Государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных предприятий.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
– дать понятие юридического лица в РФ;
– рассмотреть виды юридических лиц в РФ;
– описать понятие и признаки государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
1 Общая характеристика юридического лица………………………………
1.1 Понятие юридического лица…………………………………………...
1.2 Виды юридических лиц в РФ………………………………………….
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………………
2.1 Характеристика унитарных предприятий …………………………..
2.2 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 3

Файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.docx

— 76.65 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Статья 7 Закона об унитарных предприятиях регулирует ответственность унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Это означает, что в общем случае имущество унитарного предприятия не может быть использовано в целях, отличных от тех, для выполнения которых оно создано. Проще говоря, орган государственного или муниципального управления не имеет права требовать от созданного им унитарного предприятия денежных средств или иного имущества для погашения своих обязательств или иных специфических целей (например, для ликвидации кассового разрыва). Подчеркнем, что речь идет не об имуществе, принадлежащем унитарному предприятию на праве собственности, а об имуществе, находящемся в унитарном предприятии на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Таким образом, фактически унитарное предприятие может на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается за счет имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности. С другой стороны, собственники имущества унитарных предприятий несут весьма ограниченную ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия. Такая ответственность может наступить только в случае, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. При этом на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия только при недостаточности имущества предприятия.

В отношении федеральных государственных унитарных предприятий признано необходимым определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно–правовых форм. При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

Итак, отличительной чертой унитарного предприятия является то, что они не имеют права собственности на принадлежащее им имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

 

2.2 Характеристика государственных и муниципальных                     унитарных предприятий

 

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (абз.1 п.1 ст.113 ГК РФ).

Унитарные предприятия – юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной (муниципальной) собственности.

Форма унитарного предприятия предполагает наличие у такой коммерческой организации определенного уставного фонда, размер которого не может быть менее минимума, определенного специальным законом. В отсутствии такого закона сохраняет силу правило подп. «г» п.3 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с ним размер уставного капитала государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000–кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством на дату представления устава предприятия для регистрации.

Устав является единственным учредительным документом такого юридического лица. Помимо сведений о размере и источниках формирования его уставного капитала в уставе унитарного предприятия обязательно должны содержаться сведения о предмете и целях его деятельности (абз.2 п.1 ст.113 ГК РФ). Ведь унитарное предприятие является единственным видом коммерческих организаций, имеющим специальную (целевую), а не общую правоспособность (п.1 ст.49 ГК РФ). Органом такого предприятия является его единственный руководитель (директор), назначаемый собственником и подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому–либо аналогичному органу (п.4ст.113ГК РФ). Унитарное предприятие обязано иметь фирменное наименование с указанием собственника его имущества (муниципальное предприятие и т.д.).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию. Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия утвержден распоряжением Минимущества России от11. 12. 2003 №6945р.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
  • необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

  • если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд;
  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  • необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  • необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Унитарное предприятие не отвечает по обязательствам своего учредителя–собственника. Собственник не несет ответственности своим имуществом по долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, но может быть привлечен к дополнительной ответственности по долгам предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного). По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем ему имуществом вплоть до банкротства (кроме казенных предприятий). Это не исключает действия общих правил ГК РФ о возможной дополнительной ответственности собственника–учредителя по долгам созданной им организации, когда такая организация стала банкротом из–за выполнения обязательных для нее указаний собственника (п.8 ст.114 и п.3 ст.56 ГК РФ).

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах – основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (казенные).

Поскольку унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, исключает дополнительную ответственность собственника–учредителя по своим долгам, к его имуществу предъявляются повышенные требования. Ведь его уставный капитал, как и уставный капитал хозяйственных обществ, представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредиторов.

Поэтому уставный капитал такой организации не может меньше минимума, установленного законом. При этом к моменту регистрации предприятия весь его уставный капитал должен быть полностью оплачен собственником–учредителем (п.п.3 и 4 ст.114 ГК РФ).

При уменьшении чистых активов такого предприятия менее объявленного размера уставного фонда оно должно объявить и зарегистрировать это уменьшение, такое правило действует только на момент окончания финансового года и реализуется органом, уполномоченным создавать данные предприятия. Согласно п.6 ст.114 ГК РФ об этом уменьшении должны быть поставлены в известность кредиторы унитарного предприятия, получающие при этом право на досрочное исполнение или прекращение соответствующих обязательств. Кроме того, исключается передача учредителю–собственнику причитающейся ему в соответствии с уставом части доходов предприятия. Если же размер чистых активов унитарного предприятия станет меньше установленного законом минимума, предприятие подлежит ликвидации по решению суда (п.5 ст.114 ГК РФ). Таким образом, к уставному капиталу унитарного предприятия предъявляются те же требования, что и к уставному капиталу хозяйственных обществ.

Унитарные государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве оперативного управления на переданное им собственником имущество получили наименование казенных.

Необходимость в появлении такой разновидности унитарных предприятий обусловлена наличием организаций, действующих хотя в качестве производственных предприятий–несобственников, но по сути от имени государства в целом и в его интересах. Поскольку направляющее их деятельность государство должно соответственно взять на себя и определенную ответственность за них перед другими участниками оборота, такие предприятия не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество, причем не только недвижимое, но и движимое, включая готовую продукцию. Число таких предприятий сравнительно невелико и все они без исключения находятся в федеральной государственной собственности. Установление дополнительной ответственности их учредителя–собственника (государства) по их долгам является неизбежным следствием наличия у них ограниченного права оперативного управления за закрепленное за ними имущество государства (п.п.4 и 5 ст.115 ГК РФ), что вызывается также необходимостью охраны интересов других участников имущественного оборота.

Имущественный статус казенных предприятий в этом смысле схож с положением госбюджетных учреждений, хотя они, конечно, не финансируются по смете, а имеют самостоятельный баланс и получают известные доходы от результатов своей деятельности. Однако с учетом субсидиарной ответственности федерального государства по их долгам закон не предъявляет их уставному капиталу таких же жестких требований, как к уставному капиталу унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Казенное предприятие согласно прямому указанию п.1 ст.115 ГК РФ может быть создано только на базе федерального имущества и по решению Правительства РФ и в случаях, прямо предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях. Они реорганизуются и ликвидируются также исключительно по решению федерального правительства и действуют на основании Типового устава для казенных предприятий утвержденного Правительством РФ.

Одна из особенностей унитарного предприятия состоит в том, что оно может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц.

Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, не являются собственниками закрепленного за ними имущества, и без согласия собственника этого имущества не вправе распоряжаться им по своему усмотрению.

Информация о работе Государственные и муниципальные предприятия как субъекты гражданского права