Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Проблема соотношения гражданского общества и правового государства, принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала человечество на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....……..3
1 Гражданское общество………………………………………………………....6
1.1 Гражданское общество: понятие, признаки………………………………...6
1.2 Исторический экскурс………………………………………………………..7
1.3 Сущность и основные принципы гражданского общества…………..…...10
2 Правовое государство………………………………………………………....12
2.1 Понятие и сущность правового государства……………………………....12
2.2 Принципы правового государства……………………………….................13
Заключение…………………………………………………………....................17
Глоссарий………………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………………..22
Приложения……………………………………

Файлы: 1 файл

Качаевой Маргариты.КР, ТГП.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, вопрос о гражданском обществе был  исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного  процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. При этом во всех предлагаемых моделях и концепциях четко доминировал главный лейтмотив - собственность и отказ государства от претензий на роль единственного "организатора и координатора", от стремления держать в своих руках все социальные нити и связи.

  • 1. 3. Сущность и основные принципы гражданского общества

  •  

    Сущность гражданского общества состоит в том, что оно  объединяет и выражает прежде всего  интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства.

    Принципы гражданского общества:

    1.экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

    2. безусловное  признание и защита естественных  прав человека и гражданина;

    3. легитимность  и демократический характер власти;

    4. равенство  всех перед законом и правосудием,  надежная юридическая защищенность личности;

    5. правовое государство,  основанное на принципе разделения  и взаимодействия властей;

    6. политический  и идеологический плюрализм, наличие  легальной оппозиции;

    7. свобода мнений, слова и печати, независимость  средств массовой информации;

    8. невмешательство  государства в частную жизнь  граждан, их взаимные обязанности  и ответственность;

    9. классовый  мир, партнерство и национальное  согласие;

    10. эффективная  социальная политика, обеспечивающая  достойный уровень жизни людей.

    Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости.

    Роль государства  заключается в первую очередь  в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.

    Гражданское общество начинается с гражданина и его  свободы. Само название «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Гражданское общество - открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

     

  • 2 Правовое государство

  • 2.1 Понятие и сущность правового государства

  •  

    Идея о возможности  построения правового государства  возникла во времена античности. Философ  Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к  этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».6

    Общественным  сознанием правовое государство  воспринимается как такой тип  государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

    В идее правового  государства можно выделить два  главных аспекта:

    1. свободу человека, наиболее полное обеспечение  его прав;

    2. ограничение  правом государственной власти.

    В современный  период проблемы прав человека выходят  на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность  их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

    Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать  они могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.

    Именно в  связанности, ограничении правом государства  и заключается сущность правового  государства. Итак, правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

  • 2.2 Принципы правового государства

  •  

    Из определения  правового государства можно  выделить два главных принципа правового государства:

    1. наиболее полное  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина7 (социальная сторона);

    2. наиболее последовательное  связывание посредством права  политической власти, формирование  для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

    Первый принцип  нашел свое конституционное закрепление  в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение - гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.

    Второй принцип  воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

    1. Государственную  власть ограничивают сами права  и свободы человека, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

    Государство само себя никогда не ограничит, каким бы совершенным оно ни было. Ограничить власть может только другая власть.

    2. Среди правоограничивающих  мер особое место занимает  проблема разделения властей.  Ее главное требование, выдвинутое  Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

    3. Федерализм  также может внести свой вклад  в дело ограничения государственной  власти. Как своеобразное государственное  устройство, федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода "двойную безопасность" для прав человека и гражданина.

    4.Как способ  ограничения политической власти  выступает верховенство закона  и его господство в общественной  жизни. В правовом государстве  закон, принятый верховным органом  власти при строгом соблюдении  всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, издаваемых министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах.

    5. Взаимная ответственность  государства и личности - это тоже  способ ограничения политической  власти. Еще И. Кант сформулировал  данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

    В условиях правового  государства личность и властвующий  субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

    Формами контроля со стороны общественности за выполнением  обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

    Таким образом, отношения между государством и  личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

    Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это - высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

    Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

    Каждому типу государства соответствует свой тип права.8

    При всем многообразии принципов правового государства  два из них все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо  оба они выражают две стороны  сущности правового государства.

    Идея правового  государства в некотором роде носит универсальный характер в  том смысле, что она практически  присуща политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

    Итак, принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

    наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

    наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных  структур режима правового ограничения;

    разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    федерализм;

    верховенство  закона;

    взаимная ответственность  государства и личности;

    высокий уровень  правосознания и правовой культуры в обществе;

    наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

     

     

    Заключение

     

    Итак, гражданское  общество - правовое демократическое  общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение  и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.

    Сущность гражданского общества состоит в том, что оно  объединяет и выражает, прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

    Принципы гражданского общества:

    1.экономическая  свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

    2. безусловное  признание и защита естественных  прав человека и гражданина;

    3. легитимность  и демократический характер власти;

    4. равенство  всех перед законом и правосудием,  надежная юридическая защищенность  личности;

    5. правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

    6. политический  и идеологический плюрализм, наличие  легальной оппозиции;

    7. свобода мнений, слова и печати, независимость  средств массовой информации;

    8. невмешательство  государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

    9. классовый  мир, партнерство и национальное  согласие;

    Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства