Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 05:53, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
• тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
• сделать выводы как соотносятся гражданское общество и правовое государство;
Введение
Глава 1. Гражданское общество: содержание, структура, признаки
1.1. Понятие гражданского общества
1.2. Структура гражданского общества
1.3. Признаки гражданского общества
1.4. Специфика формирования гражданского общества в России
Глава 2. Государство и гражданское общество
2.1. Взаимосвязь государства и гражданского общества
Глава 3. Направления и перспективы развития гражданского общества в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
- свободно формирующееся
общественное мнение и
- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;
- жизнедеятельность в
гражданском обществе
Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.
В свою очередь, гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей и ценностей. Но в то же время, добиваясь этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии. [19, стр. 23]
Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.
Исходя из сказанного,
можно дополнить к
- возникновение гражданского общества на определенных основаниях, не исключая и того момента, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом и государственной рационализации;
- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.
Несмотря на начавшиеся в 1985 году преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего класса уже как частная собственность. [20, стр. 60]
Экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса. Имевшие место обесценивание денежных вкладов, достаточно высокий уровень инфляции, сильный налоговый процесс, ограничивающий предпринимательскую деятельность, отсутствие развитой частной собственности на землю не позволяли делать серьезные вложения средств в производство, в землю, не способствовали становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями. [20, стр. 62]
На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде. Вследствие известных ошибок и просчетов реформаторов внедрение этих универсальных ценностей в сознание российских граждан осуществляется в условиях постоянного падения уровня жизни большинства населения. Это и определяет его реакцию отторжения важнейших ценностей - конкуренции, демократии, рынка.
Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса гражданской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов. Изменение материального положения различных групп приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит свое выражение в массовых забастовках, стачках, пикетах, голодовках.
Осложняет процесс кристаллизации автономной личности и то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпали по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности. Совпадение этих тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым и даже отчасти возвратным. Ведь в реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп, что снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и других интересов.
Наиболее негативным последствия снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового государства. Очевидно, что процесс формирования гражданского общества будет иметь естественный темп, который невозможно будет ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию.
Глава 2. Государство и гражданское общество
2.1. Взаимосвязь
государства и гражданского
В центре дискуссий о правовом государстве стоит вопрос о гражданском обществе и его связи с государством. Гражданское общество и правовое государство возникли и развивались как реакция против идеала средневековой теократии, как результат раздвоения общественного и частного, общества и государства, права и морали, светского и религиозного и т.д. Религия, мораль, наука, искусство начинают существовать в полном объеме и истинном качестве, лишь отказавшись от политического характера своей деятельности. Все это способствовало изгнанию из политической сферы (публичного права) в сферу частных интересов (частного права) религии, науки, литературы, искусства, всего комплекса институтов и организаций, призванных осуществлять социокультурное и духовное развитие общества. Это та сфера, где вредны классовый подход, идеологизация, политизация, государственное вмешательство и тем более огосударствление. [25, стр. 33]
Гражданское общество в современном его понимании представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии при разумно необходимом вмешательстве государства.
Еще Кант ввел понятие моральная автономия, согласно которому о правовом порядке можно говорить лишь там, где признается, что общество независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепринятые нравственные нормы. Именно институты гражданского общества (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы) способны играть подобную роль. Такая функция, в сущности, чужда государству, и оно прибегает к ее выполнению лишь в случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность к этому. Если институты гражданского общества оказываются неспособными обеспечить правопорядок в указанном выше кантовском смысле, эту роль берет на себя государство, его правоохранительные органы, что в последующем может вести к подмене безопасности гражданского общества безопасностью государства. Однако данные понятия не совпадают: в определенном смысле они противоположны. [25, стр. 11]
Безопасность государства можно охарактеризовать такими параметрами, как поддержание конституционных отношений, укрепление государственной власти, экономическое могущество, законность, территориальная целостность и нерушимость границ. Они предопределяют политическую стабильность как интегральный параметр безопасности.
Особым фактором безопасности выступает верховенство права. Этот фактор многими рассматривается как краеугольный принцип правового государства и включает в себя две составляющие: верховенство закона и соответствие закона праву. Эти составляющие, простые на первый взгляд, несут в себе огромную смысловую нагрузку. В чем она выражается? Во-первых, государственные служащие должны руководствоваться в своей деятельности только законом, и этот закон должен быть понятен населению, приниматься народными избранниками (парламентом) и соблюдаться самим населением (или хотя бы существенным большинством). Важную роль при этом играет процедура принятия закона. Закон должен быть принят, как мы уже указали выше, представительным органом, должен быть опубликован средством массовой информации, ясно и доходчиво сформулирован. Закон — самый стабильный документ в государстве (в отличие от указов или постановлений), т.к. его принятие или отмена осуществляются в установленном порядке на основе голосования парламентариев.
Второе положение принципа верховенства права — соответствие закона праву — наиболее сложная часть вопроса, т.к. необходимо не только составить законы, но и добиться, чтобы им соответствовал уровень правовой культуры населения, что для России особенно актуально.
Правовой нигилизм, бурно развившийся в России в конце XIX — начале XX в., продолжает углубляться, и эта тенденция еще не преодолена, что порождает нестабильность общественного развития.
В то же время политическую
стабильность в правовом государстве
нужно рассматривать
Подобная концепция была характерна для обеспечения безопасности в тоталитарном государстве, которое сводилось к деятельности по охране правопорядка от нарушений, обеспечению соответствия поведения людей правовым предписаниям, установленным государством, так же как применительно к государственной власти не возникла проблема разделения безопасности на безопасность государства и безопасность гражданского общества. Все сводилось к «прозаическому деловому разделению труда» по осуществлению правоохранительной деятельности между различными государственными органами, что и было закреплено соответствующим законодательством. В итоге такая концепция безопасности строилась на силовых представлениях о способах решения внутренних и внешних проблем, а не на гармонизации интересов; охрана правопорядка нацеливалась на репрессию, что было особенно заметно в хозяйственных вопросах. В связи с этим очевидно, что определение роли правоохранительных органов в системе рыночной экономики — важнейший вопрос реформы концепции безопасности как государства, так и гражданского общества, которое без государства не сможет реально существовать. [13, стр. 42]
Эту роль необходимо закрепить одним из важных принципов правового государства — принципом разделения властей. В идеале государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Поэтому очень важной проблемой является четкое определение границ деятельности государственной власти и действующего механизма определения ее полномочий, определения образа действий в кризисных ситуациях и в сфере нормотворчества.
Особое внимание на это обратил А. Бланкенагель, подчеркнув в своей работе важность определения границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной1. Россия долгое время жила, используя в качестве основной нормативную базу, основанную на указах Президента и постановлениях Правительства. Наметившаяся тенденция усиления роли законов, основанная на базовом законе страны — Конституции РФ 1993 г., оказывает благотворное влияние на стабильность политической ситуации в стране, что, несомненно, приведет к экономическому росту, т.к. экономика развивается только при политической стабильности, а это способствует безопасности государства, построению основ гражданского общества и правового государства. [25, стр. 52]
Таким образом, можно сделать вывод, что правовое государство — это государство, подчиненное праву, а право находится под контролем гражданского общества.
Глава 3. Направления и перспективы развития гражданского общества в Российской Федерации