Государство как институт политической системы общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – представление государства как института политической системы общества. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) раскрыть сущность государства;
2) описать внутренние и внешние функции государства;
3) рассмотреть типологию государств.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность государства 5
2. Функции государства 10
3. Типология государства 22
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

гос-рство как институт пол-ской системы общества.docx

— 52.26 Кб (Скачать файл)

Следующая правовая форма осуществления функций  государства - правоохранительная. Она  состоит в обязанности государства  не допускать нарушение законов  и нормативных актов участниками  регулируемых государством общественных отношений при реализации ими  своих прав и обязанностей.

Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх правовых нормах. Естественно, от содержания функции зависят особенности организационных и правовых форм осуществления.

Правовая  форма осуществления экономической  функции государства в переходный от тоталитаризма период  имеет  свои особенности. На первом этапе государство объективно может лишь готовить почву, создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования рыночной экономики. Поэтому основные задачи экономической функции сводятся к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике, реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного капитала.

Осуществление перечисленных задач вызывает принципиальные изменения в социально-экономической  структуре общества. Экономическая  функция становится выражением сложного взаимного воздействия экономической  структуры общества и  характера  государственной власти.

Обобщение практики социально-экономических  преобразований в странах бывшего  социалистического содружества позволяет говорить о некоторых закономерностях, свойственных  экономической функции. К их числу относятся широкая приватизация, развитие частного сектора в экономике, расширение сферы её косвенного регулирования со стороны государства за счёт сокращения сферы непосредственного хозяйственного руководства.

Нет сомнения, что решение экономических задач  государства касается правовой сферы  в целом. Правовая форма проявления экономической функции, по существу, универсальна, так как все разновидности  экономической деятельности государства  так или иначе затрагивают  все отрасли права. Поскольку  нормы права, регулирующие вопросы  экономического развития, охватывают широкий круг отраслей права (конституционного, административного, гражданского, земельного, трудового, уголовного), можно констатировать, что характер экономической функции государства определяет магистральное направление развития национальной правовой системы. Принципиальные особенности посттоталитарного законодательства состоят в том, что оно регулирует и закрепляет новые принципы экономической политики.

По мере углубления экономической реформы  и формирования основ социального  государства будет качественно меняться главная цель государственного воздействия на экономику. Прежней целью было создание материальной базы монопольного господства партгосноменклатуры. Отсюда экстенсивное развитие производства на базе дешёвой рабочей силы, особое внимание развитию отраслей военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим решение социальных задач.

Переход к рынку в значительной мере исключает  прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.

Существенные  изменения претерпевает объект экономического воздействия государства. Если прежде им были производственные отношения, существовавшие при монопольной государственной собственности, то теперь это будут производственные отношения за рамками этого сектора, а также экономические отношения обмена, прежде подменявшиеся детальным административным распределением, и, наконец, рыночные отношения в масштабе народного хозяйства в целом.

Все эти  объекты имеют свою специфику, которой  и будет определяться характер возможного воздействия на них со стороны государства, т.е. содержание экономической функции.

Далее можно  выделить специфическую функцию  государства переходного периода - конституирование демократической  власти. Это будет функция направленная не «вовне» (на общество), а на само государство  как на систему органов.

Обращусь ещё к одной стороне деятельности государства. Ранее в идеологическую функцию тоталитарной системы, в частности «культурно-воспитательную», было принято включать «руководство пропагандой и агитацией, образованием и наукой, детским воспитанием, печатью, радио, телевидением, литературой и искусством, физической культурой, спортом и т.д.».

Идеологическая  функция государства содействовала  внедрению в сознание членов общества определённой системы политических, правовых, нравственных, этических, антирелигиозных, философских взглядов с расчётом на то, что идеологическими взглядами  людей определяется их отношение  к действительности, прежде всего  к существующему общественному  и государственному порядку, правопорядку и т.д.

Место идеологической функции должна занять политика государственного содействия развитию науки, культуры, образования. И не больше. Правоохранительные функции в демократическом государстве сохраняются, но изменяются их формы и содержание. Им необходимо придать чёткую направленность на установление гарантий свободного становления гражданского общества, на защиту прав и свободных интересов граждан. Должны произойти изменения в структуре и содержании законодательства, ранее ориентированного на охрану прежде всего интересов власти. Теперь приоритет надо отдать личности. Другими словами сущность правоохранительной функции должна наполняться собственно правовым и демократическим содержанием.

Итак, описание модели идеального государства можно  считать оконченным. Стоит подвести краткие итоги всего вышесказанного и выделить всё само важное из понятия  политической власти, признаков и  функций государства.

Политическая  власть - особый тип власти, главной отличительной чертой которого является то, что решения принимаемые субъектом власти становятся обязательным для всех членов общества.[14] В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. В основе же политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Только государство при осуществлении политической власти имеет право на осуществление легитимного (узаконенного) насилия. Легитимация государственной власти связана не с изданием закона, принятием конституции (хотя и это может входить в процесс легитимации), а с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Существует три «чистых» типа легитимации политической власти - традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.

Кризис  государственной власти, неспособность  ее решать экономические и социальные проблемы, отражать интересы народа говорит  о том, что назрела необходимость  смены стратегического курса  в управлении страной. Политические партии, объединение предпринимателей, научные коллективы выступают со своими программами выхода из кризиса  и последующего ускоренного развития страны.

3. Типология государства

 

Типология - разновидность классификации. [12] По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государства - это вид государства. [12] Вид, который характеризуется наиболее существенными признаками, присущими различным государствам. В современной типологии государства существует несколько подходов.

Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем, представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражает логику естественно-исторического  процесса развития государства и  права, исторически неизбежной смены  одних типов государства и  права другими, является одним из важнейших приемов и средств  познания исторического процесса развития государства и права.

Категория «тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как  дает возможность более полно  отразить изменяющуюся сущность государства  и права, особенности их возникновения  и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в  бытии, так и в развитии государственно-организованного  общества.

Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его  соотношении с социально-экономическим  строем, так и проблемы типологии  государства. Решение того и иного  вопроса в отечественной теории государства и права ранее  традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических  формациях, то есть на формационный подход.

В соответствии с марксистскими положениями  о формационном подходе классовая  сущность государства, определяется экономическим  фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в  целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим  базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено  экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.

В настоящее  время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход. Понятие «цивилизация» утвердилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

В самом  общем виде понятие «цивилизация»  можно определить как социокультурную  систему, обеспечивающую высокую степень  дифференциации жизнедеятельности  в соответствии с потребностями  сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его  необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подход к решению вопроса о  соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить  с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство  с предельно широких позиций  определяющего воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В  отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства  экономическими причинами, цивилизационная  теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут  блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в  характеристике и понимании государства  стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что  цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и  социально-экономического подхода.

Сторонники этого аргумента  аргументируют это так: в основе государства лежат экономические  факторы, но влияние на них достигается  выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той  сфере человеческой деятельности, которая  характеризуется как культура, или  цивилизация. В итоге цивилизация  влияет на социальную организацию общества.

Культурно-идеологические принципы жизни  вполне способны ослабить влияние способа  производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример – это циклическое развитие государственных форм в странах  арабского мира, Китае, Америке до XX века и т.д. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этики сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых начал.

Каждое государство становится полем борьбы двух видов воздействия  на него: формационного и цивилизационного. Какой из них победит, сказать  заранее нельзя. Именно с этим связана  многовариантность развития в государственной  и других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения  государства с социально-экономическим  строем предполагает использование  обоих подходов. Однако, исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы  того или иного государства к  социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона  и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые  позволяют классифицировать различные  типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в противостояние.

Такой подход наполняет конкретным содержанием такие категории, как  «Восток-Запад» и «Север-Юг». Формационные критерии мало что объясняют в  современных государственных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства.

Типология государства представляет собой  довольно сложный и в то же время  очень важный вопрос в теории государства  и права. Исторический путь развития государства насчитывает уже  около 8 тысяч лет. Несколько тысячелетий, веков и даже десятилетий назад  государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее  время. Теория государства и права  пытается определить основные этапы  исторического развития государства, сформулировать логику развития государства.  Считается, что на каждом этапе исторического развития государство приобретает определенную совокупность черт, признаков, которые позволяют отнести его к определенному типу государств.

Информация о работе Государство как институт политической системы общества