Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:28, курсовая работа
Унитарные предприятия как юридические лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве.
Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (УНИТАРНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………..5
1.1 Понятие государственных и муниципальных предприятий…………...5
1.2 Формы унитарных предприятий…………………………………………7
1.3 Особенности унитарных предприятий………………………………...11
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………16
2.1 Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований……………………………………………..16
2.2 Критерии эффективности работы муниципальных предприятий……23
2.3 Факторы, влияющие на эффективность работы муниципальных предприятий………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...33
Список используемой литературы………………………………………….
Факторы, влияющие на эффективность работы муниципальных унитарных предприятий, можно разделить на три группы:
К внешним факторам,
зависящим от общей ситуации в
государстве, можно в первую очередь
отнести низкий жизненный уровень
большинства населения и
Другой серьезной причиной является неудовлетворительное финансирование государственных учреждений и организаций, расположенных на территории муниципальных образований. Во многих регионах крупнейшими дебиторами муниципалитетов являются государственные унитарные (казенные) предприятия, организации Министерства обороны, Министерства юстиции и др. И в этом случае муниципальной власти не остается ничего другого, кроме как перекладывать эти расходы на свои унитарные предприятия.
Следующей причиной является передача в муниципальную собственность большого количества ведомственного жилищного фонда, объектов социальной сферы и инженерного обеспечения городов в процессе приватизации государственных предприятий. Предполагалось, что на содержание этих объектов местные бюджеты получат соответствующие дополнительные источники доходов. Однако в реальной жизни этого не произошло, в лучшем случае выдавались незначительные разовые компенсации. К тому же, многие объекты были переданы в муниципальную собственность в крайне изношенном состоянии и требуют крупных расходов на их поддержание в работоспособном состоянии. Некоторые жилые дома, котельные, инженерные сети и другие объекты были просто заброшены их прежними хозяевами, и органы местного самоуправления были вынуждены принимать на себя их содержание в аварийном порядке.
Следующей причиной
является неконтролируемый рост цен
и тарифов на услуги естественных
монополий: электроэнергия, газ, железнодорожные
перевозки. Зачастую такие повышения
происходят в середине финансового
года, когда все местные бюджеты
и сметы расходов муниципальных
предприятий сверстаны и
Наконец, государство не создало необходимой правовой базы для деятельности муниципальных предприятий, ограничив ее лишь крайне неудачной формой унитарного предприятия, о чем уже говорилось выше. В свое время предполагалось принять отдельный федеральный закон об унитарных государственных и муниципальных предприятиях, однако и этого сделано не было.
К местным факторам,
влияющим на эффективность работы муниципальных
унитарных предприятий, относятся
уровень бюджетной
Разумеется, политика
муниципалитета во многом определяется
ситуацией в государстве и
политикой государства. Как уже
отмечалось, государство не компенсирует
или не полностью компенсирует местным
бюджетам расходы на финансирование
федеральных социальных мандатов и
на оплату услуг, оказываемых муниципальными
предприятиями государственным
организациям. Социальная значимость
ряда муниципальных услуг, цены и
тарифы на которые, согласно законодательству,
устанавливаются органами местного
самоуправления, не позволяет им применять
прямые рыночные механизмы оплаты этих
услуг. В первую очередь это относится
к стоимости отопления, горячего
и холодного водоснабжения, внутригородских
пассажирских перевозок. Поддержание
низких тарифов является объективной
необходимостью, а компенсировать разницу
приходится местным бюджетам. Эта
разница перекладывается на муниципальные
унитарные предприятия, обрекая
их на неэффективное
Муниципалитет,
преследуя свои сегодняшние интересы
и, зачастую не думая о дне завтрашнем,
вынуждает унитарные
Еще одним фактором, зависящим от муниципалитета, является отсутствие достаточного контроля за деятельностью унитарных предприятий со стороны собственника, о чем будет сказано ниже. Здесь лишь следует отметить, что каждое предприятие, в т. ч. и унитарное, должно обладать достаточной степенью хозяйственной самостоятельности. Эта предпринимательская свобода, безусловно необходимая для успешного ведения дела, достигается, в первую очередь, правовыми методами, в частности – выбором организационно-правовой формы предприятия, а также содержанием муниципальных контрактов с органами местного самоуправления, осуществляющими его финансирование. Однако хозяйственная самостоятельность и контроль не исключают друг друга.
Несмотря на то,
что в некоторых случаях
Из внутренних
факторов, влияющих на эффективность
работы муниципальных унитарных
предприятий, важнейшим является незаинтересованность
руководителей и работников предприятий
в снижении затрат и повышении
эффективности своей
Старение и
высокая степень износа основных
фондов на обслуживаемых объектах (здания,
инженерные коммуникации) и на самих
предприятиях (транспортные средства,
оборудование и др.) также является
одной из проблем, не позволяющих
повысить эффективность работы муниципальных
унитарных предприятий. Достаточно
сложная ситуация складывается в
большинстве предприятий в
Еще одна проблема
муниципальных унитарных
Проблема сбора
платежей за предоставленные услуги
во многих случаях тоже лежит на
плечах муниципальных предприятий.
Неплатежи населения за услуги, оказываемые
муниципальными предприятиями, особенно
в жилищно-коммунальном хозяйстве,
стали для многих граждан нормой.
Здесь возникает множество
Работники местных администраций, как правило, видят основную причину неудовлетворительной работы унитарных предприятий во внутренних факторах, в уровне работы предприятий и их руководителей, тогда как сами руководители предприятий обычно обвиняют муниципальную власть. Однако было бы справедливым считать, что на эффективность работы муниципальных унитарных предприятий влияют все факторы в комплексе. Соответственно и решения по оздоровлению работы муниципального сектора экономики должны носить комплексный характер.
Заключение
Подробно рассмотрев и изучив теоретические
и правовые аспекты нашей темы,
можно сделать следующие
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (государством или органом местного самоуправления) имущество. Деятельность таких предприятий регулируется § 4 гл. 4 ГК, а также специальным законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарные предприятия делятся на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления. Разновидностью унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является муниципальное предприятие.
Общим признаком всех унитарных
предприятий является то, что они
не наделены правом собственности на
закрепленное за ними имущество. Собственником
имущества здесь является его
учредитель. Само же предприятие обладает
правом хозяйственного ведения или
оперативного управления на это имущество.
Имущество унитарного предприятия
является неделимым и не распределяется
между работниками предприятия.
Фирменное наименование унитарного
предприятия обязательно должно
содержать указание на собственника
его имущества. Как следствие, устав
унитарного предприятия обязательно
должен содержать сведения о собственнике
имущества, порядке и источниках
формирования его уставного фонда.
Определенные особенности характеризуют
ответственность унитарных
Характерной тенденцией развития правоспособности
хозяйствующих субъектов в
Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают определенным правовым статусом, который служит отправным пунктом их предпринимательской правосубъектности. С точки зрения значимости социального положения в системе предпринимательских отношений государственные и муниципальные предприятия являются необходимым и незаменимым элементом данной системы. В России исторически государство в силу географических, климатических и внешнеполитических факторов наряду с обычными функциями, свойственными всем государствам, выполняло функцию хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день унитарные предприятия являются одной из основных форм участия государства в предпринимательской деятельности, а важность и необходимость участия самого государства в коммерческом обороте очевидна.
Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия