Государство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:16, контрольная работа

Описание работы

Сам термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения в период древности и относится не только к территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и к другим регионам, заселенным в прошлом греческим народом, как, например, Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии, известные как Великая Греция, а также разбросанные греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей.

Содержание работы

Введение
Периодизация этапов развития Греческого государства.
Первые государственные образования Древней Греции.
Особенности развития гомеровского общества. 11 -4 вв до н.э.
Архаическая греция 8-6 вв. до н.э.
Реформы Солона
Реформы Клисфена
Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.
Государство Древней Спарты
Глоссарий
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1.docx

— 64.43 Кб (Скачать файл)

* Более мелки  единицы получили название демов, во главе которых были демархи. В их обязанности входила запись новорожденных от свободных граждан, набор ополченцев, выбор по жребию на должности Совет 400 и суд присяжных. Каждая фила должна была сформировать подразделение пехоты, всадников и снарядить за свой счет Пять военных судов с экипажем и начальником.

* Совет 400 реорганизуется. Создается Совет 500 - по 50 человек  от каждой филы. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, стратегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

* С именем Клисфена связано возникновение остракизма (суда черепков). Народное собрание путем тайного голосования могло изгнать из Афин сроком на 10 лет без конфискации имущества всякого, кто приобрел чрезмерное влияние и представлял угрозу государству, всеобщему миру и афинской демократии.

Реформа Клисфена окончательно сокрушила господство родовой аристократии, отвечала интересам демоса. В то же время институт рабства принял более широкие масштабы. В V веке до н.э. в Афинах число рабов превысило число свободных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э.

Высшим  органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан  мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2-3 раза в месяц, оно избирало должностных  лиц, принимало или отклоняло  законы. Роль народного собрания была весьма значительной. Формально любой  вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен  на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные  должности. Каждый гражданин мог  выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроекты. С 462 года до н.э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, могли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом 500 и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения.

Всякий  афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно, если этот закон нарушал  принципы демократии. Если обвинение  подтверждалось, автора законопроекта  могли лишить гражданских прав. Афинский гражданин мог предъявить обвинение  любому должностному лицу в злоупотреблении  властью и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся  от занимаемого поста.

Наиболее  важным по значению органом был Совет 500. Его члены избирались по жребию народным собранием. К избранию допускались  граждане не моложе 30 лет, если они платили  налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим, постоянно действующим правительственным учреждением.

Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении  находилась казна, государственная  печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы - пританы - вели народные собрания. Совет следил за точным исполнением принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания.

Важные  судебные дела рассматривал суд присяжных - Гелиэя. В нем насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении 30 лет. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решения суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. При вынесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника Родины, лишить гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегии 11.

Гелиэя, как наиболее демократический орган, была использована для борьбы с аристократией. Многие противники Афинского строя, в т. ч. члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, взяточничество, растраты. По реформе Эфиальта в 462 г. до н.э. политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом 500 и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа.

Важным  органом исполнительной власти являлась коллегия 10 стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого  голосования, а не жеребьевкой. Разрешалось  переизбрание на следующий срок. Это  правило в первую очередь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный  ценз.

В ведении  этого органа была казна, внешние  сношения. Стратеги готовили для народного  собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное  место принадлежало первому стратегу. С середины 5 в. роль этой коллегии в  системе государственных учреждений резко возросла.

Возвышение  коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Ареопаг стал судом  по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки.

Из 9 членов Коллегии архонтов приоритет имели  первые три: архонт эпоним, базилевс, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилевс ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метеки (иностранцы). Фесмофеты (остальные архонты) определяли порядок рассмотрения дел в суде.

Дела  разбойников, похитителей рабов, грабителей рассматривала Коллегия 11. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу.

Один  из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция (Функции аналогичны современной.). На должности полицейских зачисляли метеков и рабов. Полицейская служба предоставлялась свободному афинянину настолько унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом.

Политическое  устройство Афин было самым передовым  в странах Древнего мира. Свойствами ее демократии были: участие граждан  в принятии законов, отправление  правосудия, выборность, сменяемость  и подотчетность должностных  лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ  решили".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государство Древней Спарты.

Спарта была рабовладельческим  государством, но с сильными пережитками  общинного быта. Основой экономики  здесь было сельское хозяйство. Ремесло  было развито крайне слабо. Необходимость  держать в постоянном страхе и  повиновении рабов, число которых  в несколько десятков раз превышало  число свободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину и единство в своей среде. Отсюда - стремление коллектива рабовладельцев искусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредить накопление движимых богатств в одних  руках, тенденция соблюдать уравнительность  в среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этой причине  в Спарте очень долго сохраняет  свой авторитет наследственная аристократия, тогда как в Афинах родовой  власти был нанесен сокрушительный удар еще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена).

В Спарте самым многочисленным классом были рабы (илоты), которых насчитывалось  приблизительно около 220 000 чел. Положение  илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов в других античных государствах. Считают, что илоты - это  завоеванное население, обращенное в рабство. Это государственные  рабы, сидящие на земле, т. е. прикрепленные  к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно, Спарта не знала частной собственности  на рабов. Спартанцы сообща владели  всеми рабами и всей землей.

По  существу, класс спартиатов был небольшой  группой правящего класса, эксплуатировавшей  рабов. Чтобы держать этих рабов  в повиновении и беспощадно расправляться  с рабскими восстаниями, нужна была определенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданию сильного и боеспособного  войска. У них вся система воспитания была подчинена одной цели: сделать  из граждан хороших воинов.

Вся полнота  государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредотачивалось  в таких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании. Эфоры, власть которых Платон и Аристотель называли "тиранической", стояли выше всех прочих органов власти. Они созывали герусию и народное собрание и представительствовали в них. Они сопровождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предавать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведовали финансами и внешними сношениями, руководили набором войска и т.д. При всем этом эфоры практически были безответственны, поскольку в своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками. Таким образом, эфорат являлся коллегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты.

Второй  орган - совет старейшин (герусия) был  учрежден в IХ в. до н.э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в нее вошли также эфоры. Должность геронтов замещалась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании - криком. "Эксперты" на дощечках для письма отмечали силу крика.

Герусия имела законодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала  вопросы, подлежащие решению якобы "народа". Она контролировала и  действия царей. Она ведала также  судебными делами о государственных  и религиозных преступлениях.

Существовала  и царская власть. Цари (2) являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали  жертвоприношения. Первоначально власть царей на войне была весьма широкой, но затем она все более ограничивалась эфорами.

Народное  собрание - апелла. По своему происхождению - это весьма древнее учреждение, имеющее очень много общего с афинским (гомеровским) народным собранием. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собирались они один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари, а позже - эфоры (один из них). Большого значения в политической жизни Спарты апелла не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции.

Как и  повсюду, в народном собрании обсуждались  в первую очередь вопросы войны  и мира, уже предрешенные прочими  органами власти, в частности эфорами.

Сравнительно  несложный государственный аппарат  состоял также из некоторого количества должностных лиц различного ранга, ведавших определенными делами. Эти  должностные лица либо избирались народным собранием, либо назначались царями и эфорами, перед которыми они  и отчитывались.

Основным  источником права Спарты был обычай. О законах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всей вероятности, до 6 в. до н.э. еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или других нормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталого характера спартанской экономики правовая системы Спарты была разбита, значительно меньше, чем в Афинах.

Всей  совокупностью гражданских политических прав пользовалось сравнительно малочисленная  группа спартанцев (спартиатов), обитавших  в городе Спарта. Юридически спартанцы  считались равными друг, другу. "Равенство" спартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед  лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного  строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству.

Сохранение  сиссистий имело целью поддержать и сохранить военную дисциплину. Надеялись, что "воин не покинет своего товарища по столу".

В Спарте в VI-V вв. до н.э. не существовало частной  собственности на землю в том  виде, в каком она существовала при развитой античной собственности. Юридически верховным собственником  всей земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев спартиатам.

Информация о работе Государство Древней Греции