Государственный внутренний долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:34, доклад

Описание работы

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Файлы: 1 файл

Внутренний долг государственный.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

ГОУ ВПО 

«Сургутский Государственный  Университет

Ханты-Мансийского  Автономного Округа – Югры»

__________________________________________________________________

Факультет управления 
 
 
 
 
 
 

Доклад

по  дисциплине «Управление государственным долгом»

На  тему:

Государственный внутренний долг 
 
 
 

Автор Буланов  К.А.

Группа 23-85 
 
 
 

Сургут 2011 г. 

     Внутренний государственный долг — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

     В Российской Федерации включает в  себя долговые обязательства Правительства  РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

     Может иметь форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

     Долговые  обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

     Основные  государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

    • государственные краткосрочные облигации ГКО;
    • государственные долгосрочные облигации;
    • облигации государственного сберегательного займа;
    • облигации внутреннего государственного валютного займа;
    • казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.
    • Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

     Внутренний  долг РФ, выраженный в государственных  ценных бумагах, с начала 2010г. увеличился на 1,76%, по данным Министерства финансов России. По состоянию на 1 апреля 2010г. этот показатель составил 1 трлн 869,6 млрд руб.

     Внутренний  долг в марте 2010г. вырос по облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) на 2,08% и 49,8% соответственно. В то же время данный показатель сократился по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 1,69%.На конец месяца долг России по ОФЗ-ПД составил 738,4 млрд руб., по ОФЗ-АД - 848,8 млрд руб., по ГСО-ППС - 150,4 млрд руб.

Долг  по государственным сберегательным облигациям с 

фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС)

за месяц  не изменился и составил 132 млрд руб. (7,26%).

Ранее Банк России сообщал, что общий внешний  долг России вырос 

по итогам I квартала текущего года до 473,7 млрд долл.

По сравнению  с показателем на 1 апреля 2009г. этот показатель

увеличился  на 6,1%.

По данным Министерства Финансов РФ на 10 августа 2009 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 1 526 231,013 млн рублей 

1. Государственный  долг

1.1 Понятие и значение  государственного  долга

Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком  выступает государство  в лице его органов, а кредиторами -- физические и юридические  лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком 16, Финансы, АМ.Ковалева, с.84.

Как один из видов кредита  государственный  кредит предоставляется  на началах вероятности  и платности; однако государственный  кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Во -- первых, аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

Банковский  кредит -- это движение ссудного капитала, предоставляемого банками  предприятиям и организациям для обеспечения  непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Целью предоставления такого кредита служит получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в силу его экономических интересов носит производительный характер.

Во -- вторых, при предоставлении банковского кредита  в качестве обеспечения  могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности -- товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество находящееся в его собственности.

Функционирование  государственного кредита  ведет к образованию  государственного долга. Государственный долг -- это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты там же. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные  размеры государственного долга отражают кризисное  состояние экономики  России. Увеличение заимствований на финансовом рынке  и у зарубежных кредиторов приводит к росту расходов на обслуживание и погашение государственного долга и уменьшению государственных расходов по другим направлениям.

Такие масштабы государственного долга требуют  и соответствующего управления им. Одним  из методов регулирования  является утверждение  законодательной  властью его верхних пределов. Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2000 год» установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2001г.: по долговым обязательствам -- в сумме 593,2 млрд. руб., по целевым долговым обязательствам -- в сумме 30 млрд. руб. Этим же законом установлен и предельный размер государственных внешних заимствований РФ (несвязанных финансовых кредитов) на 2000г. в сумме до 9,0 млрд. долл. США.

Обслуживание  государственного внутреннего  долга возложено  на Центральный банк РФ.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально- государственных и административно- территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ. Ответственность по муниципальным займам несут органы, их выпустившие.

Государственный внутренний долг обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства  РФ.

Выплата доходов по займам и их погашение  являются одной из главных статей бюджетных  расходов. В условиях. когда государственный  долг достигает такого уровня, при котором страна не в состоянии своевременно выполнять свои долговые обязательства, правительство вынуждено прибегать к их пролонгации, т.е. удлинению сроков погашения, или конверсии - уменьшению размеров выплачиваемых процентов по займам.

Основная  цель выпуска займов в сегодняшней  России -- это покрытие дефицита бюджета  и рефинансирование предыдущих займов. Это означает, что  на ту сумму задолженности, которая должна быть погашена в данном году, осуществляется выпуск новых займов. Рост государственных расходов влечет за собой увеличение займов и долга, поэтому государственный внутренний долг тесно связан с государственным бюджетом как фактом своего происхождения.

Ведущими  методами финансирования государственного долга  являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

Наиболее  целесообразным является выпуск государственных  ценных бумаг, но в  этом случае перед  государством возникает  серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам. Даже в странах со стабильной экономикой используются различные подходы. Так, долгое время в США предпочтение отдавалось долгосрочным ценным бумагам; в Германии, Японии, Франции, Англии - среднесрочным. Доля краткосрочных ценных бумаг в этих странах незначительна.

Различают внешний и внутренний государственный  долг.

Отметим, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств, рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие  определения:

Внешний государственный  долг -- это долг иностранным  государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний  долг - это долг государства  своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние  долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Нарастание  внутреннего долга  менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Рост  государственного долга  влечет за собой реальные негативные экономические  последствия.

Информация о работе Государственный внутренний долг