует
работу отраслевых школ и курсов, а также
организует прикладные исследования в
области управления. Обучение в Высшей
школе государственного управления длится
обычно 2-3 года. Главные предметы - политические
и административные науки. В учебе чиновников,
пришедших с практической работы, большое
место занимает изучение зарубежного
опыта, ознакомление с управленческими
проблемами и методами их решения с помощью
последних достижений научно-технического
прогресса.
Часто чиновники экономических управленческих
структур совершенствуют свои знания
в общенациональных государственно-частных
центрах переподготовки хозяйственных
кадров. Таким центром является, например, основанный в 1952
г. в Турине Институт послеуниверситетской
подготовки организаторов производства
- ИПСОА. Это крупный учебный и исследовательский
комплекс по проблемам управления производством.
Диплом ИПСОА или получаемая после учебы
ученая степень открывают широкую дорогу
для занятия высоких постов в государственном
аппарате.
Проводившиеся в Италии специальные
расследования обнаружили дефекты в организации
работы чиновников органов управления.
Последовавшие санкции не могли, разумеется, кардинальным образом изменить положение.
Поэтому в общественном мнении Италии
утвердилось убеждение в необходимости
перестройки всего государственного аппарата,
придания ему большей эффективности и
демократичности.
http://szags.chat.ru/guigszr/italia.htm
Глава 4. Государственная служба в Италии
В Италии
7
существует хорошо
налаженный и отрегулиро-ванный государственный и административный аппарат, которыйфункционирует, как правило, независимо от смены власти.В Конституции 1947 г. закрепляются равное право гра-ждан обоего пола
на одинаковых условиях поступать на государ-ственную службу
и занимать выборные должности (ч. 1 ст.
51),возможность
приема на службу лиц итальянской национально-сти,
не являющихся гражданами Республики
(ч. 2 ст. 51), кон-курсный порядок замещения
должностей в публичной админи-страции
(ч. 3 ст. 97), а также допустимость ограничения
правасостоять в политических партиях
для судей, кадровых военныхдействительной службы, должностных
лиц и агентов полиции,дипломатических
и консульских представителей за границей
(ч.3 ст. 98). Основным нормативным актом, регламентирующимстатус государственных служащих,
является Закон-рамка о госу-дарственной службе №93 от 29 марта 1983
г., однако в отноше-нии каждого из типов государственных служащих
действует зна-чительное число нормативных актов.В соответствии
с предписаниями Закона-рамки только назаконодательном
уровне могут регламентироваться следующиевопросы;
органы службы, порядок предоставления
им правомо-чий, основополагающие принципы
организации этих служб; по- рядок возникновения, изменения и прекращения отношений сгосударственной службой; критерии определения профессио-нальной квалификации
и профессионального уровня, требуемыхдля
замещения той или иной должности; принципы
организациипрофессиональной подготовки и переподготовки;
штатное рас-писание, общее число ставок,
общий фонд заработной платы; га- рантии для персонала по осуществлению основных прав и сво-бод; ответственность служащих, в том
числе дисциплинарная;максимальная
продолжительность рабочего дня; осуществлениегражданами
своих прав в отношениях с государственными служ-
7
В связи с дальнейшей федерализацией Итальянской
республики пла-нируется сформировать
автономные государственные службы рес-публики и областей.
бами, в том числе право на ознакомление с актами
государствен-ного управления и на участие
в их выработке (ст. 2).Вместе с тем в данном акте устанавливались
и те вопросы,которые должны определяться на основании
коллективных дого-воров: порядок
выплаты заработной платы, за исключением
до-полнительной
оплаты труда служащих дипломатических
пред-ставительств, консульских, культурных и просветительскихучреждений за
границей; принцип организации труда;
определе-ние функциональной квалификации
с учетом профессионально-го уровня и должностных обязанностей; критерии произ-водственной загруженности
и других факторов обеспечения эф-фективности
деятельности служб; рабочее время, его
продолжи-тельность
и распределение, а также порядок его соблюдения;сверхурочная
работа; система профессиональной подготовки
ипереподготовки; способы реализации гарантий, предоставлен-ных служащим; критерии перемещения служащих с учетомоснований несменяемости, предусмотренных
законом (ст. 3).Хотя формально все, кто работает в государственном
сек-торе, могли бы признаваться государственными
служащими, наделе проводится довольно
четкое размежевание между работни-ками
государственных предприятий и служащими.
Правовое по-ложение последних регулируется
специальными нормативнымиактами. В частности, в конституции прямо
сказано, что к госу-дарственным служащим
относятся только те, кто работает в си-стеме государственной
администрации. Именно конституция иявляется
основным актом, определяющим роль и место
государ-ственных служащих в системе административно-правовыхинститутов. Согласно
конституции, государственные служащиенаходятся исключительно
на службе народу.В Италии (как, впрочем,
и в других странах Запада) четко разграничивают политические и чиновничьи должности на гос-службе. Так, например,
министры, вице-министры, их советники- это посты политические
и поэтому они подлежат смене вместес правительством.
Более низкие должности - это и есть соб-ственно служащие,
которые теоретически должны быть аполи-тичными;
их положение относительно стабильно,
т. к. их уволь-няют только в случае серьезных проступков.
Таким образом,
в Италии государственная служба и поли-тическая
власть отделены друг от друга, хотя отбор
чиновниковсамого высокого уровня осуществляется,
разумеется, политиче-ской властью. Правда,
хотя в каждом конкретном ведомстве бю- рократическая машина формально подчиняется министру, напрактике она нередко играет самостоятельную
роль, т. к. на постминистра обычно назначается
политический деятель, а не спе-циалист
в той или иной области. Он не может проявлять
само-стоятельности без своих советников
из аппарата, обладающихпрофессиональным мастерством и специальными знаниями.Иногда бюрократический аппарат даже подталкивает деятель-ность министра
в нужном ему направлении, оказывая огромноевлияние
на процесс принятия решений. Кроме того,
бюрократияимеет возможность наполнять конкретным содержанием
те зако-ны, которые одобрены парламентом
в самых общих чертах. Вслучае необходимости используются также различные
отсрочки,ссылки на отсутствие порядка применения
и другие методы про-волочек.Государственные служащие делятся на
постоянных (иликадровых), которых в общем
числе служащих примерно три чет-верти, и непостоянных
(или служащих по соглашению), состав-ляющих
четверть всего персонала работников
госаппарата. Всекадровые служащие, т. е. чиновники, делятся
на пять составов:администраторы,
специалисты, исполнительский, вспомогатель-ный
и специальный составы.К администраторам относятся руководящие
чиновники садминистративными функциями.
К числу специалистов принад-лежит целый
ряд самых различных служащих: научные работни-ки,
инженерно-технический состав, эксперты,
переводчики, зем-леустроители, консультанты, библиотечные
служащие, бухгалте- ры и т. д. В исполнительский состав входят помощники, дело-производители, инспекторы, хозяйственные, складские и т. п.служащие. К вспомогательному
составу принадлежат регистра-торы, техники, охранники, мелкие служащие
по поручению. Вспециальный состав включены некоторые
категории периферий-ных служащих трех министерств
- внутренних дел, финансов иказначейства: начальники спецслужб,
инспектора, надзиратели,
ревизоры и т. д.Кадровые служащие получают
классные чины. В целомдля служащих установлено
восемь уровней профессиональнойквалификации.
Для занятия должностей, соответствующих
пято-му или шестому уровням, необходим
диплом о среднем образо-вании. Для седьмого и восьмого уровней
требуется, как мини-мум, диплом о высшем
образовании. Кроме того, для работни-ков
руководящего звена предусмотрено еще
три уровня - пер-вый, средний и высший.Конституцией закреплено равное право граждан обоегопола на одинаковых уровнях поступать на государственнуюслужбу
и занимать выборные должности. Конституция
допус-кает, однако, ограничение права
принадлежности к политиче-ским партиям для судей, кадровых военных действительнойслужбы, должностных лиц и агентов полиции, дипломатов иконсульских
представителей за границей.Замещение должностей государственных служащихпроисходит
или путем назначения по усмотрению администра-ции,
или в результате конкурсов, на которых
изучаются докумен-ты кандидатов, проводятся
собеседования и нередко экзамены.Как
и во многих других странах,
в Италии ведомства самостоя-тельно проводят набор своих служащих. В министерствах,например, для
каждого экзамена создаются свои экзаменацион-ные комиссии.Конкурсные экзамены, приспособленные к программамсоответствующих
факультетов университета, проводятся
пись-менно и устно. Письменные применяются большей частью кадминистративному
и исполнительскому составам, а устные
- кспециалистам.
Почти по всем основным составам чиновниковбольшая
часть экзаменов падает на правовые науки.В каждом
министерстве функционирует так называемый
Административный совет,
состоящий из начальников
управле-ний министерства и возглавляемый
статс-секретарем или мини-стром. Эта коллегия, созываемая не реже
одного раза в месяц, решает вопросы о кадрах и структуре штатов по управлениям,принимает
решения по конкурсному отбору на вакантные
долж-ности
(обычно решается вопрос о выборе одного
из трех пер
вых, прошедших по конкурсу). Решения принимаютсябольшинством
голосов. И еще одна задача стоит перед
Админи-стративными
советами министерств - развитие инициативы
со-трудников данного ведомства. С этой
целью лицам, вносящим рационализаторские предложения, выдаются по постановлениюсовета так называемые стимулирующие премии.В обязанности
служащих входят: верность нации, осуще-ствление
своих функций исключительно в общих интересах,
ане исходя
из собственных интересов или интересов
третьих лиц(данный принцип в итальянской
доктрине выводится из закреп-ленного
в Основном законе принципа беспристрастности
адми-нистрации),
соблюдение служебной тайны и подчиненности.
Кслужащим, пренебрегающим своими
обязанностями, могут при-меняться дисциплинарные
санкции. В Законе-рамке специальнооговаривается
особая ответственность руководителей
служб (ч.2
ст. 22): применение санкций к служащим не
исключает при-влечения руководителей служб
к дисциплинарной и администра-тивно-финансовой
ответственности за причиненный ущерб
сво-ему подразделению в результате отсутствия с их стороны преду-смотренного законом
контроля за соблюдением служебных обя-занностей
подведомственным персоналом, в том числе
установ-ленной продолжительности рабочего
дня и выполнения каждым работником своих служебных обязанностей.Служащие имеют право на сохранение своего рабочегоместа (перемещение
служащих одной и той же функциональнойквалификации
допускается только в рамках одного администра-тивного
подразделения или в рамках административных
подраз-делений
одного и того же учреждения. Для определенных
слу-жащих предусмотрен запрет перемещения
- обычные и админи-стративные магистраты,
преподаватели университетов), осуще-ствление
полномочий в рамках собственной профессиональнойквалификации,
продвижение по службе (по результатам
голосо-вания
с учетом качества работы и срока службы,
на основанииписьменных и устных экзаменов,
по усмотрению администра-ции), на
определенное экономическое содержание
(с учетом вы-слуги лет каждые два года увеличиваются дополнительныевыплаты
служащим, начиная с 8 %, а затем - на 2,5 %,
макси-
мальный размер
увеличения -64 % в течение 16 лет).Для определения зарплаты по должности в бюджетныхучреждениях действует
очень подробная тарификация, в связи
счем в системе государственного управления
Италии насчитыва-ется 60 тарифных разрядов
(в частном секторе все тарифные ко-лебания
укладываются в пределах дюжины). В основе
тарифика-ции лежит совокупность целого ряда условий: потребность вспециальных знаниях, необходимость длительного совершен-ствования
на данной работе, государственная важность
поста,степень
его ответственности и т. д. С учетом выслуги
лет служа-щим каждые два года увеличиваются дополнительные
выплаты,начиная с 8%, а затем на 2,5% (в результате в течение
16 лет зар-плата увеличивается на 64%). Пенсия за выслугу лет выплачива-ется
после достижения
60-летнего возраста
и не должна превы-шать 72% последнего заработка.Государственный
служащий не вправе получать другие до-ходы, кроме зарплаты
в данном учреждении. Это не распростра-няется
на акции, которые в силу их безымянности
крайне трудноконтролировать.
Совместительство, как правило, не разрешается(исключение делается
для преподавателей университетов, науч-ных работников,
врачей и представителей некоторых других
спе-циальностей).При совете министров
создан специальный