Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 09:20, контрольная работа

Описание работы

Классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Файлы: 1 файл

Гос.регулирование А.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства

по теме: Антимонопольная политика (1 вариант)

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление Экономика 

Профиль Экономика малого и среднего предпринимательства

Группа ЭП-11Кп

Ф.И.О Андреев А.А.

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 (А – Д) Классическое направление (А.Смит): определение роли государства в экономике.

 

Классическая  политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд  экономических теорий и выведен  ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости. Вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Основателем направления  является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.

Новый этап в  развитии классической школы знаменует  собой фигура Д. Рикардо с его  развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной  ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят У. Сениора и Г. Мартино.

Трудовая теория стоимости привела к появлению  группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы». Среди них можно выделить Т. Годскина, Уильяма Томпсона (ок.1785 — 1833), Чарльза Холла (1745—1825), Джона Грэя (1799—1850), Джона Фрэнсиса Брэя (1809—1895).

 

Экономистами, поддерживавшими классическую школу  в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец  Ж.Симон де Сисмонди и немецкий экономист  Ф. фон Германн.

Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической теории экономика  обладает способностью к саморегулированию  и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.

Причины появления

До зарождения основ классической школы в экономической  науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.

Именно в  это время зарождается новая  теоретическая школа экономической  мысли. Позднее она получит название классической политической экономии.

Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической  теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

Во времена  Древней Греции термин «ойкономия» означал «домохозяйство». В эпоху меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце 17-го — первой трети 19-го века.

Этапы развития

Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция)[1].

Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля[1].

Первый этап: середина XVII — начало XVIII века. Этот период характеризуется расширением  рыночных отношений. Развенчивание  теории меркантилизма. Главными представителями  этого направления в данный период времени считаются У.Петти и  П.Буагильбер[2].

Вторая половина первого этапа приходится на середину — начало второй половины XVIII века, характеризуется появлением такого направления школы, как физиократизм. Среди представителей данного направления  можно выделить Ф. Кене, А. Тюрго и  др. Представители физиократов придавали большее значение изучению сельского хозяйства, чем сферы обращения денежных средств[2].

Физиократы  значительно продвинули экономическую  науку, обозначили новое толкование ряда микро- и макроэкономических категорий. Но их внимание было приковано к проблемам сельскохозяйственного производства в ущерб другим отраслям экономики и особенно сфере обращения[2].

Второй этап полностью связан с именем Адама  Смита. Среди его трудов можно  выделить монументальное произведение «Богатство народов» (1776 год). Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и др. лежат в основе современных экономических концепций[3].

Третий этап — вся первая половина XIX века. В  историческом аспекте характеризуется  с завершением промышленного  переворота в развитых странах. В этот период идеи А. Смита углублялись и дополнялись целой группой его последователей, среди них: Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н.У.Сениор, Ж. Б. Сей, Ф. Бастиа и др.[4]

Четвёртый этап — завершающий этап во второй половине XIX века. Это период обобщения лучших достижений классической школы. Яркими представителями этого этапа являются Дж.С. Милль и К. Маркс. В этот период началось формирование «неоклассической экономической теории».[5]

Завершение  эпохи „классиков”, этапа классической политэкономии (помимо вышеприведённой, в литературе могут встречаться и другие именования и датировки этапов) отнюдь не означает завершения политической экономии вообще, как науки. Напротив, как и во многих других науках, „классический этап” является лишь „высоким стартом” жизненного цикла науки, открывающим следующие, не менее насыщенные страницы её истории. Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

 

В основе всех рассматриваемых  А. Смитом экономических явлений  лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов  классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление  о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговля).

В соответствии с классиками экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(А - Б) Антимонопольная  политика.

 

Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Антимонопольное законодательство является главным инструментом антимонопольной  политики. К его основным задачам относятся:

. Обеспечение благоприятных  условий и стимулов для развития  конкуренции и предпринимательства в национальной экономике.

. Снятие всех преград  на пути активизации конкуренции  на правовой основе, позволяющее  исключить монопольные действия  субъектов рынка, центральных  органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов.

. Определение правового  режима регулирования ответственности  за монопольные действия и  нарушения правил честной конкуренции.

. Защита интересов  малого и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса.

. Создание условий  для развития национальной экономики.

 

Органы, отвечающие за реализацию политики

 

Федеральный антимонопольный  орган входит в структуру федеральных  органов исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

 

 Территориальные органы  федерального антимонопольного  органа независимы не только  в организационно-структурном, но  и в финансовом отношении, поскольку  финансируются из средств федерального  бюджета.

 Законом не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

 Федеральный антимонопольный  орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации  и Законом, наделяет территориальные  органы полномочиями в пределах  своей компетенции.

 

Основные  нормативные документы, регламентирующие реализацию политики.

 

22 марта 1991 г 

Закон «О конкуренции... 

Является первым в  истории России антимонопольным  нормативным актом. Послужил основой  для формирования в РФ антимонопольного законодательства

Информация о работе Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства