Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 12:08, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит:
Сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина;
Выработать предложения по совершенствованию законодательства, посвященного гражданско-правовому положению несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современное международное и Российское правовое регулирование положения несовершеннолетних…………………………….7
1.1. Исторические аспекты правового положения детей…………………….7
1.2.Международное и российское правовое регулирование положения детей……………………………………………………………………………11
1.3. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан………………………………………………………………………...23
Глава 2. Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации……………………………………………………..32
2.1. Проблема правоспособности и дееспособности в гражданской правосубъектности несовершеннолетних…………………………………...32
2.2. Проблема эмансипации…………………………………………………..38
2.3. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних………………………………………………………….41
2.4. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними……...53
Заключение…………………………………………………………………….61
Список используемой литературы…………………………………………...66
Список принятых сокращений

Файлы: 1 файл

гражданско-процессуальное положение несовершеннолетних в РФ.-дубровская.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства.  А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах»11, принятом в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более широком плане рассматривалась забота о "несамостоятельных детях и их воспитании". Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.

Но все это лишь отдельные фрагменты из международных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана, несомненно, имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовершеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация  предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только перечислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту — особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации), но и выделялись в качестве самостоятельных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось:

"Ребенок для полного и  гармоничного развития его личности  нуждается в любви и понимании.  Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности". Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Каждая фраза из текста этой Декларации — прообраз будущей Конвенции о правах ребенка в части, касающейся его воспитания в семье, а также главы 11 современного Семейного кодекса Российской федерации, посвященной правам несовершеннолетних детей.

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция  ООН "О правах ребенка"12 Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.

Если оценивать Конвенцию "О  правах ребенка" с точки зрения ее значения для правового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.

Общие положения Конвенции "О  правах ребенка" в свою очередь  можно разделить на сугубо декларативные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом пронизаны правила, имеющие конкретное содержание13.

Вместе с тем эта Конвенция  предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение понятия "ребенок", которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — несовершеннолетний.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего  ни одно из них, идет ли речь об общегражданских  правах и свободах или правах в  семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

В нем обращается внимание на ответственность  родителей, а в соответствующих  случаях и других членов семьи  за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.

Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих  прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содержание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодательством. И, наконец, давая общую характеристику Конвенции "О правах ребенка", следует обратить внимание на форму выражения государствами — ее участниками своей воли путем использования глаголов:  уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные), меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать.  Другими словами, при обеспечении прав ребенка Конвенция не обезличивает гаранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет — государство. Степень и форма его участия определяется характером охраняемого права14.

При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию на  1999 год).

 

Правила Организации  Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года15.

Система правосудия в отношении  несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.

Цель Правил состоит в том, чтобы  установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций  для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.

Важнейшим требованием Правил является требование о   беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.

Правила применяются в контексте  экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.

 

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (Минская  Конвенция)

Государства-члены Содружества Независимых Государств, исходя, из стремления обеспечить гражданам и лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях,  такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по  гражданским, семейным и уголовным делам приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам"16.

Минская конвенция  в отношении  правового положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ в:

    • правоотношении родителей и детей;
    • порядок принятия мер по опеке и попечительству;
    • порядок передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д. 

Таковы, в самых общих чертах, положения международного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

Вместе с тем в общем массиве  документов, имеющих международное  значение и предназначенных для  несовершеннолетних детей, Конвенция "О правах ребенка" занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Федерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение17.

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно  касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют "Великой хартией вольности для детей",  "Мировой Конституцией прав ребенка". Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье.

Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации"18  других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции19. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).

Гражданский кодекс Российской Федерации  принятый 21 октября 1994 года20 определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличие от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу – несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел  новеллу – эмансипация. Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу  с 1 марта 1996 года21 в ст. 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например, по сравнению с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям.  Подтверждением этому является содержание  гл.11 Кодекса "Права несовершеннолетних детей".   Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 "Право ребенка на защиту" и, что особенно важно – право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

Информация о работе Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации