Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:28, курсовая работа
Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве.
Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (УНИТАРНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..5
1.1 Понятие государственных и муниципальных предприятий…………...5
1.2 Формы унитарных предприятий…………………………………………7
1.3 Особенности унитарных предприятий………………………………...11
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………16
2.1 Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований……………………………………………..16
2.2 Критерии эффективности работы муниципальных предприятий……23
2.3 Факторы, влияющие на эффективность работы муниципальных предприятий………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………………….
В отношениях, регулируемых частным правом, государство не обладает властными полномочиями. Здесь оно подчинено общим принципам гражданского права. Таким образом, происходит своеобразное «расщепление» личности государства в зависимости от природы отношений, в которых оно участвует.
И тем не менее властная (публично-правовая) сущность государства дает о себе знать и в гражданском праве. Она выражается в особом характере государства как субъекта гражданского права, поскольку оно, будучи организацией, не признается тем не менее юридическим лицом. В этом специфика правового положения государства в российском гражданском праве, где классификация субъектов предстает как трехчленная – физические лица, юридические лица и особое лицо – государство. Подчеркивая особенность государства как субъекта частного права, его тем самым выводят из общего рада субъектов. Вместе с тем конструкция «особого лица» таит в себе и ряд проблем.
Следуя этой трактовке, необходимо пояснять, в чем состоят особенности государства как субъекта гражданского права. Однако законодатель идет по иному пути, распространяя на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то – уже. Рад возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией. Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные.
Государство участвует в гражданском
обороте не в своих частных
интересах, а в целях наиболее
эффективного отправления публичной
власти. Эти цели предопределяют и
сущность правоспособности государства.
Она не может быть общей, ибо природа
государства не позволяет ему
приобретать рад прав и возлагать
на себя некоторые обязанности. Однако
она не может считаться и специальной,
ограниченной лишь теми возможностями,
которые прямо перечислены
Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой – она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от ответственности и т. д. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте, вытекают и из других норм Конституции.
Государство как таковое неспособно
своими действиями приобретать и
осуществлять гражданские права, а
также создавать и исполнять
обязанности. От его имени всегда
действуют государственные
Государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права, приравненные к государству. Государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разных уровней (разной степени охвата территории, общности и т. п.). Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме того имущества, которое закреплено за юридическими лицами или может находиться только в государственной или в муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК). Любой из этих субъектов не отвечает по обязательствам другого (пп. 4 и 5 ст. 126 ГК) 12, если только он не дал гарантию (поручительство/ в отношении такого обязательства. В законе могут быть установлены случаи, когда такая ответственность наступает и при отсутствии гарантии (поручительства).
В гражданско-правовых отношениях участвуют три категории субъектов: 1) Российская Федерация; 2) субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; 3) муниципальные образования.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).
Особыми участниками гражданского
оборота выступают
Муниципальные образования создаются
по модели образований государственных,
однако в отличие от последних
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
От имени муниципальных
2.2 Критерии эффективности работы муниципальных предприятий
Сложность определения критерия эффективности
работы для муниципального унитарного
предприятия определяется двойственностью
его статуса. С одной стороны,
унитарное предприятие является
на рынке муниципальных услуг
равноправным с другими хозяйствующими
субъектами и его целью, согласно
Гражданскому кодексу РФ, должно быть
получение прибыли. С другой стороны,
муниципальные предприятия
Понятие эффективности применительно
к муниципальной собственности (как
и любой иной публичной собственности)
отличается от понятия экономической
эффективности, которое применяется
при коммерческой оценке использования
частной собственности. В отношении
муниципальной собственности
Использование этих двух критериев в хозяйственной деятельности муниципалитета служит основой для разделения муниципальных хозяйствующих субъектов на две группы: муниципальные предприятия, ориентированные на получение дохода, и муниципальные учреждения, ориентированные на получение социального, некоммерческого эффекта.
В общем виде такой подход достаточно прост и понятен. Действительно, школа, больница, музей, подростковый клуб должны быть учреждениями, а рынок, жилищно-коммунальная, транспортная, ремонтно-строительная организация – предприятиями. В реальной жизни все гораздо сложнее, поскольку коммерческие и социальные цели в деятельности одной организации могут переплетаться. Муниципальные учреждения могут оказывать и оказывают населению платные услуги, сокращая тем самым потребность в бюджетном финансировании, а муниципальные предприятия не могут абстрагироваться от решения социальных задач. Важно лишь и в том и в другом случае соблюдать определенную меру, установление которой является одновременно и наукой и искусством муниципального управления.
В ряде случаев выбор между
Точка зрения авторов (возможно, кому-то
она покажется излишне
Муниципальная власть имеет определенные
рычаги воздействия на деятельность
унитарных предприятий с целью
учета интересов населения. Во-первых,
это установление для предприятия
соответствующих критериев
Выполняя установленные
С вопросом о критерии эффективности работы муниципальных предприятий необходимо определиться изначально, чтобы в дальнейшем иметь основу для оценки целесообразности мероприятий по реформированию системы управления этими предприятиями.
Конкретный расчет показателей
экономической эффективности
2.3 Факторы, влияющие на
Как уже отмечалось,
эффективность деятельности большинства
муниципальных унитарных
Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия