Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит:
Сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина;
Выработать предложения по совершенствованию законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современное международное и Российское правовое регулирование положения несовершеннолетних…………………………….7
1.1. Исторические аспекты правового положения детей…………………….7
1.2.Международное и российское правовое регулирование положения детей……………………………………………………………………………11
1.3. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан………………………………………………………………………...23
Глава 2. Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации……………………………………………………..32
2.1. Проблема правоспособности и дееспособности в гражданской правосубъектности несовершеннолетних…………………………………...32
2.2. Проблема эмансипации…………………………………………………..38
2.3. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних………………………………………………………….41
2.4. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними……...53
Заключение…………………………………………………………………….61
Список используемой литературы…………………………………………...66
Список принятых сокращений

Файлы: 1 файл

гражданско-процессуальное положение несовершеннолетних в РФ.-дубровская.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Современное международное  и Российское правовое регулирование  положения несовершеннолетних…………………………….7

1.1. Исторические аспекты правового положения детей…………………….7

1.2.Международное и  российское правовое регулирование положения детей……………………………………………………………………………11

1.3. Общая характеристика  правового статуса несовершеннолетних граждан………………………………………………………………………...23

Глава 2. Гражданско –  правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации……………………………………………………..32

2.1. Проблема правоспособности  и дееспособности в гражданской  правосубъектности несовершеннолетних…………………………………...32

2.2. Проблема эмансипации…………………………………………………..38

2.3. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних………………………………………………………….41

2.4. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними……...53

Заключение…………………………………………………………………….61

Список используемой литературы…………………………………………...66

Список принятых сокращений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи, с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны    в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

Однако дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости  не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних, только 15% детей в России относительно здоровы1.

Изменения в экономической и  социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые  не проявлялись так отчетливо, как  сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, т. е. на будущее России. Речь идет о следующих задачах, которые обозначены в данной работе и которые следует решать:

    • радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;
    • отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;
    • возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;
    • противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой.

Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам  следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм  нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.

В подтверждение этому можно привести слова В.В.Путина, сказанные им в Послании Федеральному собранию  3 апреля 2001 г.: "… сегодня наша нормативно-правовая база, с одной стороны, избыточна, с другой - неполна. Законов принято даже слишком много. Многие из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев - так и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких - групповых или ведомственных - интересов.      Кроме того, много раз отмечалось: любой закон должен быть обеспечен - и организационно, и материально"2.  

За 90-е годы государством сделан шаг  вперед в направлении укрепления правовой защиты детства.

Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России ("Об образовании"3, "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О рекламе" и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних4".  И этих противоречий немало.

Актуальность рассматриваемой  в работе проблемы определяется необходимостью преодоления негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ5.

Значимость выбранной темы состоит в том, что Россия, становясь на путь стабильности и формирования  условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в  международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения  к международно-правовым документам, имеющих своей задачей  обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения. Изучение  нового Гражданского и Семейного кодексов РФ в целом, а также проблем определения дееспособности и, особенно, эмансипации в гражданском процессе послужили причиной выбора  данной темы. По моему мнению,   проблематика  несовершеннолетних, как особой  категории граждан, будет актуальной в рамках совершенствования законодательства и проводимой судебной реформы. Здесь имеется широкое поле для интересного научного поиска в целях совершенствования  и практического приложения полученных знаний.       Важным источником изучения проблематики положения несовершеннолетних для меня явились материалы работы Комиссий по делам несовершеннолетних  при администрации Псковской области и при администрации г. Острова и Островского района. Это - статистические данные и отчетные материалы, материалы  судебной практики.

Цель данной  работы состоит:

    1. Сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина;
    2. Выработать предложения по совершенствованию законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних. 

Для достижения указанных  целей необходимо:

  1. изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;
  2. проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;
  3. рассмотреть материалы судебной практики"
  4. выявить проблемы и противоречия  между отраслевыми законами и практикой, через изучение и сопоставление судебной практики.

И, таким образом, ответить на вопрос – каково же  в настоящее время  гражданско-правовое положение  несовершеннолетних в нашей стране.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. 

 

Глава 1. Современное международное  и Российское правовое регулирование  положения несовершеннолетних.

1.1 Исторические  аспекты правового положения  детей.

Положение детей в России с древних  времен определялось главенствующим положением  отца в семье, т.е. на отцовской власти. Законность происхождения ребенка в древнерусские времена еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства наложничества, главным было признание ребенка своим отцом.

С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети состояли в правовой связи с  отцом и признавались только родственниками своей матери.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни  и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей не рассматривалось  в качестве серьезного преступления. Так по Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения  и церковному покаянию. Дети же, убившие своих  родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению  осуществлялось самим отцом с  помощью домашних наказаний. Домострой  рекомендует в этом случае "биение жезлом и сокрушение ребер"6. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648г. предписывало "бить их кнутом нещадно ".

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.

Родители имели право отдавать детей в холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей не произошло. Правда, произошло некоторое смягчение власти родителей над детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или  отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания, так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться, запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В Конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями.

Родители по-прежнему могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях (ст.1953) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям7.

Для рассмотрения жалоб родителей  на детей был создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло квалифицироваться как "наветы на родителей" или "выражение непочтения", это только усугубляло вину детей.

Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере8.

Формальное существование столь  сильной родительской власти постепенно перестает  соответствовать  общественным представлениям.  Родители не только имели право, но и обязаны были  воспитывать своих детей. Воспитание состояло   в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей на службу, а дочерей – замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.

После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в  целом и, касающееся прав детей в  частности претерпело, значительные изменения и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Законодательство о браке, семье   и, не смотря на все негативные моменты, было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. Так 8 июля 1944 года был принят Указ, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось  установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей  не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка, и, хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации.

30 июля 1969 года был принят Кодекс  о семье и браке РСФСР. Современное  правовое регулирование положения  несовершеннолетних в России  будет рассмотрено в параграфе  3  данной главы9.

Вывод: К 60-м годам в теории гражданского и семейного права произошли серьезные изменения и в 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР, на основании которых были разработаны семейные кодексы союзных республик. Четко было сформировано понятие семьи и брака.

 

1.2. Международное  и российское  правовое регулирование  положения детей.

Конвенция ООН  о Правах ребенка10.

Считается, что в XX веке возникло принципиально  иное отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государства. Однако действительность не оправдала этих надежд, особенно в России.  Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха — таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это происходило на фоне принципиально новых идеологических установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития.

Информация о работе Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации