Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 05:53, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
• тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
• сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;
Введение
Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
1.3. Признаки гражданского общества
1.4. Специфика формирования гражданского общества в России
Глава 2. Государство и гражданское общество
2.1. Взаимосвязь государства и гражданского общества
Глава 3. Направления и перспективы развития гражданского общества в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Парадокс состоит в том, что заранее определенных условий развития гражданского общества не существует - ни благоприятных, ни негативных. Слабое государство, если оно авторитарно, может оказаться столь же тормозящим фактором, как и сильное. Экономический подъем может помешать развитию гражданского общества ничуть не меньше, чем экономический кризис. Развиваться должны прежде всего сами люди. То есть прежде всего нужно заботиться о воспитании молодого поколения, готовя его к жизни в открытом, свободном обществе и государстве. Эффективная система образования является основой будущего развития государства, необходимым условием успешного проведения реформ. Именно образованность общества позволяет сегодня относить Россию к странам развитым, а не развивающимся.
Среда гражданского общества в России территориально фрагментирована. Эта среда есть только в десятке мегаполисов, а уже в большинстве областных центров (где 3-5 капиталистов, 50-100 лавочников и столько же интеллигентов на весь город) ее нет. Не говоря о том, что численно эта среда составляет максимум 10% от населения страны. Наша задача - создание условий для формирования среды гражданского общества в глубинке России. [23, стр. 100]
В связи с этим кажется
правильной постановка вопроса о
развитии среды существования
В Российской Федерации взят курс на модернизацию. Характерно, что применительно к самой Западной цивилизации понятие модернизации означает отнюдь не абстрактную необходимость "догонять" кого бы то ни было, а вполне реальные, конкретные процессы: урбанизацию и становление гражданского общества. Сюда следует добавить ещё индустриализацию, как явление, базисное для модернизации. [3, стр. 22]
Опыт Запада показал: основной итог модернизации - осовременивание до и раннеиндустриальной социально-экономической структуры, лишение ее "традиционных" элементов способности к регенерации и саморазвитию. Политическая сторона модернизации в Западной Европе - усвоение массовым сознанием норм демократии, развитие секулярных элементов в культуре, нарастающие процессы восходящей социальной мобильности. Все это некогда расширило социальную опору государственной власти, повысило маневроспособность, гибкость политической системы. [14, стр. 38]
Говоря о безопасном
развитии гражданского общества нельзя
не отметить относительно новый для
Российской Федерации институт негосударственной
системы обеспечения
Кроме того, сам факт существования
негосударственной системы
С этой точки зрения в отношении защиты от такого рода угроз негосударственная система обеспечения национальной безопасности выполняет организующую, консолидирующую, интегрирующую функции. Таким образом, создание негосударственных структур безопасности на почве общих материальных и духовных интересов позволяет обществу и личностям продвигаться по пути социального самоутверждения и защиты своей безопасности не за счет противопоставления себя другим личностям и государству, а через использование социальных связей, деловых, творческих, дружеских контактов с другими людьми. Взаимные добровольные конвенции делают возможной интеграцию усилий и более быстрое достижение целей обеспечения безопасности и личности, и общества, и государства. [22, стр. 96]
Сегодня перед гражданским обществом в России три пути, три сценария.
Сценарий уничтожения. В рамках этого сценария нас уже через пару-тройку лет настигнет ресурсный кризис (то есть вслед за нехваткой газа мы обнаружим, что у нас не хватает нефти, а потом еще чего-нибудь). Государство в таком случае должно резко усилиться для выполнения собственных социальных функций, причем в ущерб общественному развитию. Другого пути здесь нет. В этом случае гражданское общество в России обречено вместе со всей средой, в которой оно зарождается. [8, стр. 36]
Реформаторский сценарий. Его представляет известная модернистская модель: импульсы развития, идущие из мегаполисов, достигают цели и творчески преобразуют всю страну или хотя бы ее большую часть (условно говоря, Россия повторяет путь послевоенных Южной Кореи или Японии).
Стабилизационный сценарий. Медленное продвижение вперед через трудный процесс постепенного выращивания новых российских институтов, которые учитывали бы и национальные традиции, уже устоявшиеся методы сотрудничества общества и государства.
Главными задачами гражданского общества России являются:
* формирование (и формулирование) Национальной стратегии России, основных задач государства и критериев его эффективности;
* навязывание государству
тотального гражданского
• формирования системы личной ответственности должностных лиц государства (в том числе и в морально-нравственной сфере) за качество и последствия принимаемых ими решений, и реальное состояние дел в стране.
Всегда стоит помнить, что самый конструктивный и плодотворный способ любого взаимодействия - это сотрудничество. А любое сотрудничество начинается с диалога. Эффективное демократическое государство нуждается в диалоге с гражданским обществом и будущее Российской Федерации, как сильного, конкурентоспособного геополитического игрока напрямую зависит от создания и поддержания мощных институтов гражданского общества.
Заключение
Подводя итог данной работе,
следует сделать следующие
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д.Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства. [13, стр. 112]
Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих свои потребности с помощью труда
В современном понимании
гражданское общество представляет
собой систему обеспечения
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Гражданское общество и правовое государство - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы, так как государство - форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны. [9, стр. 51]
Что касается нашей страны, то на основании исследования так же можно сделать некоторые выводы. А именно то, что в настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Конституцией были формально закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Провозглашено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления. Но для воплощения в жизнь всего, что написано в Конституции необходим высокий уровень правосознания всех граждан, которого, к сожалению, в нашей стране слишком низок, чтобы говорить о полноценном гражданском обществе и правовом государстве. [22, стр. 14]