ВВЕДЕНИЕ
Государство играет решающую
роль в жизни общества. Благодаря появлению
государства как органа управления обществом
человечество перешло от состояния дикости
и варварства к цивилизованности. Государство
согласовывает разнообразные социальные
интересы, упорядочивает жизнедеятельность
общества, обеспечивает его целостность,
защищает слабых от произвола сильных,
утверждает в отношения между людьми господство
силы права вместо господства права силы,
которое было присуще во времена дикости
и варварства. Вся человеческая история
свидетельствует, что наибольшего развития
общество достигает только при развитой
государственности, и наоборот – разрушение
государственности приводило к глубокому
социальному кризису и даже к исчезновению
общества.
Однако государство не является
абсолютным благом, с ним связано и немало
негативного. Она может злоупотреблять
своим монопольным правом принуждения
и совершать насилие над обществом. Государства
втягивают народы в кровопролитные войны,
могут совершать геноцид относительно
властных народов, вводить жесткие законы,
облагать население непомерными налогами
и т.д. Любое, даже самое демократическое,
государство стремится к расширению своих
полномочий и установлению тотального
контроля над обществом.
Однако, государство не является
ни абсолютным благом, ни абсолютным злом.
С целью минимизации негативных последствий
функционирования государства для общества,
ограничения возможного зла от нее, человечество
отработало ряд теоретических и практических
способов. К ним относятся, в первую очередь,
теория демократии с ее концепциями и
принципами и их практической реализацией.
Особое место в арсенале теоретических
способов влияния общества на государство
принадлежит теории правового государства
и гражданского общества.
1.Гражданское общество
и правовое государство
Развитое гражданское общество
выступает исторической предпосылкой
становления правового государства. Без зрелого гражданского
общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные
и политически активные граждане способны
создавать наиболее рациональные формы
коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия
для реализации прав и свобод личностей
и групп.
Гражданское общество — это совокупность негосударственных
частных объединений граждан, преследующих
индивидуальные и групповые интересы.
Понятие гражданское общество»
было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения
исторического развития общества, перехода его от дикого природного
состояния к цивилизованному.
Это понятие анализировали
многие великие умы общественной мысли:
от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных
авторов XXI в. Под гражданским обществом они
понимали общество на определенной стадии
его развития, включающее добровольно
сформировавшиеся негосударственные
структуры в экономической, социально-политической
и духовной сферах жизнедеятельности
общества.
Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных
отношений в обществе:
интересы личности стоят выше
интересов общества и государства; свобода
— наивысшая ценность; основа свободы
индивида, гарантия его политической самостоятельности
— частная собственность;
свобода означает невмешательство
кого бы то ни было в частную жизнь личности;
индивиды заключают между собой
общественный договор, т. е. создают гражданское
общество; оно образует защитные структуры
между индивидом и государством.
Таким образом, по Локку, гражданское
общество — люди, добровольно объединенные
в различные группы и самоуправляющиеся
институты, огражденные законом от прямого
вмешательства государства. Правовое
государство призвано отрегулировать
эти гражданские отношения. Если гражданское
общество обеспечивает права человека(права на жизнь, свободу, стремление
к счастью и т. д.), то государство — права
гражданина (политические права, т. е. права
на участие в управлении обществом). В
том и другом случае речь идет о праве
личности на самореализацию.
Разнообразие интересов граждан,
их реализация через различные институты,
диапазон используемых при этом прав и
свобод составляют основные черты гражданского
общества.
Институты гражданского общества можно
разделить на три группы. Это организации,
в которых индивид:
получает средства к удовлетворению
жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д.
Эти средства индивид может получить в
производственных организациях, потребительских
и профессиональных союзах и
т.д;
удовлетворяет потребности
в продолжении рода, общении, духовном
и физическом совершенстве и т. д. Этому
способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
удовлетворяет потребности
в управлении жизнью общества. Здесь интересы
реализуются посредством участия в функционировании
политических партий и движений.
Способность отдельных граждан,
различных организаций граждан отстаивать
свои частные интересы, возможность их
удовлетворения по собственному усмотрению,
не нарушая при этом чужих частных и общественных
интересов, характеризует зрелость гражданского
общества.
В современных условиях гражданское общество выступает
как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений
свободных и равноправных индивидов в
условиях рынка и демократической правовой
государственности. В отличие от государственных
структур в гражданском обществе преобладают
не вертикальные (иерархические), а горизонтальные
связи — отношения конкуренции и солидарности
между юридически свободными и равноправными
партнерами.
В экономической сфере структурными
элементами гражданского общества являются
негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные
хозяйственные объединения граждан, создаваемые
ими по собственной инициативе.
Социально-политическая
сфера гражданского общества включает:
семью как определяющую социальную
ячейку гражданского общества, в которой
пересекаются индивидуальные и общественные
интересы;
общественные, общественно-политические,
политические партии и движения, выражающие
многообразие интересов различных групп
гражданского общества;
органы общественного самоуправления
по месту жительства и работы;
механизм выявления, формирования
и выражения общественного мнения, а также
разрешения социальных конфликтов;
негосударственные средства
массовой информации.
В этой сфере складывается практика
институционального оформления интересов,
возникающих в обществе, и выражения их
в ненасильственной, цивилизованной форме,
в рамках конституции и законов государства.
Духовная сфера гражданского общества предполагает
свободу мысли, слова, реальные возможности
публично высказывать свое мнение; самостоятельность
и независимость научных, творческих и
других объединений от государственных
структур.
В целом гражданское общество
отдает приоритет правам и свободам человека,
повышению качества его жизни. Это предполагает:
признание естественного права
человека на жизнь, свободную деятельность
и счастье;
признание равенства граждан
в единых рамках для всех законов;
утверждение правового государства,
подчиняющего свою деятельность закону;
создание равенства шансов
для всех субъектов экономической и социально-политической
деятельности.
Гражданское общество тесно
соприкасается и взаимодействует с правовым
государством, основные функции которого
сводятся к следующему:
выработка общей стратегии
общественного развития;
определение и обоснование
приоритетов, темпов, пропорций развития
экономических и социальных сфер общества;
стимулирование общественно
полезной деятельности граждан и защита
их прав, собственности и личного достоинства;
демократизация всех сфер жизнедеятельности
общества;
зашита границ и обеспечение
общественного порядка.
За годы реформирования в России
произошли существенные сдвиги в направлении формирования
гражданского общества. Приватизация
собственности, политический плюрализм,
утверждение свободомыслия — все это
позволило создать необходимую инфраструктуру
гражданского общества. Однако ее качественные
характеристики во многом имеют низкий
уровень. Некоторые отечественные социологи
приходят к выводу, что существующие в
России политические партии не способны
эффективно выполнять функцию посредника
между властью и обществом, уровень социальной
ответственности бизнеса невысок, степень
защищенности трудовых прав наемных работников
сопоставима с временами первоначального
капиталистического накопления и т. д.
В итоге исследователи констатируют
наличие значительных трудностей на пути
построения гражданского общества в России,
имеющих как объективный, так и субъективный
характер. Одна из них связана с отсутствием
традиций гражданской жизни в российском
обществе, другая — с упрощенными представлениями
о природе и механизмах формирования гражданского
общества в постсоциалистических странах,
с недооценкой роли государства в этом
процессе.
Можно согласиться с мнением
ряда социологов, считающих, что движение
к гражданскому обществу сегодня невозможно
без институционализации российского
социума, наведения элементарного порядка,
правовых норм жизни.
Правовое государство -
это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится
во взаимоотношениях с индивидами и их
различными объединениями на основе норм
права.
Под правовым государством следует понимать
цивилизованную форму государства, основанного
на верховенстве права и господства закона.
Верховенство права означает, что право
не исчерпывается законом. Оно существует
и помимо закона. Главное отличие правового
государства от неправового состоит в
приоритетности защиты прав и свобод граждан,
взаимной ответственности и равенстве
государства и личности.
Правовое государство опирается:
- на провозглашение нерушимости прав
человека со стороны государства;
- на приоритетность прав человека над
правами человеческих сообществ (групп,
классов, наций) и государства;
- на установление четкого механизма гарантий
прав и свобод;
- на право граждан делать все то, что не
запрещено законом;
- на обязанность государства, его органов
и должностных лиц и служащих действовать
в рамках конституции и законов;
- на конституционное правление, построенное
на принципе разделения ветвей властей;
- на принцип верховенства конституции
по отношению к другим законам;
- на развитую, четкую и непротиворечивую
правовую систему;
- на принцип независимого суда;
- на социальный контроль политики и власти;
- на принцип приоритета норм международного
права перед нормами национального права;
- на независимость массовой информации.
Категория правового государства тесно
связана и, как правило, употребляется
рядом с такими определениями государства,
как демократическое, социальное и светское.
Понятие социальное предполагает, что государство служит
обществу и стремится минимизировать
неоправданные социальные различия. Социальное
государство означает: