Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в фиксации и анализе двух составляющих любого государства – формы правления и формы государственного устройства.
Общая цель работы обусловила постановку к решению следующих задач:
изучить научную литературу по вопросу исследования;
дать дефиницию понятиям «форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства»;
дать характеристику формам правления государства, проследить тенденции их развития;
проанализировать формы государственного устройства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие формы государства, ее структура……………………………5
2. Формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития……………………………………………………………………………6
3. Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация…………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

          Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие формы государства,  ее структура……………………………5

2. Формы правления:  монархия, республика, их виды, тенденции  развития……………………………………………………………………………6

3. Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация…………………………………………………………………….13

          Заключение………………………………………………………………...17

Список литературы……………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Настоящая контрольная работа посвящена описанию и анализу форм правления и форм государственного устройства. Проблема определения формы правления и формы государственного устройства до настоящего времени остается актуальной в рамках теории государства и права.

В качестве объекта контрольной работы выступают формы правления и формы государственного устройства. Актуальность данного исследования обусловлена, таким образом, тем, что сегодня без изучения форм правления и форм государственного устройства невозможно анализировать современные политические процессы и явления. Изучение форм правления и форм государственного устройства способствует установлению закономерностей, случайностей в развитии государств, использованию положительного опыта в построении государства.

Предмет форм правления и форм государственного устройства составляет учение о формах государства.

Цель настоящего исследования состоит в фиксации и анализе двух составляющих любого государства – формы правления и формы государственного устройства.

Общая цель работы обусловила постановку к решению следующих задач:

  1. изучить научную литературу по вопросу исследования;
  2. дать дефиницию понятиям «форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства»;
  3. дать характеристику формам правления государства, проследить тенденции их развития;
  4. проанализировать формы государственного устройства.

Теоретическая значимость контрольной работы заключается в том, что в ней комплексно, системно описаны формы правления и формы государственного устройства.

Практическая  направленность исследования связана с возможностью использования его результатов для детального изучения дисциплины «Теория государства и права», обобщения и применения на практике полученных знаний о существующих формах правления и формах государственного устройства.

В работе использовались следующие методы исследования: описательный, включающий в себя приёмы анализа, синтеза, интерпретации, обобщения, а также элементы сопоставительного анализа.

Структура работы: контрольная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие формы  государства, ее структура

Типология государств тесно  связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного  типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

 Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Серьезное влияние на форму государства оказывает  культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные  условия проживания и т.д. Специфику формы государства определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает  в  себя  три  взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Считаем необходимым рассмотреть устройство государства. Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства); форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом; политический режим характеризует как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

 

2. Формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития

Форма правления представляет собой структуру высших  органов  государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Формы государственного правления подразделяются на:

           -   монархические (единоличные, наследственные)

           -   республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления являются:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;    

3) представительство государства монарха по своему усмотрению;

   4) юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в  условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

  В свою очередь монархия делится на:   

  -   абсолютную;

   -   дуалистическую;

  -   теократическую;

   -   парламентскую.

 Абсолютная  монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

 К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. В настоящее время государства, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией — это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония, и др.).

Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками :

1) правительство формируется из представителей  определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

2) лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является  символической;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5) правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию, Австралию, Канаду и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко, Иордании, Кувейте.

В некоторых государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. Такие монархи  носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются:

1) существование единоличного и коллегиального главы государства;

2) выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

4) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5) обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на :

- парламентские;

- президентские

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства  в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентской республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и  контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Информация о работе Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация