Гражданское общество и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Государство играет решающую роль в жизни общества. Благодаря появлению государства как органа управления обществом человечество перешло от состояния дикости и варварства к цивилизованности. Государство согласовывает разнообразные социальные интересы, упорядочивает жизнедеятельность общества, обеспечивает его целостность, защищает слабых от произвола сильных, утверждает в отношения между людьми господство силы права вместо господства права силы, которое было присуще во времена дикости и варварства. Вся человеческая история свидетельствует, что наибольшего развития общество достигает только при развитой государственности, и наоборот – разрушение государственности приводило к глубокому социальному кризису и даже к исчезновению общества.

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 35.20 Кб (Скачать файл)
  • право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;
  • обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования (в том числе – не бесплатно);
  • ограничения свободы договоров, включая регулирование цен на определенные товары;
  • четка социальная налоговая политика;
  • принудительное социальное страхование отдельных групп населения.

Демократичность государства обусловлена возможностью предоставления гражданам и их объединениям влиять на принятие государственных управленческих решений. Реализация этой возможности базируется на демократическом политическом режиме и правовой культуре граждан.

Характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, четкое правовое разграничение их сфер деятельности. Альтернативной светского государства является государство теократическое и клерикальное. В последнем нет слияния светской и религиозной власти, тем не менее, государство закрепляет приоритет одной конфессии, включает в систему образования изучение религиозных догм.

Основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех  сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности  и государства.

4. Реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная  защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном  функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в рамках конституции, наличии  различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и  правопорядка в обществе.

Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

  1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
  2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
  3. Располагает специальным государственным механизмом.
  4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
  5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
  6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

 

 

      2.Признаки и типология муниципальных образований

Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии.

Перечислим эти признаки:

 1)Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.

 2)Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.

3)Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.

4) Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.

Город как муниципальное образование больше других населенных пунктов может соответствовать выделенным признакам. Однако это обстоятельство не может не вызывать беспокойства региональной власти, опасающейся возможности расширения экономического влияния входящих в региональные образования городов. Природа этого беспокойства имеет объективный характер и обусловлена тем, что статус региона в РФ не всегда соответствует его экономическим возможностям как хозяйствующего субъекта. В большинстве регионов России входящие в них отдельные крупные города и, прежде всего, областные центры на 60-80 % обеспечивают доходную часть региональных бюджетов, тогда как основные параметры их собственных бюджетов определяются решениями законодательных органов региональной власти. Сложившаяся в ряде европейских стран (Великобритания) практика наделения правами самоуправляемых сообществ как городов, так и географически поглощающих их районов, выбивает объективную основу противоречий между территориальными уровнями. Сферы компетенции городов и районов (регионов) фактически не пересекаются, а бюджеты формируются независимо друг от друга.

Разумеется, простое перенесение этой схемы на российскую почву нецелесообразно по ряду причин, одной из которых представляется крайняя слабость негородских поселений, живущих подчас в режиме натурального хозяйства и вряд ли способных содержать огромные пространства неурбанизированных земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3.Характеристика органов государственной власти

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью Российской Федерации (ч.3 ст.5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч.1, 2 ст. 3 Конституции РФ). Граждане Российской Федерации, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных (центральных), региональных (субъектов Федерации) и местных (территориальных) органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Вместе с тем эти органы входят в более крупную систему – систему государственного управления Российской Федерации, так как обеспечивают важные вопросы местного значения, определенные законодательством нашей страны.

В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть распределены:

  1. По принципу разделения властей – законодательные, исполнительные, судебные.

  1. По принципу федерализма – федеральные, субъектов Федерации.

  1. По территориальному масштабу – центральные, региональные (территориальные), местные.

  1. По характеру и объему компетенции – общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции.

  1. По виду государственной деятельности – гражданские, военные, правоохранительные, специализированные.

  1. По порядку образования – легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелигитимные (образованные в нарушение установленного законодательства).

  1. По организационно-правовым формам – коллективные и единоличные.

  1. По формам принятия решений – коллегиальные и единоначальные.

  1. По формам и методам осуществления функций государственного управления – политические, административные, фискальные, “силовые”, экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные.

  1. По особенностям исполнения возложенных полномочий – властно-управленческие, вспомогательные.

Такая классификация государственных органов производится как на федеральном уровне, так и на уровне органов государственной власти субъектов Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Добреньков В.И. Социология: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с.

  1. Моисеев А.Д. Муниципальное управление/А.Д. Моисеев, Л.В. Московцева, А.С. Шурупов: учеб. для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 160 с.

  1. Менеджмент: учеб. для вузов /под общ. ред. И.Н. Шапкина. – М.: Юрайт, 2011. – 690 с.

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2011.

  1. Лавриненко В.Н. Социология: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2009. – 447 с.

  1. Павленок П.Д. Социология: учеб. пособие. –   М.:  Дашков и К, 2007. – 579 с.

  1. Организационная культура: учебник под ред. Н.И. Шаталовой – М.: Экзамен, 2006.

  1. Психология и этика делового общения: учеб. для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.

 

 

 


Информация о работе Гражданское общество и правовое государство