Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 05:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
• тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
• сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
1.3. Признаки гражданского общества
1.4. Специфика формирования гражданского общества в России
Глава 2. Государство и гражданское общество
2.1. Взаимосвязь государства и гражданского общества
Глава 3. Направления и перспективы развития гражданского общества в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государство и гражданское право.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

 

Парадокс состоит в  том, что заранее определенных условий  развития гражданского общества не существует - ни благоприятных, ни негативных. Слабое государство, если оно авторитарно, может оказаться столь же тормозящим фактором, как и сильное. Экономический подъем может помешать развитию гражданского общества ничуть не меньше, чем экономический кризис. Развиваться должны прежде всего сами люди. То есть прежде всего нужно заботиться о воспитании молодого поколения, готовя его к жизни в открытом, свободном обществе и государстве. Эффективная система образования является основой будущего развития государства, необходимым условием успешного проведения реформ. Именно образованность общества позволяет сегодня относить Россию к странам развитым, а не развивающимся.

Среда гражданского общества в России территориально фрагментирована. Эта среда есть только в десятке  мегаполисов, а уже в большинстве областных центров (где 3-5 капиталистов, 50-100 лавочников и столько же интеллигентов на весь город) ее нет. Не говоря о том, что численно эта среда составляет максимум 10% от населения страны. Наша задача - создание условий для формирования среды гражданского общества в глубинке России. [23, стр. 100]

В связи с этим кажется  правильной постановка вопроса о  развитии среды существования гражданского общества, о достижении полноценных  гармоничных отношений его институтов с органами государственной власти. Только таким образом государство сможет не только освободиться от не свойственных ему функций, но и будет способным поддержать общественную инициативу, сделать ее многофункциональной, разноплановой, самодостаточной. Если же государство не возьмет на себя смелость идти в таком направлении, то у него нет другого пути, как вновь превратиться в механизм регулирования "всего и вся", на что современная Россия согласиться не может - слишком мало у нас ресурсов, слишком много у нас проблем. Будущее - за самостоятельной общественной инициативой. Опора исключительно на государство оставит нашу страну в XX веке, сделает ее анахронизмом.

В Российской Федерации  взят курс на модернизацию. Характерно, что применительно к самой  Западной цивилизации понятие модернизации означает отнюдь не абстрактную необходимость "догонять" кого бы то ни было, а вполне реальные, конкретные процессы: урбанизацию и становление гражданского общества. Сюда следует добавить ещё индустриализацию, как явление, базисное для модернизации. [3, стр. 22]

Опыт Запада показал: основной итог модернизации - осовременивание до и раннеиндустриальной социально-экономической структуры, лишение ее "традиционных" элементов способности к регенерации и саморазвитию. Политическая сторона модернизации в Западной Европе - усвоение массовым сознанием норм демократии, развитие секулярных элементов в культуре, нарастающие процессы восходящей социальной мобильности. Все это некогда расширило социальную опору государственной власти, повысило маневроспособность, гибкость политической системы. [14, стр. 38]

Говоря о безопасном развитии гражданского общества нельзя не отметить относительно новый для  Российской Федерации институт негосударственной  системы обеспечения безопасности. Некоторые исследователи проблем формирования гражданского общества едины в мысли, что негосударственная система обеспечения безопасности способствует тому, чтобы государство и личность относились к интересам, связанным с безопасностью друг друга, с равным взаимным уважением. На высоких ступенях развития общества и государственная, и негосударственная системы обеспечения безопасности выступают как две в равной степени необходимые друг другу системы, на равных участвующие в процессе обеспечения безопасности общественной жизни, то есть личности, общества и государства.

Кроме того, сам факт существования  негосударственной системы обеспечения  безопасности страны позволяет говорить о наличии защиты от одной из самых  серьезных и самых значимых внутренних политических угроз: замедления процессов демократизации общества. Значительный уровень коррупции, низкий уровень гражданской инициативы, разочарование в западных либеральных ценностях и т.д. - все эти факторы представляют серьезную внутреннюю политическую угрозу прогрессивному и поступательному развитию страны. Защита от этих угроз состоит не только и не столько в борьбе с коррупцией, организованной преступностью с оружием в руках, сколько в развитии гражданской инициативы, самой инфраструктуры гражданского общества. [18, стр. 93]

С этой точки зрения в отношении защиты от такого рода угроз негосударственная система обеспечения национальной безопасности выполняет организующую, консолидирующую, интегрирующую функции. Таким образом, создание негосударственных структур безопасности на почве общих материальных и духовных интересов позволяет обществу и личностям продвигаться по пути социального самоутверждения и защиты своей безопасности не за счет противопоставления себя другим личностям и государству, а через использование социальных связей, деловых, творческих, дружеских контактов с другими людьми. Взаимные добровольные конвенции делают возможной интеграцию усилий и более быстрое достижение целей обеспечения безопасности и личности, и общества, и государства. [22, стр. 96]

Сегодня перед гражданским обществом в России три пути, три сценария.

Сценарий уничтожения. В рамках этого сценария нас уже  через пару-тройку лет настигнет  ресурсный кризис (то есть вслед  за нехваткой газа мы обнаружим, что  у нас не хватает нефти, а потом  еще чего-нибудь). Государство в таком случае должно резко усилиться для выполнения собственных социальных функций, причем в ущерб общественному развитию. Другого пути здесь нет. В этом случае гражданское общество в России обречено вместе со всей средой, в которой оно зарождается. [8, стр. 36]

Реформаторский сценарий. Его представляет известная модернистская  модель: импульсы развития, идущие из мегаполисов, достигают цели и творчески преобразуют  всю страну или хотя бы ее большую  часть (условно говоря, Россия повторяет  путь послевоенных Южной Кореи или Японии).

Стабилизационный сценарий. Медленное продвижение вперед через  трудный процесс постепенного выращивания  новых российских институтов, которые  учитывали бы и национальные традиции, уже устоявшиеся методы сотрудничества общества и государства.

Главными задачами гражданского общества России являются:

* формирование (и формулирование) Национальной стратегии России, основных задач государства и  критериев его эффективности;

* навязывание государству  тотального гражданского контроля  во всех областях его функционирования, на основе рекомендаций сформированного национального экспертного сообщества;

• формирования системы  личной ответственности должностных  лиц государства (в том числе  и в морально-нравственной сфере) за качество и последствия принимаемых  ими решений, и реальное состояние  дел в стране.

Всегда стоит помнить, что самый конструктивный и плодотворный способ любого взаимодействия - это сотрудничество. А любое сотрудничество начинается с диалога. Эффективное демократическое государство нуждается в диалоге с гражданским обществом и будущее Российской Федерации, как сильного, конкурентоспособного геополитического игрока напрямую зависит от создания и поддержания мощных институтов гражданского общества.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог данной работе, следует сделать следующие выводы:

Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории  политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства. [13, стр. 112]

Другую традицию в  исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда

В современном понимании  гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности  социальной, социокультурной и духовных сфер, их воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Эта система самостоятельных и независимых от государства, общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных индивидуальных или коллективных интересов и потребностей. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные и иные объединения, ассоциации и организации и т.д. Так же гражданское общество является совокупностью отношений между членами общества, которые не находятся под непосредственным контролем государства. [25, стр. 46]

Гражданское общество и  правовое государство логически  предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны. [9, стр. 51]

Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве. [22, стр. 14]

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2000.
  2. Введение в политологию/Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998
  4. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998
  5. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000.
  6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996
  7. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.
  8. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993.
  9. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2000.
  10. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.
  11. Конституция Российской Федерации. М: Юридическая литература 2000.
  12. Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2000.
  13. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов//Советское государство и право.1990.N 10.
  14. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М, 2002.
  15. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе// Государство и право, 1992, N 6
  16. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.
  17. Правовое государство в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. 19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед.  – М.: Наука, 2005. – 95 с.
  18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.
  19. Теория государства и права. Курс лекций.Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.
  20. Теория государства и права.Под ред. А.И.Королева. СПб.: Юрист, 2000.
  21. Теория государства и права: Курс лекций в 2- х томах.Под ред. М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2000.
  22. Теория права и государства. Учебник.Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2000.
  23. Теория права и государства: Учебник для вузов.Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.
  24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2001.
  25. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве//  Государство и право. 2003. N 5.

 

 

 

 

 


Информация о работе Государство и гражданское общество