Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
Проблема соотношения гражданского общества и правового государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Введение…………………………………………………………………....……..3
1 Гражданское общество………………………………………………………....6
1.1 Гражданское общество: понятие, признаки………………………………...6
1.2 Исторический экскурс………………………………………………………..7
1.3 Сущность и основные принципы гражданского общества…………..…...10
2 Правовое государство………………………………………………………....12
2.1 Понятие и сущность правового государства……………………………....12
2.2 Принципы правового государства……………………………….................13
Заключение…………………………………………………………....................17
Глоссарий………………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………………..22
Приложения……………………………………
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Абаканский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Гражданское общество как условие формирования правового государства |
Фамилия студента |
Качаева |
Имя студента |
Маргарита |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
19000100101091 |
Введение…………………………………………………………
1 Гражданское общество……………………………………………………….
1.1 Гражданское общество:
понятие, признаки……………………………….
1.2 Исторический экскурс………………………………………………………..
1.3 Сущность и основные принципы
гражданского общества…………..…..
2 Правовое государство…………………………
2.1 Понятие и сущность правового государства……………………………....12
2.2 Принципы правового
государства……………………………….......
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..22
Приложения……………………………………………………
Проблема соотношения гражданского общества и правового государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.
Эта проблема актуальна и сейчас. В течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти.
Согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Так как Конституция – главный нормативный акт государства, то каждый гражданин России должен знать, что значат понятия, изложенные в ней. Тем более это необходимо для юриста.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами:
1.построение в России
2.правовое государство не
3.изучение правового
Объект исследования- значение гражданского общества при формировании правового государства.
Предметом данного исследования является гражданское общество и правовое государство.
Цель курсовой работы - исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе исследования перед автором были поставлены следующие задачи:
- тщательно исследовать сущность и основные принципы гражданского общества;
- раскрыть, что представляет собой правовое государство;
- сделать выводы как
соотносятся гражданское
Так же, в данном исследовании предпринята попытка проследить развитие учения о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени.
Теоретическая обоснованность исследования состоит в углубление теоретических знаний о сущности и структуре гражданского общества и правового государства, а так же в расширении знаний о соотношении гражданского общества и правового государства.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; общенаучные методы - системный, сравнительный, структурно функциональный; общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Научная значимость. Зачатки теории правового государства, а значит и гражданского общества прослеживаются еще в рассуждениях философов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Идеи правового государства нашли свое отражение в теориях великих философов, юристов: Пифагора, Платона, Аристотеля, Цицерона. В ХV-ХХ веках этой проблеме уделяли внимание такие философы как Локк, Монтескье и другие.
Практическая значимость исследования связана с предложением конкретных путей развития правового государства.
Структура работы состоит из: введения; двух глав; заключения; глоссария; списка использованных источников и приложений.
Гражданское общество
- это спутник правового
То, что тема весьма актуальна, особенно для нашей страны, вряд ли у кого-нибудь возникнут сомнения. Но, тем не менее, в современной юриспруденции нет единого мнения по этому вопросу. Несмотря на общеупотребимый характер самого понятия «гражданское общество», в политической науке до сих пор существует достаточно большое число разнообразных определений его конкретного содержания. В разных источниках гражданское общество и правовое государство рассматривается по-разному. Учёные расходятся в своих оценках этого феномена.
«Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов» 1.
Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из «простых смертных» может толком объяснить, что это такое.
Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».
Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.
По существу же термин «гражданское общество» приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием разумеется общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.
Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось тем не менее для нашей науки относительно новым и неразработанным.
Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).
Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию, поэтому, думается, будет полезным краткий ретроспективный взгляд на проблему, ее зарождение и развитие, так как подобный исторический экскурс может помочь лучшему уяснению темы.
Происхождение этой идеи относится к далекому прошлому - к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона, другим древнегреческим учениям.
Она получила продолжение в эпоху Возрождения, в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, но сам термин "гражданское общество" стал устойчиво употребляться лишь в XVIII веке. До этого научная мысль им практически не пользовалась, так как государство и общество рассматривались как единое целое.
Однако и
в более позднее время принципи
Понадобилось время, чтобы теоретики увидели разделяющие их грани и убедились в том, что одно есть часть другого.
Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывалось и как цивильное, частное, т.е. такое, в котором помимо официальных институтов существует не подконтрольный им уклад жизни - область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.
Речь шла о невмешательстве власти в «гражданские дела» личности, частную жизнь людей.
Гражданское общество мыслилось как своего рода синоним сугубо рыночных отношений и других форм деятельности, не отождествляемых с официальной властью.
По Гегелю, гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Из естественного, «некультурного» состояния, писал Гегель, «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью». При этом он подчеркивал, что подобное общество возможно лишь «в современном мире». Иными словами, гражданское общество противополагалось дикости, неразвитости, нецивилизованности. И под ним подразумевалось, конечно, классическое буржуазное общество.
«В гражданском обществе, - писал Гегель, - каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей» 2.
Маркс, в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и другими факторами.
Основной принцип материалистического понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс видели "в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения - т.е. гражданское общество на его различных ступенях - как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т.д. и проследить процесс их возникновения на этой основе"3
В предисловии "К критике политической экономии" К. Маркс приходит к выводу, что надстроечные явления, в частности "правовые отношения, так же точно, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет "гражданским обществом", и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии"4.
Гражданское общество, по мнению Маркса, охватывает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил.
Это "материальное общение" включает в себя весь спектр рыночных отношений: частное предпринимательство, бизнес, коммерцию, прибыль, конкуренцию, производство и распределение, движение капиталов, экономические стимулы и интересы.
Критически анализируя права человека, К. Маркс указывал, что они суть ни что иное, как права члена гражданского общества.
Среди них К. Маркс, как и Г. Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу.
"Практическое применение права человека на свободу есть право на частную собственность".5 В чем состоит это право? - спрашивает К. Маркс. В качестве ответа он цитирует ст. 16 французской Конституции 1793 г.: "Правом собственности называется право каждого гражданина пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего усердия". Делает вывод: "Эта индивидуальная свобода, как и это пользование ее, образует основу гражданского общества".
Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства