Гражданско правовое положение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования является изучение и анализ вопросов связанных с функционированием такой организационно-правовой формы юридических лиц как общество с ограниченной ответственностью. Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1) Изучение понятия общества с ограниченной ответственностью;
2) Рассмотрение вопросов правоспособности общества с ограниченной от¬ветственностью;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 89.88 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем ликвидационная комиссия должна обеспечить опубликование в средствах массовой информации сообщений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Промежуточный ликвидацион-ный баланс утверждается решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. В случае ликвидации общества с огра-ниченной ответственностью установлено требование об обязательном про-ведении инвентаризации. О составлении промежуточного ликвидацион-ного баланса ликвидационная комиссия также уведомляет регистри-рующий орган Уведомление оформляется по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ.32 На основании указанного уведомле-ния регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписку из реестра.

По результатам заявленных требований кредиторов ликвидационная комиссия общества составляет промежуточный  ликвидационный баланс, в который  включаются все требования кредиторов.

Соответственно после  принятия всех требований кредиторов к обществу, ликвидационная комиссия осуществляет расчеты с кредиторами в очередности, установленной действующим российским законодательством. Налоговый период при ликвидации организации определяют в соответствии с п.3 ст.55 НК РФ. Если имеющиеся у ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью денежные средства недоста-точны для удовлетворения всех заявленных требований кредиторов, ликви-дационная комиссия осуществляет продажу имущества общество с ограни-ченной ответственностью с публичных торгов. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований всех кре-диторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотрен-ном Законом о банкротстве. В этом случае, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. При банкротстве ликвидируемого должника такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, не применяются. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурс-ного производства и утверждает конкурсного управляющего, в связи, с чем последующие ликвидационные процедуры от имени ликвидируемого юридического лица осуществляются конкурсным управляющим, а не лик-видационная комиссия, созданная решением участников общества с ограниченной ответственностью. В случае если требования кредиторов, не удовлетворенны по причине недостаточности имущества общества, то они считаются погашенными, т.е. юридически такие требования считаются исполненными, а фактически - нет, в связи с отсутствием у должника возможностей для удовлетворения их требований.

На следующем этапе  ликвидации общества с ограниченной ответственностью происходит распределение оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общества между его участниками. И составляется ликвидационный баланс, с целью определения оставшегося у общества имущества.33

После всех перечисленных  этапов общество уже можно считать  ликвидированным, но действующее законодательство предусматривает обязанность осуществить государственную регистрация ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ;
  • ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений.

Документы представляются непосредственно  или направляются почтой. Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию.

Ликвидация общества с  ограниченной ответственностью считается  завершенной, а общество - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.34

Таким образом, ликвидация общества с ограниченной ответственностью по своему содержанию это достаточно сложный процесс, который заключает в себе ряд мероприятий, таких как исключение компании из единого государственного реестра юридических лиц, аннулирование всех учредительных документов, проведение проверки налоговой инспекцией и различными фондами, сдача документов на хранение и уничтожение печати.

 

§2. Реорганизация  общества с ограниченной ответственностью

 

Основные правила реорганизации  общества с ограниченной ответственностью содержатся в ст. 51 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Понятие реорганизация означает прекращение существования реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица установлены в ст. 58 ГК РФ.

Прекращение общества с ограниченной ответственностью с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает его реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства.

Законодательно установлено, что реорганизация может осуществляться в добровольном и принудительном порядке.

При добровольной реорганизации  общества с ограниченной ответственностью решение принимается всеми его участниками единогласно, причем уставом общества не могут быть установлены иные правила принятия решения о реорганизации.

Законодательством предусмотрены  также основания принудительной реорганизации юридического лица. В  частности, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего здесь имеется в виду антимонопольное законодательство.

Федеральным законом «О защите конкуренции» определены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении такой организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением причем этот срок не может быть менее чем шесть месяцев.

Реорганизация общества с  ограниченной ответственностью может  быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Следует обратить внимание на то, что данные формы реорганизации изложены и в ГК РФ и в Законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» в виде исчерпывающего перечня, что не допускает возможности проведения реорганизации общества с ограниченной ответственностью в иных формах.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при  любых формах реорганизации юридического лица обязательно проводится инвентаризация его имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации имущества общества расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

При проведении инвентаризации целесообразно руководствоваться  положениями, содержащимися в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».35 При этом следует иметь в виду, что действие данного документа не распространяется на общества, осуществляющие банковскую деятельность.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации  в форме присоединения, с момента  государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Таким образом, введено общее правило, согласно которому реорганизация общества с ограниченной ответственностью признается завершенной и влечет юридические последствия - правопреемство с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.

Исключением из указанного правила является реорганизация  в форме присоединения. Поскольку в случае присоединения одного общества к другому вместо двух хозяйственных обществ остается одно, права и обязанности реорганизованного общества переходят к обществу, к которому осуществлялось присоединение, с момента совершения в Едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного общества с ограниченной ответственностью.

Государственная регистрация  обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляются в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения и выделения являются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления;
  • учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
  • решение о реорганизации юридического лица;
  • договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;

Реорганизация юридического лица в форме преобразования, выделения и слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а реорганизованные юридические лицо считаются прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Гражданский кодекс РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Это:

  • непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса;
  • отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Передаточный акт и  разделительный баланс обязательно  должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного общества в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе обязательства, оспариваемые сторонами. Указанные документы утверждаются учредителями или учредителем общества или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возник-ших юридических лиц или изменений в учредительные документы сущее-ствующих юридических лиц.

Одним из условий реорганизации  хозяйственного общества является соблюдение прав его кредиторов. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его  реорганизации предусмотрены ст. 60 ГК РФ.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами. Данная норма является императивной.

Исходя из вышеизложенного  следует, что реорганизация общества с ограниченной ответственностью по своему содержанию это процедура изменения структуры или организационно-правовой формы предприятия.     К тому же сравнительно быстрый способ ликвидации, и если добровольная ликвидация и банкротство процесс долгий и утомительный с точки зрения сбора документов и возможных последствий многочисленных проверок, длящийся от 6 месяцев и до нескольких лет, то реорганизацию можно осуществить за 2,5-4 месяца.

 

Заключение

Информация о работе Гражданско правовое положение