Государственное регулирование торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа 2010 г.

Содержание работы

Введение
1. Методы государственного регулирования торговой деятельности
2. Права и ограничения для органов власти
3. Права и обязанности хозяйствующих субъектов
4. Табу для хозяйствующих субъектов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование торговой деятельности.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

Федеральное агентство морского и речного  транспорта

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Волжская государственная  академия водного  транспорта»

Отделение заочного обучения

Кафедра Гражданско-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Государственное регулирование торговой деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Н. Новгород

2010 г.

 

      Содержание 

Введение

  1. Методы государственного регулирования торговой деятельности
  2. Права и ограничения для органов власти
  3. Права и обязанности хозяйствующих субъектов
  4. Табу для хозяйствующих субъектов

Заключение

Список  литературы

 

      Введение 

     С 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный  закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Данным документом внесены существенные изменения в правовое регулирование торговой деятельности на территории РФ: установлены полномочия органов исполнительной власти (на федеральном уровне и уровне субъекта РФ) и органов местного самоуправления в области торговой деятельности, требования к организации и осуществлению торговой деятельности, а также меры по ее развитию. До сего момента аналогичного нормативного акта не существовало.

     Основной идеей Закона N 381-ФЗ является "создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле".

     Для достижения этих целей Закон N 381-ФЗ устанавливает антимонопольные  требования к органам государственной  власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления в области  регулирования торговой деятельности.

     В п. 1 ст. 3 Закона N 381-ФЗ отмечено, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

     Особо следует отметить Письмо Роспотребнадзора от 04.02.2010 N 01/1475-10-32, в котором чиновники  указали: в сферу применения Закона N 381-ФЗ вопросы, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, не входят. Кроме того, вводимые данным Законом методы государственного регулирования торговой деятельности не предполагают каких-либо изменений в подходах к контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований, установленных санитарным законодательством либо законодательством о техническом регулировании, к самим товарам, находящимся в обороте. При этом Закон N 381-ФЗ вообще не распространяется на сферу правового регулирования отношений по Федеральному закону от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

 

  1. Методы государственного регулирования
 

     Согласно  статье 4 Закона N 381-ФЗ государственное  регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

     1) установления требований к ее организации и осуществлению;

     2) антимонопольного регулирования  в этой области;

     3) информационного обеспечения в  этой области;

     4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой  области.

     Применение  не предусмотренных данным перечнем методов в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

     Обозначение пределов государственного регулирования  экономики, в том числе посредством  формулирования точного и исчерпывающего перечня форм и методов государственного регулирования, является не только самоограничением государства (в лице своих государственных органов) в воздействии на общественные отношения, но и определенной гарантией субъектам таких отношений, что другие средства воздействия на их поведение государство применять не будет и, следовательно, что соответствующие вопросы будут решаться на условиях саморегулирования или сорегулирования (если применение государством отдельных средств ставится в зависимость от определенных условий).

     В числе непосредственных и общих  методов регулирования отношений  между органами государственной  власти и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности следует назвать:

     1) лицензирование отдельных видов торговой деятельности отдельными видами товаров и, соответственно, запрещение и пресечение торговли данными видами товаров без соответствующей лицензии;

     2) государственное регулирование  цен на отдельные виды товаров.

     Систему методов государственного регулирования этих отношений дополняют общие методы, применяемые к данным отношениям как к разновидности других отношений (предпринимательских, налоговых, др.), а именно государственная регистрация хозяйствующих субъектов, государственная поддержка малого предпринимательства, прогнозирование и планирование, другие методы, присущие налоговому, таможенному, техническому и другим видам регулирования. Государственное регулирование отношений между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации помимо перечисленных в пунктах 1 и 4 части 1 статьи 4 Закона методов основывается на методах программирования и нормирования, содержание которых раскрыто непосредственно в Законе (соответствующие статьи главы 4).

     Еще более обширной система методов государственного регулирования представляется, если вспомнить о специальных методах регулирования отношений, возникающих при организации и осуществлении торговли отдельными видами товаров. В частности, Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" предусмотрен такой способ регулирования торговли алкогольной продукцией, как декларирование продажи алкогольной продукции. Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" предусматривает такой метод государственного регулирования, как аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств (в том числе в оптовой и розничной торговле лекарственными средствами). Федеральными законами от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в качестве метода государственного регулирования оборота отдельных видов оружия, наркотических средств и психотропных веществ предусматривается непосредственное ограничение их оборота. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в сфере производства и оборота сельскохозяйственной продукции применяются такие методы государственного регулирования, как товарные и закупочные интервенции.

     Косвенными  методами государственного регулирования  торговли отдельными видами товаров  являются сертификация, маркирование товаров (например, алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", табачной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"), государственная регистрация товаров (например, лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах"), поскольку таким образом запрещается оборот несертифицированных, немаркированных, незарегистрированных товаров.

     Сама  отрасль в лице хозяйствующих  в ней субъектов не очень нуждается  в "условно" исчерпывающих перечнях методов государственного регулирования. Во-первых, потому, что условность исчерпания ими методов государственного воздействия  на торговые и непосредственно связанные с ними отношения размывает гарантии реализации государством предсказуемой и стабильной государственной политики в сфере торговли. Во-вторых, потому что ограничение источников методов государственного регулирования только федеральными законами может сослужить плохую службу отрасли в ситуациях, когда потребуется оперативное применение мер воздействия, еще "не прописанных" в соответствующих федеральных законах, что ярко продемонстрировал финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов, побудивший Правительство РФ принять ряд антикризисных мер, в том числе в сфере торговли. С учетом комплексности и многоплановости возникающих при организации и осуществлении торговой деятельности отношений, высокой чувствительности отрасли к изменениям внешней и внутренней среды и зависимости от них, перечень источников, содержащих позитивные и косвенные средства государственного регулирования (например, создание благоприятных условий для развития отрасли, развитие научных исследований в сфере отрасли и др.), представляется логичным расширить и включить в него как минимум нормативные указы Президента РФ (см. статью 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации") или вовсе отказаться от определения нормативных источников методов государственного регулирования, как не гарантирующих отрасли защиту от применения государством строго определенного набора мер воздействия (в Законе нет реальных мер, обеспечивающих реализацию гарантий использования государством только методов, которые предусмотрены федеральными законами, а именно не определено, как следует оценивать принятие указа Президента РФ или постановления Правительства РФ, предусматривающего применение для воздействия на торговые и непосредственно связанные с ними отношения новые методы) и формально сдерживающих развитие системы государственного регулирования торговой деятельности. В качестве примера автономного от Закона развития указанной системы в пользу торговой отрасли следует привести программу по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, которая реализуется как эксперимент на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194. И хотя ее главными целями провозглашены поддержка российской автомобильной промышленности, повышение безопасности дорожного движения и стабилизация экологической ситуации, однако она предполагает косвенное регулирование такого сектора торговли, как торговля автомобилями - указанным актом предусматривается выделение субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства физическим лицам, сдавшим на утилизацию вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство. Отсутствие в статье 4 Закона такого метода государственного регулирования, как программирование и планирование, на федеральном уровне не препятствует Министерству промышленности и торговли РФ разрабатывать Стратегию развития внутренней торговли Российской Федерации на 2010 - 2015 годы, что не исключает в будущем постановку вопросов о ее легитимности (в зависимости от ее содержания). 

     2. Права и ограничения для органов власти 

     В Законе N 381-ФЗ четко прописаны полномочия всех представителей органов власти в области регулирования торговой деятельности.

     Так, например, Правительство РФ вправе утверждать методику расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также методику расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ (в том числе в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), муниципального района и городского округа в денежном выражении за финансовый год.

     Следует отметить, что последний норматив необходим для антимонопольного регулирования торговой деятельности.

     В компетенцию федеральных органов  власти входит:

     - утверждение методических рекомендаций  по разработке региональных программ развития торговли;

     - утверждение формы торгового  реестра, порядка его формирования  и предоставления информации, содержащейся  в данном документе;

     - участие совместно с уполномоченным  федеральным органом в определении  содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и поставку товаров (за исключением производителей товаров).

     А на плечи органов местного самоуправления ложится реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ.

     В частности, местные представители  органов власти:

     - разрабатывают и принимают законы (иные нормативные правовые акты) субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;

     - устанавливают (согласно утвержденной  Правительством РФ методике расчета)  нормативы минимальной обеспеченности  населения площадью торговых  объектов для конкретного субъекта  РФ;

     - проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара;

     - разрабатывают и реализовывают  мероприятия, которые могут каким-либо  образом содействовать развитию  торговой деятельности на территории  соответствующего субъекта РФ.

Информация о работе Государственное регулирование торговой деятельности