Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в фиксации и анализе двух составляющих любого государства – формы правления и формы государственного устройства.
Общая цель работы обусловила постановку к решению следующих задач:
изучить научную литературу по вопросу исследования;
дать дефиницию понятиям «форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства»;
дать характеристику формам правления государства, проследить тенденции их развития;
проанализировать формы государственного устройства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие формы государства, ее структура……………………………5
2. Формы правления: монархия, республика, их виды, тенденции развития……………………………………………………………………………6
3. Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация…………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты  президентской республики:

1) внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

2) ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

3) более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.

Классической президентской  республикой являются Соединенные  Штаты Америки. В соответствии с  конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – президенту, судебная – Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) – через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

Президентская форма  правления в различных странах  имеет свои особенности. Во Франции  президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что  президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах  президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне  с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления – практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью.

В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям ) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось  так, что сначала появились государства, форму которых прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII – XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация. Таким образом, в древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире – так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая  федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество.

 

3. Государственное  устройство: унитаризм, федерация,  конфедерация

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Исторически сложилось  три «классических» формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т.д. ).

Унитарное государство – это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т.д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение – «центру» и местным представительным органам.

Как правило, унитарное  государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления.

Исторически унитарная  форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федераций и конфедеративных государственных союзов.

В наше время унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших, однонациональных, а также для монархических государств. Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

Федеративное  государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение  полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов  федерации. Это способствует децентрализации  и «разделению» власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика.

Федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII – XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно-демократических революций. Известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

Сегодня эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация, ФРГ, Бразилия).

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. По мнению С.С. Алексеева, конфедерация – это «государственный союз государств» [см. Алексеев 1981; Алексеев 1993]. То есть ни одно из государств – членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких-либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре, искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма  сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается  крайне редко. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Вышеперечисленные три  формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящей контрольной работе нами были изучены формы правления (монархия, республика) и формы государственного устройства (унитаризм, федерация, конфедерация).

Под формой правления  понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве.

Формы правления различаются  в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Отличительным признаком  монархии является то, что верховная  власть полностью или частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, цезаря, шаха, императора и.т.д.). В большинстве случаев эта власть наследственная. Монархии делятся на два основных вида: абсолютную и ограниченную.

Республика – это форма правления при которой высшие органы власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной власти. Для республики обязательно наличие высшего представительного органа власти, избираемого народом. Все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские.

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Унитарное государство  – это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно-территориальными образованиями, не имеющими каких-либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение – «центру» и местным представительным органам.

Федеративное государство  – это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления.

Конфедерация – это «государственный союз государств». Ни одно из государств – членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д.

Основными результатами настоящего исследования являются следующие:

    1. изучена научная литература по вопросу исследования;
    2. определены понятия «форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства»;
    3. дана характеристика формам правления государства, прослежены тенденции их развития;
    4. проанализированы формы государственного устройства.

Информация о работе Государственное устройство: унитаризм, федерация, конфедерация