Государство как институт политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – представление государства как института политической системы общества. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) раскрыть сущность государства;
2) описать внутренние и внешние функции государства;
3) рассмотреть типологию государств.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государства 5
2. Функции государства 10
3. Типология государства 22
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

гос-рство как институт пол-ской системы общества.docx

— 52.26 Кб (Скачать файл)

В философской  и юридической литературе можно  насчитать до двух десятков таких  определений. За терминологическими расхождениями нередко кроются различия в подходе к изучению этого сложного вопроса. Наиболее адекватным представляется следующее определение: функция государства - это необходимое, однородное, постоянное, целесообразное направление (сторона) его деятельности, обусловленное объективными потребностями общественного развития с точки зрения его внутренних и внешних задач. [12]

Классификационные критерии, т. е. признаки (их сумма), позволяющие  отнести те или иные функции к  конкретному классу, группе, имеют  разный характер. Выделяют, например, объекты  и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях  функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением.

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства  подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства  во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государстве тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства  следует делить на основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен.[12]

Каждая  функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.

К числу  критериев можно отнести принцип  разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого  принципа. Соответственно, функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует  деятельность четвертой власти - средств  массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы  и структуры, свое обеспечение. Специфика  этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а  подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов  вызывает признание. Дело в том, что  это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции  осуществления государственной  власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.

Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. [12]

Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций  на внутренние и внешние, т. е. на определение  деятельности государства по отношению  к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Внутренние  функции государства проявляют  себя в экономической, политической, социальной, идеологической сферах жизни общества. Например, в экономической области на разных этапах государственности функции могут выполнять роль «ночного сторожа» (невмешательство в экономическую жизнь), выполнять регулятивную социальную роль, осуществлять хозяйственно-организаторскую функцию, обеспечивать учет меры труда и меры потребления, планово-программное воздействие на экономику и т. п.

Понятно, что та или иная функция более  или менее ярко проявляется на соответствующем этапе государственности, например, учет меры труда и меры потребления («не трудящийся да не ест») в раннеклассовых, социалистических государствах.

Внешние функции - защита общества от нападений  извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. п. - также характеризуют деятельность государства как целостную организацию общества, но уже обращенную не внутрь, а вовне его жизнедеятельности. [14]

Деление функций на внутренние и внешние - это определенное наследство, доставшееся  современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведомству» классовой сущность государства, например, хозяйственно-организаторская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркивалось, что «по мере продвижения к коммунизму экономическая роль государства будет усиливаться, в связи с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его хозяйственно-организаторской функции, поскольку она имеет целью создание материально-технической базы коммунизма».

Исторический  опыт показал, что это не так. И  на современном этапе как раз  требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнительной  психологии и социального иждивенчества, вытекавших из организаторско-хозяйственной функции государства.

Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т. п., хотя зачастую все это имело  демагогический характер.

Сейчас  членение функций на внутренние и  внешние утратило в известной  степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний  характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.

Более важным становится выделение глобальных функций  государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Особую  проблему представляет решение вопроса  о централизации и децентрализации  функций государства, который имеет  несколько аспектов. В условиях тоталитарного  и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других вопросов.

Есть  такие вопросы, при решении которых  централизация, понимаемая как монополия  центра, не только неизбежна, но и полезна  делу. Это относится к таким  стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.

В функциональную характеристику государства входит и рассмотрение тех средств и  способов, которые обеспечивают выполнение государством своих функций. Такой обеспечивающей структурой является государственный аппарат - система органов государства, создаваемых специально для выполнения функций государства. [14]

Подчеркну, что функции государства, а не различные функции различных ветвей власти, обеспечивает государственный аппарат в целом, в комплексе, в системе. Но при этом, разумеется, каждое звено этого аппарата, каждый орган имеет и свои собственные функции, представляющие разделение труда по управлению обществом. Вот почему надо различать функции государства, функции государственной власти и функции государственных органов.

Итак, для  обеспечения выполнения своих функций  в любом государстве формируется  специальная структурная организация, называемая государственным аппаратом. Он олицетворяет материальную силу государственной власти. Аппарат государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.[15] Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией (основным законом государства).

Очень важно  отметить, что именно государственные  органы как раз характеризуют  формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции.

Этот  слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и т.д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом — это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы (синекуру) или ищут этим органам новые функции и т. п.

Таким образом, орган государства - это специально созданная структура, составляющая часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, необходимой для осуществления  функций.[14] Построение аппарата государства должно идти от функций к органу, а не наоборот, и на строгой правовой основе.

Но функции  государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. Так, например, при переходе государства от тоталитарного режима к демократическому функции государства приобретают качественно новый характер. На примере нашей страны и бывших стран социалистического содружества возможно проследить этот процесс.

В своё время  в теории социалистического государства  выделялись, например, следующие его  основные внутренние функции: «хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, природы, а также функция оказания социальных услуг». Конечно же, ясно, что хозяйственно-организаторская функция и функция регулирования меры труда и меры потребления представляют две составные части функционирования тоталитарной системы в области экономики, в частности распределения, а функция культурно-воспитательная - это наполовину функция идеологического контроля.

Вопрос  о функциях государства - часть вопроса  о функциях публичной власти в  любом обществе, и объективным  основанием для их выявления может  быть степень монополизации политической власти и соотношение государства  и общества. Тоталитарная политическая система базируется на монизме власти; авторитарная политическая система не столь жёсткая, как тоталитаризм, и может быть определена как система ограниченного плюрализма; демократическое государство функционирует в гражданском обществе, в саморегулирующейся среде. Таким образом, следует различать функции тоталитарной системы, авторитарного государства и демократического.

Прежде  чем перейти к рассмотрению того, что происходит с некоторыми из ниже перечисленных функций, остановимся на не менее важном вопросе - об их организационных и правовых формах.

Известно, что содержание любого явления не может существовать вне соответствующей  формы. Так и содержание функции  государства не даёт полного представления  о ней без учёта организационных  и правовых форм2. Организационные формы функций государства - это его механизм, система органов, их полномочия. Правовая форма функций государства представляет собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих нормативных актов, организацию их исполнения и охраны от нарушений, т.е. формы практической деятельности государства. [14]

Процесс воздействия государства на определённую сферу общественных отношений начинается с издания законодательных актов, которые «организуют» и регулируют данные общественные отношения. Это законотворческая форма.

Практическое  воздействие государства и его  органов на общественные отношения  происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в соответствии с издаваемыми государством законодательными актами.

Информация о работе Государство как институт политической системы общества